Русские Вести

Кем стать, кем быть?


В этом красивейшем городе Земли всегда было престижно быть умным и образованным. Традиционное осеннее событие – состоявшийся на днях в «Ленэкспо» на Васильевском острове Санкт-Петербургский международный научно-образовательный салон - тому подтверждение.

Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет. У него пока короткая, но достойная история. Лауреат Нобелевской премии по физике, академик РАН Жорес Алферов давно вынашивал идею создать учебное заведение, где можно было бы воспитывать научные кадры, начиная со школы и заканчивая аспирантурой. Жорес Иванович успел ее осуществить и увидеть воплощенной мечту всей своей жизни.

Академический университет имени Ж.И. Алферова успешно работает, учит школьников и студентов, ведет исследования, заключает договора, в том числе с московским «Сколтехом».

Новый университет представлял в «Ленэкспо» Алексей Большаков, старший научный сотрудник лаборатории возобновляемых источников энергии, по совместительству доцент Академического университета. Я спросила его, не трудно ли отбирать кандидатов на учебу среди совсем юных школьников – после девятого класса.

– А я и есть один  из «отобранных», я сам прошел  по всей этой лестнице, – ответил Алексей. – В девятом классе мне повезло узнать об этом замечательном учебном заведении. У меня была преференция как у олимпиадника. Наш, как мы его называем, алферовский университет является уникальной организацией по своей структуре, он состоит из трех основных структурных подразделений. Первый – физико-математическая школа, или лицей, затем Центр высшего образования, в котором есть бакалавриат и магистратура, и третий уровень – Центр нанотехнологий. Я, правда, уходил из этой системы, поступив после двух лет обучения в физико-математической школе не в «свой» бакалавриат, а в бакалавриат Политеха, но потом снова поступил в Академический университет – в его магистратуру и окончил ее.

– В наш лицей на вступительные испытания после окончания девятого класса приезжают ребята из разных городов, – рассказал Алексей, – здесь есть интернат. Первоначальный отбор выпускников девятого класса проводится достаточно естественным образом, потому что у лицея потрясающая репутация на федеральном уровне, и дети сами приезжают к нам, их не надо искать и уговаривать. Их много, конкурс большой. Учатся примерно 200 школьников и 300 студентов. У нас физико-математическая школа как считалась сильной в Советском Союзе, так и осталась. Мы делаем акцент на то, чтобы выпускники университета пошли в науку. Но то базовое образование, которое дает наш бакалавриат, дает возможность выпускнику найти себя в разных сферах: это может быть и программирование, и инженерия.

Конкуренцию новому Академическому университету составили на научно-образовательном салоне старейшие вузы города – такие, например, как Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (бывший ЛИИЖТ) и Горный университет.

Студенты – представители Университета путей сообщения Александр Крепышов и Никита Смазнов, будущая специальность которых – «подвижной состав железных дорог» – одна из самых главных в вузе, сообщили о том, что в их университете открыты новые специальности для тех, кто предпочитает изучать экономику и даже психологию. Многое меняется не только в программах, но и в том, на что обращают внимание современные абитуриенты: они сами, а также их родители теперь заранее интересуются тем, легко ли устроиться на работу после окончания вуза. Давно нет государственного распределения выпускников, которое было основой основ вузовской системы в СССР, поэтому Александр и Никита с гордостью рассказывают посетителям вузовского стенда о том, что более 95 % выпускников Санкт-Петербургского университета путей сообщения сами устраиваются на работу сразу после окончания вуза – настолько высок у них уровень образования. Александр, например, сейчас помимо теории изучает профессию проводника высокоскоростного поезда «Сапсан» – пригодится! Структуру «Сапсана», который так полюбился пассажирам, он хочет знать от и до, вот почему с удовольствием поработает проводником.

За соседним стендом – люди в форме горного инженера с золотым шитьем.

– Знаете, эта красивая форма также привлекает абитуриентов, – улыбается Ирина Шинкаренко, ведущий инженер центра довузовских и специальных программ Санкт-Петербургского Горного университета, – она у нас и преподавателям нравится: не надо думать, что надеть на лекции. А если серьезно, то нашему университету есть что показать выпускникам школ.

Школьники приходят к нам еще до своих выпускных экзаменов, мы рассказываем им в лекциях о том, что готовим специалистов для всего минерально-сырьевого комплекса страны: это и горнодобывающая, и нефтяная промышленность, и экология, и экономика.

Показываем прекрасный горный музей, в котором еще со времен основания вуза указом Екатерины Великой в 1773 году находятся и глыба малахита, и слитки золота, и алмазы, и изумруды. Есть в музее залы горнозаводской техники, палеонтологии и метеоритов. Проводим тестирование – на что сгодится будущий студент. Приходят к нам, представьте, в этот компьютерный век и романтические личности, которые предпочтут сидению в офисе живую работу на рудниках!

Очень много вузов было представлено на салоне, причем не только из Питера, – сюда приехали даже представители знаменитого Национального исследовательского Томского государственного университета: вузам России необходимо родство, взаимодействие ради развития нашего национального достояния – науки и высшего образования.

 Но именно эти достижения рождают и определенные опасения – а не наступит ли перекос? Великолепные конструкторы смогут изобразить, допустим, новейший трактор на экране компьютера и даже «вырастить» его в виде объемной модели при помощи компьютерных технологий из подходящего материала. А найдутся ли токари, которые выточат стальные детали, мастера, которые не дадут перепутать их при сборке машины, слесари-сборщики, умеющие собрать и так подтянуть корпус трактора, чтобы он сам смог добраться от конвейера до поля или строящейся автодороги, не развалившись по пути?

Научно-образовательный салон в «Ленэкспо» собрал не только вузы, но и представителей профессионального образования. И возможный перекос, о котором я упомянула, оказался виден уже в списке присутствующих.

50 высших учебных заведений, еще шесть высших научно-образовательных и только 20 относящихся к системе профессионального образования: медицинские колледжи, готовящие, в основном, медицинских сестер и братьев, колледж традиционной культуры (декоративно-прикладное искусство и народные промыслы), несколько колледжей, готовящих транспортников, а также специалистов по туризму и гостиничному делу.

По счастью, в день открытия научно-образовательного салона мне довелось познакомиться с одним из его участников – директором Санкт-Петербургского техникума отраслевых технологий, финансов и права Евгением Александровичем Лубашевым. Последние две специальности оказались в названии техникума уже в наши дни, а вот по главной «отраслевой технологии» учебное заведение готовит техников уже более 70 лет. Техникум открылся на следующий год после Великой Победы на тогдашней окраине Ленинграда в двух шагах от Московского проспекта и в нескольких сотнях метров от Парка Победы, к которому еще не была подведена линия метро. Главными профессиями, по которым ведется обучение, здесь были и остаются профессии строительного комплекса. Студенты и выпускники техникума отстраивали и ремонтировали Ленинград после блокады и сейчас превращают его окраины в удобные и симпатичные жилые районы.

– При поступлении в  наш техникум абитуриенты проходят  конкурс аттестатов, – сказал Е.А. Лубашев. – Проходной балл – выше четырех. Многие поступающие имеют аттестаты, в среднем, с пятью баллами. Ребята сознательно относятся к выбору профессии. Они понимают, что строительство – это та сфера, которая совершенно точно гарантирует тебе работу.

Евгений Александрович говорил о выпуске специалистов так называемого «среднего звена», которые нужны всем и всегда и готовить которых государство никогда не перестанет. Другое дело – рабочие профессии.

Слово «ПТУ», боюсь, навсегда ушло из питерского лексикона вместе с советско-социалистическими песнями о славном рабочем классе. Рабочих вынуждены готовить сами знаменитые заводы и фабрики, которые, как бы это выразиться, стали гораздо менее заметны в социальном пейзаже города.

Кадры им очень нужны, причем не абы кто, а высококвалифицированные профессионалы своего дела. А уж видеообъявлениями мелких предприятий, которые на всё идут, лишь бы было кому у них работать, просто переполнены экраны в питерских троллейбусах:

«Требуются мойщики посуды. Без опыта работы». Ну, это понятно.

«Требуются пекари булочек. Без опыта работы». Что уже вызывает вопросы.

«Требуются таксисты. Без опыта работы» – а это опасное объявление вообще оставим без комментариев.

Интернет-ресурсы по поиску профессионалов рабочих профессий также полны. Там висят даже грозди объявлений о том, что в Москве, например, готовы принять рабочих-вахтовиков (!). Еще одно объявление из Интернета: «В дочернее предприятие Кировского завода (Санкт-Петербург) требуется рабочий с обучением на рабочем месте по металлургическим профессиям (физический труд). Без ограничений по здоровью (мед. комиссия). Без опыта работы».

Такой знаете ли, гений им нужен, Геракл, которого примерно за недельку можно на литейщика выучить…

Чтобы найти на научно-образовательном салоне хоть что-то, относящееся к рабочим профессиям, мне пришлось потрудиться. И вот что я нашла. «Академия промышленных технологий» «реализует подготовку специалистов СПО для работы на предприятиях в машиностроительных, сборочно-сварочных, литейных, термических, прокатных и ковочно-штамповочных цехах» и «Академия машиностроения имени Ж Я. Котина» «готовит специалистов для промышленных предприятий, учреждений и организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Выпускники академии востребованы на самых известных машиностроительных заводах – партнерах академии: АО ГОЗ «Обуховский завод», ОАО «Звезда», ОАО «Пролетарский завод», НПФ «Петротех», ПАО «Кировский завод»).

Заставим себя не обращать внимание на пышное название «академия», хотя уже в этом видно робкое старание всячески замаскировать суть обучения, а также название будущих профессий выпускников. Даже в аннотации пишется: осуществляется подготовка специалистов, но никак не токарей, не сварщиков, не слесарей-сборщиков, не кузнецов. Ребенку словно изначально внушается: ты идешь на непривлекательную – рабочую профессию, ну, может, хоть кусок хлеба будешь иметь…

Нашей стране неожиданно помог международный конкурс «Wordl Scills». На самом первом соревновании наша команда ничем не отличилась. Но наши специалисты убедились в том, насколько большое значение придают во всем мире профессиональному обучению молодежи рабочим профессиям.

Были приняты волевые решения, и теперь мало того, что мы стали достойно выступать в этом конкурсе, но и обучение профессиям на продвинутых предприятиях также ведется по этой мировой программе. Но я добавила бы к этому непопулярное мнение: не следует пренебрегать и богатым советским опытом. Его нужно лишь слегка осовременить.

Татьяна Корсакова

Источник: www.stoletie.ru