Русские Вести

Как становятся лжеучителями


Мониторинг предложений по обучению учителей в интернете, проведенный минобрнауки Республики Татарстан, показал, что получить диплом о переподготовке на педагога по тому или иному предмету можно после формального обучения или вообще без него. Проще говоря, желающий преподавать может купить документ об образовании. И эта проблема характерна не для одного региона, но для всей России, на что обратили внимание в Госдуме. Но самое неприятное, что схема, по сути, остается законной: если получить высшее педагогическое образование непросто, то переквалифицироваться в учителя — вопрос нескольких тысяч рублей. Подробности — в материале «Известий».

Маскировка кадровых проблем

Тему фиктивных дипломов поднял на правительственном часе в Госдуме председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин. Он заявил, что в школах не хватает 33% учителей математики и более 37% учителей физики, однако их отсутствие маскируется за счет того, что педагогов по этим предметам готовят «из учителя труда, физкультуры и других», просто фальсифицируя их переподготовку. Благодаря этому школа получает лицензию.

Он призвал профильный комитет и Министерство просвещения внести предложения по этому поводу.

«Найдите в себе силы признать проблемы, выработайте решения, чтобы они ушли в прошлое. Фирмы находятся в Бурятии, зарегистрированы в Москве, сетью опутали всю страну. Дипломы подписывают на семейном подряде», — заявил Вячеслав Володин.

«Известия» направили запросы по ситуации с липовыми дипломами о переподготовке в аппарат Госдумы, в Минпросвещения, Минобрнауки и Рособрнадзор. В Министерстве науки и высшего образования РФ заявили, что этот вопрос находится вне их компетенции, в Министерстве просвещения также сообщили, что не занимались мониторингом полученных дипломов о переподготовке учителей и в целом вопросами фальсифицированного образования педагогов.

Как подделывают дипломы о переобучении

Несколько фирм, в которые обратился журналист «Известий», предложили сделать документ о переподготовке на бланке за 18–20 тыс. рублей. Некоторые из них включены в ту же сеть, о которой мы писали ранее. Организации даже не особенно скрываются. Так, одна фирма по продаже дипломов на своем сайте указывает конкретный адрес, по которому якобы она находится: Москва, улица Малая Ордынка, 27/5-3-3а, с. 4, оф.17. По этому же адресу (за исключением указания на офис) зарегистрирована только одна коммерческая организация — типография «Копи-Групп». «Известия» направили вопросы этой компании.

Таких порталов, предлагающих поддельные дипломы, очень много. Роскомнадзор сообщил «Известиям», что только за 2024 год удалил противоправные материалы или ограничил доступ к 26 694 сайтам и страницам в интернете, содержащим информацию, связанную с фальшивыми документами, в том числе об образовании.

Как становятся лжеучителями

Впрочем, острой необходимости в получении именно поддельных дипломов нет. Можно вполне законно стать учителем, потратив на это и меньше денег, и минимум сил.

Свой мониторинг предложений по обучению учителей проводило министерство образования и науки Республики Татарстан. Там рассказали «Известиям», что интересуются этим вопросом уже несколько лет, а с особым вниманием с 2022 года, когда стал действовать упрощенный порядок лицензирования организаций дистанционного обучения.

— В ходе проведенного мониторинга предложений по обучению учителей в интернете было выявлено множество сайтов, где можно получить диплом о переподготовке или удостоверение о повышении квалификации после формального обучения либо вообще без него, — рассказали «Известиям» в минобрнауки Республики Татарстан.

Сотрудники министерства обзванивали фирмы, которые занимаются дополнительным образованием, и просили сделать «корочки» без формальностей в виде обучения. И им шли навстречу.

— Например, услуга «ускоренного обучения» в одной из организаций предполагает доплату в 500 рублей к стоимости курса и получение документа об обучении в день оплаты, — рассказали в пресс-службе.

Несколько занимающихся переподготовкой педагогов организаций, опрошенных журналистом «Известий», отказались просто продавать диплом без проведения обучения. Правда, и условия для получения специальности школьного учителя по русскому языку и литературе оказались очень простыми. Например, можно заплатить 5500 рублей, получить материалы для обучения, рассчитанные на 288 часов, или 35 дней, затем пройти тестирование на сайте — и работать в школе.

«Весь материал представлен в печатном виде, читаете вы его когда угодно — он весь сразу в доступе. Тесты можете пройти быстрее, но отправим мы диплом исключительно после официальной даты окончания», — сообщили журналисту «Известий» в одной из компаний, найденных в Сети по запросам «пройти курсы о переподготовке на учителя» и «купить диплом о переподготовке на учителя».

Если 35 дней ждать вам не хочется, можно выбрать экспресс-курс за 21 день (252 часа) и 7 тыс. рублей.

«Курьезность ситуации», заметили представители минобрнауки Татарстана, заключается в том, что такие организации формально работают в рамках закона. У них есть лицензии, разработанные программы, обучающие платформы, договоры со слушателями и т.д. В этой ситуации даже проверки правоохранительных органов не приводят к прекращению их деятельности.

Опрошенные «Известиями» учителя признались, что лично знают педагогов, которые именно таким образом получили диплом о переподготовке — как правило, для возможности вести еще один предмет помимо основного. Однако отказались раскрывать конкретные данные, заметив, что «это не самые плохие учителя».

Профессор Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров отметил, что «переобучиться на школьного педагога может кто угодно и с каким угодно высшим образованием — стать математиком, если до этого окончил университет физической культуры и спорта, вполне реально».

Как подготовка учителей стала бизнесом

Олег Федоров подчеркивает, что повышение квалификации и профессиональная переподготовка учителей «превратились в большой бизнес».

— Достаточно большое количество организаций во всех регионах нашей страны оказывают такие образовательные услуги, — сказал он. — Их популярность связана с двумя разными причинами. С одной стороны, это быстрый способ обзавестись необходимым дипломом для трудоустройства. С другой стороны, есть определенное разочарование в качестве государственных курсов повышения квалификации в региональных институтах развития образования, где содержание программ и методика преподавания нередко бывают далеки от современных стандартов качества.

Ситуацию он называет пугающей, особенно когда речь идет о педагогах начального и дошкольного образования.

Ведущий научный сотрудник научно-образовательного центра развития ВШГУ Президентской академии Наталья Тарасова замечает, что примеров подобного привлечения специалистов в школу через систему переподготовки достаточно.

— Но среди таких педагогов большой процент ухода из школы, — сказала она «Известиям». — Такой учитель может даже хорошо знать содержание предмета, но зачастую у него возникают огромные проблемы с методикой преподавания, взаимодействием с детским коллективом, общением с родителями, администрацией школы.

Председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков говорит, что благодаря таким фирмам в школы попадают и люди со средним профессиональным образованием.

— Но директора берут таких учителей — куда им деваться? — потому что им нужно как-то закрывать вакансии, — заметил он.

Олег Федоров замечает, что есть и обратная сторона медали: например, когда выпускник классического университета и ведущего творческого вуза долгие годы работает в школе, имеет высшую категорию, отмечен наградами, но вынужден получать диплом о профессиональной переподготовке. При этом ему приходится проходить такие курсы, потому что этого требует «нормативная база и управленческие практики».

Эксперт пояснил, что лицензию на дополнительное образование можно получить буквально за неделю. После этого бизнесмен создает курсы, содержание которых никто не проверит, и «учит» будущих педагогов. Формально проверки таких организаций возможны, но, признается профессор НИУ ВШЭ, он пока ни от одной из фирм, занимающихся переподготовкой, об этой практике не слышал.

Наталья Тарасова замечает, что закон «Об образовании» разрешает дополнительные профессиональные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме — и нет никаких ограничений по образовательным программам. Получить диплом о переподготовке дистанционно можно на какую угодно школьную специальность. У Минобрнауки есть лишь методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанта, которые были разработаны еще в 2015 году.

Академик Российской академии образования, профессор Института образования НИУ ВШЭ, экс-глава Рособрнадзора Виктор Болотов также замечает, что реальных инструментов для проверки сейчас нет. Формально органы управления образования ничего не могут сделать, раз этим фирмам выдано право проводить обучение. При этом он вспоминает опыт Самарской области, где в 1990-х — начале 2000-х на тот момент министр образования региона Ефим Коган организовал сертификацию курсов повышения квалификации — и это позволило, с одной стороны, диверсифицировать структуру дополнительного профессионального образования, с другой — контролировать ее.

Как решать проблему

Олег Федоров подчеркивает, что сейчас невозможно просто запретить частным организациям предоставлять услуги по получению дополнительного образования.

— Нужно работать над совершенствованием государственной системы повышения квалификации и переподготовки учителей — когда там будут конкурентоспособные курсы, учителя сделают свой «выбор ногами», — уверен он. — Вместе с запретом на осуществление такой деятельности конторами-однодневками важно еще внедрить систему квалификационного экзамена для педагогов — если человек владеет педагогическими компетенциями, но окончил профильный или классический университет, то он может пройти сертификацию и подтвердить свои навыки перед государственной комиссией, а не инсценировать свое обучение на курсах для получения диплома.

В министерстве образования и науки Республики Татарстан считают, что главное значение приобретает «широкое информирование педагогического сообщества и руководителей образовательных организаций об опасности такого фиктивного обучения».

А Дмитрий Казаков уверен, что в первую очередь нужно бороться за улучшение условий труда в школах — тогда туда пойдут работать не те, кто купил диплом о переобучении, а люди, которые этого действительно хотят.

Сергей Гурьянов

Источник: iz.ru