Для ростовчан это не вопрос. Любой сразу подскажет вам адрес донской «Публички».
«Публичка», она же Донская государственная публичная библиотека, — не только здание, но целый квартал улицы Пушкинской. Здесь, что ни выходные, собираются увлеченные люди. Молодежь катается на скейтбордах, порой — прямо по массивным гранитным перилам широкого пандуса, ведущего к главному библиотечному входу. Люди постарше интересуются книжным развалом, раскинувшимся неподалеку. Можно послушать музицирование на различных инструментах — от скрипки и гитары до шарманки. Или потанцевать вместе с ростовскими любителями сальсы.
А еще здесь читают стихи. Для всех. Прямо перед фасадом. И это совсем молодая традиция. Хотя можно ли говорить о новизне поэтических традиций применительно к городу, который единожды навестил Пушкин и в котором тринадцать раз выступал Маяковский?
Со стихами на люди
В Донской публичной мне затруднились ответить, мог ли автор «Евгения Онегина» одарить своих донских почитателей чтением поэзии, как сделал это творец «Облака в штанах». Но зато поведали, с каким удовольствием здесь поддержали федеральный проект «Большое чтение». В идее сразу почувствовался большой потенциал, способный объединить самых разных людей, каждый из которых считает себя разборчивым читателем и благодарным слушателем, а не рядовым потребителем массовой информации.
«Мысль была понятной — возродить что-то эпохальное, как знаменитые выступления шестидесятников в московском Политехническом, — рассказывает заместитель директора Донской государственной публичной библиотеки Светлана Сорокина. — Вроде понимали: и время не то, и люди другие, а все равно хотелось поностальгировать».
Первое «Большое чтение» провели в мае этого года в ДГПБ, и оно удалось. В Ростов приехала представительная команда гостей из столицы, провела мастер-классы, семинары для начинающих. Хозяева не ударили в грязь лицом. Донская поэтическая школа, поддержанная Центром изучения современной поэзии при Южном федеральном университете, продемонстрировала талант и самобытность. Все остались довольны, пообщались, оценили возможности друг друга, и «Большие чтения» получили мощный творческий задел на будущее.
Тогда же проект с неожиданной стороны поддержали молодые авторы. Они организовали «Летнюю поэтическую гостиную» и поначалу робко, а потом все решительнее и решительнее стали выходить с микрофоном на площадку перед «Публичкой», чтобы принародно читать стихи — свои и чужие.
«Представляю, что выйти вот так просто лицом к лицу с публикой и начать читать нелегко, — говорит Светлана Сорокина. — Но, наверное, наши стены за спиной помогают».
Бастион знаний
Действительно, хотя стены библиотеки — сравнительно новые, возведенные всего два десятилетия назад, но сама она несет долгую память нескольких поколений читателей: всего через полгода ДГПБ отпразднует 130-летие.
...История Донской публичной — не из легких. За прошедший век с лишним она пережила несколько переездов и сменила чуть ли не с десяток названий, пока не вернулась к изначальному. Впервые о необходимости общедоступного книгохранилища заговорил знаменитый ростовский градоначальник Андрей Матвеевич Байков, которому будущая столица Юга России обязана мощеными мостовыми, водяными колонками и конным омнибусом. Однако идея энергичного реформатора смогла воплотиться в жизнь только спустя четверть века, когда буйный город-купец разбогател настолько, чтобы озаботиться своим культурным благообразием. Таким образом, 7 января 1886 года во исполнение постановления властей в Ростове открылась первая и единственная на тот момент городская публичная библиотека.
Поначалу она состояла из трех тысяч купленных на деньги городской казны томов и ютилась в частных помещениях. В последнем десятилетии XIX века библиотека обзавелась собственным пристанищем, поделив двухэтажное здание с музеем.
Революция переселила городскую библиотеку в бывший купеческий особняк о шестнадцати комнатах, расположившийся на улице, которую так и назвали — Книжная (ныне — Серафимовича). В этом доме она с большими потерями пережила Великую Отечественную: тогда в огне пожара погибло 400 000 томов, а уцелел лишь редкий фонд, который смогли спрятать в тайнике самоотверженные библиотечные работники.
К середине 70-х годов прошлого века разросшиеся фонды вынудили задуматься о строительстве нового здания. Оно в конце концов было заложено, но тут же превратилось в долгострой, растянувшийся на ближайшие двадцать лет. За все эти годы часть фондов пришлось хранить в подвалах жилых домов, учреждений и даже в бомбоубежищах, где они стали недоступными читателям и постепенно гибли. Можно понять радость сотрудников библиотеки, когда в 1994 году торжественно открылось новое здание на улице Пушкинской. Его возводили почти двадцать лет. И все-таки благодаря поддержке областных властей смогли сдать в эксплуатацию в разгар непростого для страны десятилетия.
Вкус к чтению
Слава Богу, анархия «лихих 90-х» осталась в прошлом. А вместе с ее уходом изменились и ориентиры. Родители вдруг стали замечать в своих подросших отпрысках интерес не только к интернет-чату, но и — немыслимое дело! — к книжным новинкам. И хоть это затронуло далеко не всех, но в глазах многих литература постепенно превращается из изгоя mass media в некий модный тренд. Даже если знакомятся с ней все-таки в Сети.
В Донской публичной библиотеке с учетом возросшей посещаемости (в том числе библиотечного веб-сайта) также убеждены, что слухи о гибели интереса к чтению несколько преувеличены. Да, книги перестали быть дефицитом. Их уже не хранят за стеклом в мебельных гарнитурах как признак состоятельности и одновременно некой элитарности владельца. Теперь книги почти не коллекционируют (за исключением профессиональных собирателей раритетов). Зато среди нового поколения появились те, кто готов и погоняться за заинтересовавшей книгой по интернет-магазинам или прийти за ней в библиотеку.
«Для них мы и работаем», — констатирует Светлана Сорокина. И настоящие фанаты книг не остаются в долгу. По крайней мере читатели донской «Публички» не скупятся на творческие инициативы. Одна из недавних идей, с которой выступили читатели-студенты, — пометить QR-кодами топ-50 книг, рекомендованных к прочтению ростовчанам, с привязкой к библиотечным выкладкам и фондам. Идея реализована и успешно работает.
Результат другого замысла — «Книжный дом». Это такой стеллаж в виде стилизованной пагоды, через который можно безвозмездно обменять свою книгу на чью-нибудь чужую. И снова, и снова...У Донской публичной есть и собственные новые системы пропаганды любви к книгам, литературе и писателям. В этом году прямо в библиотеке по всем трем этажам стали открывать «улицы» и «площади» — аналоги тех, которые в Ростове названы в честь знаменитых писателей. По этим библиотечным трассам можно не спеша прогуляться и полистать книги любимых авторов.
С точки зрения власти
Кому-то такая «уличная» идея может показаться наивной. Но в ней есть глубинный смысл. Как бы ни сильны были бурно развивающиеся повсеместно IT-технологии, они не умаляют весомость интеллектуальной подготовки, глубина которой зависит в том числе от любви к чтению, способности усваивать накопленные столетиями книжные знания.
Зависимость степени квалификации кадров от уровня интеллекта отчетливо понимают российские власти. И предпринимают меры по стимулированию интеллектуального развития молодежи.
В прошлом году Донская публичная выиграла грант правительства Ростовской области на развитие и поддержку книжного чтения. Полученные средства позволяют библиотеке приглашать в столицу Дона на читательские встречи не только писателей, известных медийных персон, но и экспертов в области книгочтения, психологов, ученых.
При поддержке регионального министерства культуры библиотека уже реализует конкретный проект, направленный на продвижение литературы и словесности, — «Книжные сезоны». Его охват — вся территория области. Форма — своеобразный десант, когда в какой-нибудь отдаленный район выезжают писатели, художники, литературоведы, а сами работники библиотеки со всеми предосторожностями везут в «глубинку» экспонаты из редкого фонда. Ведь рассказ о национальном книжном богатстве будет не полон, если его, это богатство, не увидеть и, может быть, даже не потрогать руками.
К слову сказать, на книжные «гастроли» уже отправлялись самые ценные из книжных раритетов, сохраняемых в собрании Донской публичной библиотеки. Например, «Евгений Онегин» — сверхминиатюрный, в обложке из металла и с лупой, чтобы можно было прочесть микроскопический текст. Однако этой весной в канун юбилея Победы большее внимание привлек не он, а хрупкие, пожелтевшие страницы советских газет военного времени — те, где впервые были опубликованы пронзительные по патриотическому накалу «Наука ненависти» и «Судьба человека» Шолохова.
Уютное книжное царство
...Жизнь Донской публичной библиотеки насыщенна и разнообразна. Но, чтобы понять, почему она стала центром культурного притяжения ростовчан и гостей города, надо прийти в нее лично. И на себе испытать этот удивительный эффект: попав в «Публичку», не чувствуешь себя в библиотеке. Да, имеются книги, есть каталоги, в толстых стеклянных кубах прямо в зале выставлены редкие издания. Но вот ощущения, что ты находишься в некоем специфическом замкнутом книжном пространстве, не возникает. Может быть, из-за обилия зелени, фонтанов с их недвижимыми водяными чашами. А может, дает себя знать благожелательность библиотекарей, выглядящих просто хранителями, а не облеченными особыми полномочиями стражами книжных богатств.
Донская публичная всегда оставляет приятное послевкусие. Как любимое блюдо, которое хочется повторить.
Цитата в тему
Несмотря на развитие цифровых технологий и сети интернет, «живая» книга по-прежнему представляет интерес. Сегодня посетителями общедоступных библиотек являются более 1,6 млн донских жителей. По объему книжных фондов Ростовская область занимает первое место в Южном федеральном округе и третье место — среди субъектов Российской Федерации.
Василий ГОЛУБЕВ, ВРИО губернатора Ростовской области
Игорь Агафонов