На информационных просторах встретилась статья, в которой рассказывается о том, что в воскресных школах при храмах Русской православной церкви открылись особые классы, в которых ведётся (внимание!) бесплатная подготовка к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и Государственной итоговой аттестации (ГИА) для детей из малообеспеченных семей. В данном случае коллективу воскресных школ и тем представителям РПЦ, которые такую идею воплотили в реальность, нужно выразить особую благодарность, если подготовка ведётся в научном ключе. В то же время сама эта статья, а вышла она в газете «Известия», говорит о том, насколько же ЕГЭ погряз во всевозможных коррупционных и квазикоррупционных схемах. Получается, что вне воскресных школ Русской православной церкви получить бесплатную помощь для подготовки к сдаче итоговых экзаменов либо крайне сложно, либо нереально вовсе. И ведь это, как ни прискорбно, действительно так.
Основная, скажем так, осязаемая причина в том, что старшие классы (особенно выпускные) давно превратились в место, в котором учебные дисциплины откровенно делятся по сортам. И это бы ещё полбеды, если бы время, отводимое в программе для дисциплин «высшего сорта» (избранных для сдачи Единого госэкзамена), не превращалось в часы слепого натаскивание на ЕГЭшный материал. Тесты, тесты, тесты… А если не тесты, то и в этом случае нечто механическое, превращающее учащегося в этакого биоробота, которому не нужно отличаться творческим подходом или хотя умением объяснить сущность написанного. Высказываться не нужно и вовсе, ибо бумага всё стерпит, а слушать ученика, мол, всё равно никто не будет – сиди, рисуй галочки, крестики, авось попадёшь – да не промахнись, а то компьютер, понимаешь, не идентифицирует твоё творение должным образом...
В итоге из детей, и об этом уже написаны тысячи статей в самых разных изданиях, вытравливается само понимание того, что знания, умения и навыки (а, кстати, теперь и эти понятия ликвидированы в дидактике, будучи заменёнными абстрактными компетенциями и компетентностями) – это не только набор фактов и правил, запечатлённых мозгом, но и способность эти факты и правила применить и в нестандартных ситуациях тоже. Если же учащийся собирается сдать ЕГЭ чуть лучше, чем это можно сделать, посещая стандартные современные уроки в школе, то, хочешь – не хочешь, «вынь да положь» несколько купюр для «дополнительной курсовой подготовки» или подбери группу репетиторов, услуги которых в крупных городах оцениваются тысячами рублей в час.
В связи с этим складывается ситуация, которая дифференцирует учащихся не столько по уровню овладения программой, сколько по возможностям качественнее материалом овладеть. Если упрощённо, то у ребёнка из семьи с бОльшим достатком при наличии желания (ну, хотя бы желания его родителей) сегодня гораздо больше шансов для более успешной подготовки и сдачи Единого госэкзамена, чем у ребёнка из семьи, привыкшей во многом себе отказывать из-за ограниченного бюджета. Это уже сейчас приводит к ощутимому общественному расслоению, когда деньги становятся чуть ли не главными фактором качественного образования. А к чему в свою очередь может привести такое расслоение? – отдельный вопрос, острота которого ничуть не меньше остроты вопроса о современной образовательной системе.
Трудно не заметить того, что эксплуатируемая модель образования становится первым шагом на пути к сегрегации. Появляются «изгои», которых таковыми определяют только потому, что у родителей (если они вообще есть) нет средств на «дополнительные» занятия, дорогостоящие учебники и учебные пособия, на подписку к электронным библиотекам, различные «тренинги» по ЕГЭ или ГИА.
Георгий Шалаев (отец школьницы, Воронежская область):
Моя дочь в этом году заканчивает школу. Не скажу, что она ходит в отличницах, но к учёбе относится очень серьёзно. Чтобы сдать ЕГЭ, с середины 9-го класса ходит к репетиторам. Знаю, многие начинают вообще с начальных классов. Это уж вообще дурость какая-то… Сначала по двум предметам ходила, а в этом году уже по четырём. У меня возникает ощущение, что если бы в моё время было так же - учились не только в школе, готовили домашнее задание, но ещё бы и вечерами бегали за дополнительными уроками, то выросло бы поколение сплошных Циолковских и Лобачевских. Тут же – сплошные странности. Спросишь одно – говорит: не проходили, другое – тоже, третье – «это вообще нам на ЕГЭ не пригодиться». Я спрашиваю: а что, вас учат только, чтобы пригодилось на ЕГЭ?.. Это уже не школа, а какая-то пирамида или, вы уж меня простите, секта ЕГЭ получается… Задорнов, кажется, говорил: «свидетели ЕГЭ-овы».
Валентина Докучаева (учитель, Курская область):
Вы думаете, что учителя в восторге от ЕГЭ? Хотела бы посмотреть в глаза тому коллеге, который сказал бы, что ЕГЭ – лучшая форма оценивания знаний. И пусть бы только оценка, а то ведь ещё и подготовка, которая съедает немалую долю семейного бюджета. Среди моих коллег поклонников ЕГЭ точно нет. Государство говорит, что так побеждается коррупция при поступлении. Кого мы обманываем?.. Коррупция теперь пришла на другие уровни, да и из вузов тоже никуда, к сожалению, не испарилась. Истории с тысячами льготников, думаю, вам известны. Да, раньше трава была зеленее, деревья выше, газировка вкуснее… Но раньше не было такой проблемы как подготовка к экзамену где-то на стороне. Кто-то, безусловно, готовился так. Но чаще – сам, за книжками. Сейчас работает целая индустрия подготовки к сдаче итоговой аттестации. Надо быть винтиком этой системы. Иначе… Вы сами понимаете.
Сергей О. (выпускник обычной общеобразовательной школы, Подмосковье):
Когда учителя мне говорили (я их с одной стороны понимаю – им тоже показатели были нужны): вот не сдашь ЕГЭ – будешь работать грузчиком или «каким-нибудь» (улыбается – прим. автора) токарем на заводе. Я обычно отвечал: а что, токарь – это уже не профессия? Или у нас есть программа, по которой все должны иметь высшее образование? Тогда решил – вот возьму и специально на токаря в училище отучусь. Отучился. И изгоем себя точно не ощущаю. Работа есть всегда. А у менеджеров с двумя высшими образованиями она есть? В магазине коробки с полки на полку перекладывать – зачем место в универе занимать надо было…
Есть и те люди, которые считают, что это сами школьники и их родители сеют панику в своих же рядах. Мол, для сдачи ЕГЭ никаких занятий «на стороне» и затрат не нужно; мол, программа позволяет и без репетиторов добиться ощутимых результатов. Возможно, это и так, но вопрос в другом: суть современного среднего образования – это обучение, воспитание и развитие молодого человека (девушки), или главное всё-таки в том, какой показатель у школы будет по сдаче выпускниками Единого госэкзамена? Учитывая то, что бумажная бюрократия сегодня достигла неимоверных масштабов, в первое почему-то верится с трудом…