Бурные споры вызвало требование вице-премьера Ольги Голодец уплотнить школьные программы. Многие решили, что количество уроков и нагрузка на школьников теперь существенно возрастут. «Маразм крепчал», – негодует блогосфера. «За всю историю российского образования не было такого прорывного проекта», – возражают эксперты, уверяя, что после «уплотнения» учиться станет интереснее.
«Совсем с ума посходили, – так оценила призыв Ольги Голодец блогерша matchgirl_ru. «Маразм крепчал», – вторил ей блогер irsenas. Еще один блогер попытался даже составить свой комментарий в рифмованном виде: «Школьную программу уплотнить? Школьную программу уплотнить? Всех вице-премьеров сократить! Кто-то не умеет донести? Боже, нас от вице- упаси...»
Впрочем, другие возражали. «Я с Ольгой Юрьевной согласна в данной ситуации. Мне посчастливилось поработать год в школе, так что имею представление о том, сколько лишней воды вынуждены впитывать наши многострадальные школьники на уроках. «Не должно быть в нашей программе пустых уроков» – золотые слова. Или же цитата не полная и я из-за этого не могу понять, чем вызвано возмущение? :)», – ответила юзер с ником ником nimfa_bo. Но matchgirl_ru не сдавалась. «Что значит – вода? Честно говоря, я не понимаю, что там может быть лишнего. Мне в школе все знания пригодились. Со всех уроков», – безапелляционно объявила она в комментарии, оставленном в понедельник.
Напомним, дискуссии разгорелись после того, как вице-премьер Ольга Голодец в ходе расширенного заседания коллегии Минобрнауки в конце прошлой недели потребовала повысить эффективность программ обучения, избавившись от пустых уроков, которые не дают знаний.
«Нам предстоит очень серьезная работа по анализу всех наших программ, насколько они сегодня эффективны, можем ли мы учить ребенка быстрее, интереснее, лучше, – цитировала ее газета ВЗГЛЯД. – Можем ли мы истратить более короткий промежуток времени, потому что наши дети иногда проводят в школах и посвящают выполнению домашних заданий время существенно большее, чем взрослые люди тратят на работу».
Как писала газета ВЗГЛЯД, в Минобрнауки еще в прошлом месяце предложили на законодательном уровне прописать время, отводимое ученикам на домашние задания: для младших классов – не больше полутора часов, для старших – трех с половиной.
Голодец на заседании коллегии призвала к уплотнению школьных программ, чтобы учащиеся могли осваивать их более быстро и качественно. «Мы должны научиться избегать дополнительных часов из-за того, что кто-то не умеет правильно преподать и донести. Не должно быть в нашей программе пустых уроков. Мы рассматривали такие примеры, когда мы даем большое количество уроков музыки, а в итоге у нас ни петь, ни играть никто не умеет», – отметила Голодец. «Нужно предложить обществу эффективные программы комфортного обучения», – добавила она.
Эксперты напоминают – то, что обсуждалось на коллегии, четко вытекает из нового поколения стандартов образования. «В новых стандартах, что и дало основания Ольге Юрьевне говорить о принципиальном изменении насыщаемости уроков, четко показано – на первый план будут выходить так называемые метапредметные стандарты образования, а не узкие результаты по тем или иным предметам, – пояснил газете ВЗГЛЯД директор Федерального института развития образования Александр Асмолов. – Это целостное знание – междисциплинарное, дающее картину мира».
По словам Асмолова, целый ряд новых инновационных технологий прежде всего помогут мотивировать учеников. «Когда рождается мотивация, срабатывает очень простая формула. Когда вы кого-то любите, то час вместе пролетает как одно мгновение. А час общения с занудой тянется вечность. Поэтому будут стараться давать мотивацию, помогать формировать мотивацию, и тем самым поможем куда более емкой упаковке знаний в тех или иных примерных образовательных программах. Это и позволяет надеяться, что за то же самое физическое время у учеников будет проходить другое «психологическое» время, в которое и будут создаваться у них те или иные картины мира», – объяснил Асмолов.
По его словам, эта реформа продлится до 2018 года, что совпадает со сроками введения новых стандартов. «Эволюционный переход уже начался. По мере того, как уже в начальной и основной школе, а через некоторое время и в старшей школе появляются все новые стандарты образования», – пояснил эксперт.
«Сегодня в стране на профессиональные стандарты перешли две трети педагогов. Это очень значимая цифра», – отметила Ольга Голодец на заседании. Она надеется, что переподготовка по переходу на новые профессиональные стандарты и все общее образование начнет работать по новым правилам уже в следующем году.
Накидывают час, еще час...
Директор московского центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский, который присутствовал на заседании в Минобрнауки, тоже надеется на реализацию тех ценностей, которые несут с собой новые федеральные стандарты. «За всю историю российского образования не было такого прорывного проекта, как новые стандарты. Вот они уже четыре года как в штатном режиме в начальной школе, а с этого учебного года по новым стандартам начинает заниматься и основная школа, с пятого класса», – пояснил Рачевский газете ВЗГЛЯД.
«Объемы информации за последние годы возросли уже в несколько сот раз. А технология интерпретации этой информации, то есть технология обучения, практически не изменилась за последние двести–триста лет – со времен возникновения современной массовой школы, – посетовал он. – Происходит растяжка по времени. То есть характер обучения носит экстенсивный характер. Это выражается в «многопредметности» содержания образования. Многопредметность увеличивает количество подготовок у школьников. Накидывают еще час, еще час...»
Из-за этого происходит раздробление восприятия мира, посетовал директор – нет целостной картинки, что дурно сказывается на представлении о природе, о человеке и так далее.
«Если дать школьникам компетентности, дать умения, то информацию они раздобудут сами. Надо только показать, где она лежит и как ее взять. Вот что, на мой взгляд, имела в виду Ольга Юрьевна», – пояснил директор школы. «К сожалению, наш многомиллионный педагогический персонал не совсем к этому готов. Равно как и мы, директора школ, не очень готовы, – признал Рачевский. – Надо переучивать учителей очень сильно. Переучивание идет, но сознание учителей меняется очень слабо. По-прежнему учитель живет в иллюзии, что школа – это храм знаний». А школа, на его взгляд, – это скорее не храм знаний, а храм умений.
«Кто сказал, что новую информацию дети должны получать в классе и работать с ней дома? А почему нельзя наоборот? – риторически спрашивает Рачевский. – Новую информацию можно добыть самому – в библиотеке, дома, в парке, в путешествии, а в классе заняться уже учебной рефлексией. Это будет эффективнее. История доказала, что самые прочные знания – те, что добываешь сам, а не те, что тебе вкладывают с помощью лоботомии».
«Существует серьезный сопромат сознания»
Буквально в последний год начинает меняться стратегия педагогического образования, не без гордости отметил Асмолов. Образование становится уделом не только педвузов, но и классического университета. А черта университетов в том, что преподавателя в нем учат владеть современными технологиями, прежде всего – мобильными технологиями в мобильном мире.
«Было бы наивно говорить о том, что этот процесс пойдет быстро. Существует серьезный сопромат сознания по отношению к новым стандартам и новым технологиям. Но уже сегодня, например, Московским педагогическим университетом предложен целый ряд инновационных кодов, который позволяет надеяться, что мы в ближайшее время получим поколение учителей, которые могут ввести новые стандарты», – сказал Асмолов.
По предположениям Рачевского, для завершения реформы потребуется еще лет семь–восемь, если все пойдет так, как идет. «Есть еще категория людей, которая все время ностальгирует по советской школе и слово «компетентность» воспринимает... ну, почти как слово «санкции», – сыронизировал Рачевский.
«Переучивать учителей очень сложно, поэтому большая надежда на молодежь. По-новому надо учить уже в педагогических вузах, в классических университетах. Там надо начинать. Всегда перестраивать сложнее, чем строить заново». «Сколько времени тогда дети будут готовить домашние задания? Оптимальный вариант был бы – от полутора часов», – считает Рачевский.
Кризис мешает реформе, признал Асмолов, но он не сможет ее остановить. «Электронная техника должна постоянно обновляться. Я был бы Маниловым, если бы сказал, что этот процесс во всех школах пойдет нормально. Этот процесс пойдет нормально в тех регионах, где сильные губернаторы, сильные министры, сильные директора и требовательные учителя. Там, что бы ни происходило, в финансовой корзине найдется место для обновления техносферы школы, – надеется эксперт. – Это даже не зависит от того, богат ли регион, как Москва или Екатеринбург, а зависит от того, связывает ли глава региона свою репутацию с образовательной сферой. Пока таких регионов немного».
Кроме того, эксперт с удовлетворением отметил, что зарплаты учителей пусть и медленно, но растут. Напомним, что, по словам главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова, ведомство не планирует проводить сокращение числа учителей в регионах вслед за сокращением врачей, сообщала в январе газета ВЗГЛЯД. Ливанов заверил также, что планы по повышению зарплат школьным учителям будут реализованы, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране.