Грядёт ЕГЭ в начальной школе



В следующем учебном году ученики четвёртых классов впервые напишут ЕГЭ. Об этом заявил министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов на совещании, которое прошло во Владивостоке, сообщает ТАСС.   

Наше начальное образование пока ещё выглядит относительно неплохо. Для «исправления» ситуации Минобр решил использовать проверенный механизм ЕГЭ.

Неделю назад Ливанов заявил, что «в следующем учебном году ученики четвёртых классов впервые напишут общероссийскую проверочную работу». Эта обтекаемая фраза не содержит трехбуквенной аббревиатуры (министр понимает, что народ реагирует на нее, как на красную тряпку), но речь идет о единой аттестации для начальной школы. 

Технология уже отработана в пилотном регионе - в Москве (см. статью "ЕГЭ в 4 классе - правда или вымысел?"), и она включает в себя все атрибуты ЕГЭ. 

В частности (цитируем), «издательство «Экзамен» в 2014 году выпустило сборники, которые были рекомендованы Московским центром качества образования (МЦКО) для подготовки к итоговой аттестации в начальной школе в соответствии с ФГОС». Это важнейший характерный штрих ЕГЭ, отделяющий обучение (по учебникам) от подготовки к «итоговой аттестации» (по спецпособиям).

Наше начальное образование пока ещё относительно держится, несмотря на то, что к нему в полной мере были применены такие технологии разрушения, как внедрение извращенных программ, методик и убогих учебников. Так же, как и в среднем звене, там продолжается падение квалификации кадров. Однако международные рейтинги показывают, что в начальном образовании мы не упали слишком низко. 

То же самое подтвердило и НИКО (национальное исследование качества образования), проведенное в начальной школе весной этого года. При этом выявился парадоксальный факт. Оказалось, что способность решать простые математические задачи (типа заданий выпускного базового ЕГЭ для 11 класса — см. http://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_1728) у учащихся 3-4 классов существенно выше, чем у семиклассников (НИКО по математике в 5-7 классах проводили осенью 2014). 

На этом парадоксе стоит остановиться подробнее. Дело здесь в том, что начальная школа, в отличие от среднего звена, не утратила самодостаточности. 

В самой упрощенной форме целью начального образования является обретение четырех навыков: читать, писать, считать и иметь общие представления о процессах в окружающем мире (ЧПСО — введем условную аббревиатуру). 

Понятно, что учить этому можно в разном качестве, и качество может меняться, но, к счастью, здесь сильна инерция. Во всяком случае, в начальной школе жива ещё наша главная образовательная традиция — учить каждого! Потому что любой выпускник 4 класса, не обладающий умениями ЧПСО, становится проблемой для школы: будут претензии со стороны родителей и (возможно) со стороны учителей, к которым он поступит в 5 классе.

Целью и смыслом среднего образования сегодня стали баллы вступительных ЕГЭ. Выпускная аттестация фактически ликвидирована. Вместе с ЕГЭ в среднюю школу пришла свобода не учить и не учиться. Учить каждого теперь не только нет необходимости, но и не выгодно и даже вредно (подробнее см. в https://vk.com/doc-62604527_361016573?dl=068643a728a42525ff). Поэтому брошенные учителями (и тем самым лишенные мотивации) школьники массово забывают к 7 классу то, что знали в начальной школе. 

Надо подчеркнуть также, что начальное и среднее звено в образовании обеспечивают разные кадры. Из-за этого разлагающее воздействие ЕГЭ не приникало напрямую в начальную школу.

Что же изменится после введения единой итоговой аттестации в 4 классе? В заданиях ЕГЭ будут формализованы требования к навыкам ЧПСО, которые сегодня определяются «по понятиям» – традицией конкретной школы, её кадрами и содержанием учебных программ. Насколько удачной будет такая формализация — можно судить по опыту ЕГЭ и ОГЭ. 

Но принципиальным здесь будет не содержание ЕГЭ в целом, а уровень минимального аттестационного порога. По социальным причинам этот ЕДИНЫЙ для всех школ страны порог будет неизбежно низким. Установленный на государственном уровне, он станет той самой планкой, на которую будет ориентироваться массовая начальная школа. 

Пройдет пара лет, и она перестанет учить, а будет готовить к ЕГЭ (своему ЕГЭ!), начиная с первого класса, причем готовить «по минимуму».

Все эти технологии мы уже проходили на примере средней школы (см. описание «аттестационных ЕГЭ» по русскому языку и математике в https://vk.com/doc-62604527_361016573?dl=068643a728a42525ff).

Англичане говорят: «если работает, не надо ремонтировать». Не будем наивными: внедрение ЕГЭ в начальную школу — отнюдь не ремонт, а вредительство.

Дарья Иванова

Источник: www.ivan4.ru



войдите Vkontakte Yandex

Комментарии 0

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.