Грустно наблюдать за разрушением создаваемого годами


Недавно в дружественном дневнике был опубликован замечательный рассказ-знакомствос известной далеко за пределами Львова школой №45 им. А.С.Пушкина. В недалёком ещё прошлом самой знаменитой русской школой города, да и всей Западной Украины.

В чём же сокрыт феномен этой школы, её невероятная популярность и притягательность, такая, что многие родители (и украинцы и не украинцы по происхождению) — все стремились любыми правдами устроить детей именно в 45-ю школу, как залог их воспитанности и высокого образования?

Конечно, феномен кроется в людях — ярких личностях, ибо «кадры решают все!» Учительский коллектив школы был удивительной командой единомышленников, фонтанирующих творческим отношением к учебному процессу и заражающих школьников интересом к познанию. Многочисленные победы в олимпиадах и конкурсах, развитая сеть разнообразных школьных кружков и самодеятельности, совместный культурный туризм как форма общего досуга свидетельствуют о создании редкого духа единения учителей и учащихся, стремления к совершенству, самореализации, желания быть лучшими самим и помочь в этом товарищам рядом.

В городе Школа славилась полным отсутствием взяток и коррупции (что является бичом типичных постсоветских реалий), чутким, но одновременно очень требовательным отношением к ученикам. Немаловажный фактор, что в эту школу с элитным, по народной молве, статусом не боялись отдавать детей из бедных и неимущих семей, потому что было известно, что сложившаяся доброжелательная школьная атмосфера их не унизит.

Весь этот поразительный микроклимат 45-й школы, как и сформированный педагогический коллектив, уникальный для Львова — заслуга поистине легендарного директора Владимира Владимировича Кравченко, возглавлявшего ее более четверти столетия: в 1987—2013 гг.

Сообщу совсем кратко о нём.

Родился в посёлке горняков Темир-Тау Кемеровской области. В 1952 г. семья переехала в Кривой Рог, где Владимир закончил школу с отличием. В 1962 г. поступил на математический факультет Криворожского пединститута, а с 1963 г. в связи с переездом семьи перевёлся на такой же факультет Камчатского пединститута, который закончил с отличием.

В Петропавловске-Камчатском стал школьным учителем, затем преподавателем в пединституте, пока судьба не направила его на другой конец Советского Союза — во Львов.

С 1973 г. Владимир Владимирович преподаёт математику в львовской средней школе, вскоре становится завучем, затем инспектором школ и заведующим районо.

В 1987 г. В.Кравченко назначен директором средней школы №45 во Львове. И, как выше уже сказано, под его руководством эта школа стала одним из ведущих центров развития образования Львовщины, гармонизации межэтнических отношений в ученической, родительской и педагогической сферах.

Авторитет Кравченко обеспечил и постоянную шефскую помощь школе, благодаря чему были переоборудованы новые учебные комплексы по русскому языку и литературе, украинскому, английскому и немецкому языкам, математике, информатике, естественнонаучным дисциплинам.

Также благодаря именно Владимиру Кравченко в школе появился официально признанный зал-музей А.Пушкина. Был создан один из лучших в городе школьный кабинет Ивана Франко и компьютерный центр для младших классов, библиотека с интернетом, что стало настоящими источниками подлинного интереса детей к учению. А открытый в 2009 г. шекспировский центр признан лучшим кабинетом в Украине.

В 45-й была инициирована новаторская программа «Здоровье школьника», в соответствии с которой разрабатывались новые технологии в обучении и воспитании. Изучались уровни познавательных интересов учеников, определялись проблемные зоны, а также научно выверенные пути оптимизации педагогического процесса.

Потому неудивительно, что 45-я начала регулярно занимать первые места в предметных олимпиадах, по физкультуре и спорту, а со временем вошла в первую десятку лучших школ Львова и в первую сотню лучших в Украине. Свыше 80% выпускников этой школы продолжали обучение в ведущих вузах Украины, России и других стран.

В.Кравченко вёл и обширную общественную деятельность. В 1990 г. организовал и возглавил областную Ассоциацию «Русская школа», а затем Ассоциацию культуры и образования «Русский дом» (АКОРД). С 1990 г. входил в совет русского общества им. А.Пушкина, возглавлял его с 1998 г. по 2002 г. Был соучредителем и членом координационного совета Международного педагогического общества в поддержку русского языка.

В.В.Кравченко принимал участие в работе многих общественно-политических и педагогических форумов в Украине, России и других странах. Организовывал и проводил научно-практические конференции, круглые столы по актуальным вопросам развития современной школы. Публиковался во многих научных, общественно-политических сборниках и СМИ.

За многолетнюю педагогическую и общественную деятельность награждён Знаком «Отличник образования Украины», медалью ВДНХ СССР (1979 г.), грамотами Министерства образования Украины, Почётными грамотами Министерства культуры РФ (1999 г.), Совета соотечественников при Госдуме РФ (2000 г.), Президента Украины (2001 г.), памятной медалью к 200-летию А.С.Пушкина (1999 г.), Орденами Украинской православной Церкви Святого равноапостольного великого князя Владимира, Нестора Летописца и святителя Петра Могилы, орденом Дружбы РФ (2004 г.), званием Герой Труда газеты Труд (2005 г.), орденом Петра Великого РФ (2008 г.). В 2012 г. присвоено почётное звание «Заслуженный работник образования Украины», в 2013 г. награждён Почётной грамотой Львовского облсовета.

Надо признать, что успехи 45-й школы — детища всей жизни В.В.Кравченко, как масштаб и бескомпромиссность его личности порождали не только уважение и поддержку, но и зависть, и желание оклеветать, разрушить, маргинализировать очаг высоких достижений и столь ненавистной некоторым русскости и культуры, привлекающей, объединяющей и одухотворяющей всех — без различий статуса, происхождения, конфессиональных и этностереотипов.

Но предоставим об этом слово самому Владимиру Владимировичу.

*

КРАВЧЕНКО В.В.: В начале 2000-х наша школа, как и многие школы Украины, испытывали немалые трудности с обеспечением современными средствами обучения. Даже страны Африки, не говоря уже о Европе, США, Японии и Сингапуре вовсю использовали персональные компьютеры и всемирную паутину в обучении, мы же довольствовались в основном ещё советскими ПК0010 и калькуляторами.

Как-то под вечер ко мне зашёл один из родителей и спросил, хотел бы я получить десять современных компьютеров из Швейцарии. Они два года работали в швейцарских учреждениях, теперь их заменили на новые, а старые вполне годятся для обучения. Я, конечно, согласился, написал необходимые письма и стал ожидать.

На Рождество прозвучал звонок: присылайте машину по такому-то адресу и получите свои компьютеры. Радости ребят не было предела: компьютеры с сиди-ромами, дисководами, да ещё швейцарцы загрузили их русифицированными программами, а в подарок видеофайлами о своей конфедерации. Вскоре мы создали сеть и подключились к Интернету, и начался уже вполне современный процесс обучения информатике.

Весной прилетел во Львов и тот господин из Швейцарии, который сделал этот подарок. Им оказался о. Роберт Готц, профессор Цюрихского университета, руководитель Ассоциации поддержки Украины. Как мы узнали, он уже несколько лет вместе с коллегами и деловыми людьми Швейцарии оказывал существенную помощь больницам и греко-католическим храмам Львовщины. За его деятельность мэрия Львова назвала о. Роберта почётным гражданином города, а президент страны наградил орденом.

Что же ещё было в 45-й? Два спортивных зала, современный бассейн, спортивные площадки. При школе работали известные спортивные клубы: «Золотая стрела» по стрельбе из лука, «Триумф» по спортивным танцам, «Арей» по карате. Их участники становились неоднократными победителями и призёрами на турнирах в области, в Украине, Европе и на олимпийских играх. Насыщенным всегда был спортивный календарь школы, среди наиболее ярких событий были турниры «Мама, Папа, Я — спортивная семья» в младшей школе, игры для юношей старших классов, весенние Казацкие забавы. Немало ребят совершенствовали свою спортивную форму в спортивных секциях при школе по лёгкой атлетике, плаванию, баскетболу.

*

ЛУЧШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДОСТУПНО ВСЕМ

Меня нередко спрашивают: как нам удалось создать такую мощную базу, говорили: Россия помогает или вы перешли на платную основу?

Секретов никаких нет. Мы не могли переходить на платную основу прежде всего из-за известных социальных причин: развал страны, разрушение экономики привело к резкому обнищанию населения. Платное обучение преградило бы путь к нормальной школе социально незащищённых граждан страны, а таких оказалось большинство.

Что касается помощи из России, она была, но в очень ограниченной форме. Мы иногда получали современные учебные пособия, детские энциклопедии, издания мировой классики. Значимой оказалась система педагогической переподготовки учителей в ведущих российских центрах и некоторые льготы для выпускников школы при поступлении в российские вузы. Полезными были и экскурсионные поездки для детей по историческим местам прародины.

Наша школа наравне со всеми другими городскими получала финансовую подпитку от львовской мэрии. Мы же пытались выстроить довольно чёткую стратегию развития школы. Понятно, что модернизировать всю школу в одночасье невозможно. Поэтому мы решили в течение года проводить реконструкцию одного-двух учебных комплексов, накапливая для этого необходимые ресурсы. При поддержке Совета школы мы искали и находили спонсоров из числа наших выпускников и родителей. Главная же цель была в том, чтобы новый учебный комплекс соответствовал лучшим мировым образцам.

Немного об уровне знаний питомцев 45-й. На ежегодных предметных олимпиадах в городе они неоднократно становились призёрами, в том числе и по украинскому языку. Ребята наши не раз побеждали на областных, республиканских и международных конкурсах знаний. Девятиклассники Максим Филиппов и Артём Янчак становились в 2011 и 2013 гг. победителями популярного российско-украинского телевизионного шоу «Самый умный». А в 2010—2015 гг. по результатам независимой оценки знаний выпускников 45-я входила в десятку лучших города и в сотню таких школ Украины. Неслучайно на базе нашей школы проходили мастер-классы, круглые столы, семинары для учителей области, Украины и других стран.

45-я по праву гордится многими своими выпускниками, большинство из них с успехом продолжило обучение в ведущих вузах Украины, России и стран дальнего зарубежья. Некоторые достигают подлинных высот в различных сферах нашей жизни: науке, культуре, политике, производстве. Назову только нескольких. Лариса Савченко — обладательница высших наград мирового Олимпа, Гарик Кричевский — известный русский бард, Паша Табаков — певец и композитор, победитель всеукраинского конкурса, Вадик Несветов — замечательный скульптор из Санкт-Петербурга, Наташа Балюк и Дмитрий Добродомов — известные журналисты… Многих «птенцов» 45-й сегодня можно встретить в городах и весях Украины, России, Европы, Азии, США.

*

ШКОЛЬНЫЙ КУЛЬТ ПУШКИНА

Нужно рассказать и ещё об одной важной стороне нашего бытия, ставшей, увы, уже историей. В школе почти 30 лет (с 1991 г.) работал Пушкинский зал-музей. Создавался он усилиями подвижников, учителей русской словесности и активистов общества им. А.Пушкина.

Десятки львовян и жителей западно-украинского региона дарили музею книги о поэте, статьи, сувениры, старинные издания. Немало интересных экспонатов школьники привозили из пушкинских мест России, Украины и Молдавии. Значительную поддержку своеобразному центру русской культуры в Галиции оказывали пушкинские музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Пушкиногорья.

У нас в школе был заботливо воссоздан уголок кабинета поэта: на старинном столе гусиные перья, мраморная чернильница, подсвечники с оплывшими свечами и букетик сухих жёлтых листьев — символ осени, так любимой поэтом, копии его рукописей. И тут же — как удар в самое сердце: дуэльный пистолет и кубок, в котором хранится земля с могилы А.С.Пушкина.

Особое место в школьном музее занимали материалы по теме Пушкин и Галиция. Неопровержимый язык документов свидетельствует о том, что жители Западной Украины знали, читали и любили произведения А.С.Пушкина ещё при его жизни. Наши друзья — Наталья Николаевна Царёва из Львовского исторического архива и Александр Васильевич Труханенко, доцент Дрогобычского педуниверситета, обнаружили во львовских архивах 15 только прижизненных упоминаний о произведениях гения русской поэзии.

Среди экспонатов есть и Устав первого Пушкинского общества во Львове, созданного ещё в 1899 году. Австрийские власти тогда запретили его деятельность.

Значимость зала-музея состояла ещё и в том, что в нем была представлена современная русская словесность города Львова: произведения Григория Глазова, Ангелины Булычевой, Жанны Храмовой, Сергея Сокурова, Марины Курсановой и других русских писателей нашего региона.

Фото: Слева Борис Чичибабин, замечательный русский поэт из Харькова, один из первых гостей Пушкинского зала. Он подарил нам последние сборники своих стихов и провёл поучительный мастер-класс для молодых поэтов Львова
 

16 лет (с 1991 по 2007 гг.) на базе школы проводились Пушкинские конкурсы. Вначале они были львовскими, затем стали региональными, с участием учеников старших классов из Ивано-Франковской, Тернопольской, Закарпатской и других областей Западной Украины. С 2003 г. к конкурсам присоединились старшеклассники Харькова, Кривого Рога, Херсона, Севастополя, минской гимназии им. Ф.Скорины, Калишского (Польша) лицея им. Т.Костюшко, киевской школы-гимназии №153 им. А.С.Пушкина и московской школы №353 им. А.Пушкина. Команды готовили костюмированные представления по выбранным ими произведениям.

У истоков конкурсов был славный дуэт.

Фото: С.Сокуров и Ю.Львова
 

Сергей Сокуров, сибиряк, оказавшийся в 50-х в Самборе на Львовщине, геолог-романтик, исходивший все Карпаты, поэт и писатель, основатель первого в Союзе Пушкинского общества, блестящий пушкинист и ещё одна сибирячка — Юдифь Львова, учительница русской словесности львовской 50-й школы, кандидат педагогических наук, выпустившая не одну книгу об учении с увлечением.

Ю.Львова готовила к конкурсу учителей, проводила детальный инструктаж с участниками, формировала всю палитру очаровательного действия. Она бессменно проводила все первые 12 конкурсов. А С.Сокуров изыскивал необходимые средства. Изготавливались медали и дипломы победителям, призы для участников и учителей. Победителям первых конкурсов вручалась даже денежная премия. Впоследствии к обеспечению конкурсов подключилось Русское движение Украины во главе с Александром Свистуновым.

Вскоре во Львове появилось общество ленинградцев «Питер-клуб», и в школе родилась новая традиция — конкурс «Люблю тебя, Петра творенье…»

Фото: Победители XIV-го  Пушкинского конкурса, 2004 г.
 

Наши конкурсы играли важную роль не только в литературно-историческом развитии ребят, но способствовали творческому обмену между школами. В начале 2000-х мы подписали договор о сотрудничестве с московской школой № 353 им. А.Пушкина. Здание этой школы возвели в 1937-м году на месте дома, где родился Пушкин. Здесь сформирован уникальный школьный музей поэта, палехские мастера по мотивам произведений Пушкина оформили замечательную комнату сказок.

Мы как-то сразу прониклись доверием друг к другу. Наталья Никитична Языкова, директор, стала лично ежегодно привозить к нам на конкурс свою команду пушкинистов-школьников. А мы направляли к ним свои делегации на их традиционный фестиваль «Пушкинская весна».

Неутомимой Наталье Никитичне удалось объединить вокруг себя многие пушкинские школы бывшего Союза. В 2005 г. стараниями Н.Языковой увидел свет уникальный опыт этих школ в объёмном, почти в 600 страниц, сборнике «Пока в России Пушкин длится… Воспитание традицией». Помещён в сборнике и наш скромный опыт.

Однажды ко мне в кабинет вошёл элегантный человек, говоривший на русском с заметным акцентом. Он представился: «Ярослав Вуйковский — директор лицея им. Т.Костюшко в Калише».

Он рассказал интересную историю своей школы. Её построили почти сто лет назад в этом, тогда губернском центре Царства Польского, по личному указанию Николая II. С тех пор ветры истории много изменили, но в лицее одного из самых старинных городов Польши изучался русский язык наряду с иными языками Европы. Составили договор о сотрудничестве. Вскоре почти весь педагогический коллектив лицея прибыл к нам. Мы показали им школу и, конечно, Пушкинский зал, рассказали о конкурсе. Тут же польские учителя-русисты загорелись: «А можно и мы попробуем?». Конечно, милости просим.

Так добавилась к конкурсу ещё одна школа. Конечно, польским ребятам было подчас трудновато, но они очень старались и всегда зарабатывали поощрительные медали.

Фото: Друзья по вдохновению. Ярослав Вуйковский из Польши, Валерия Баталова из Киева, Наталья Языкова из Москвы, Владимир Кравченко из Львова
 

Ярослав мне вскоре предложил: «Давайте очередной конкурс посвятим теме «Пушкин и Мицкевич». Поразмышляли вместе — тема сложная. Но решение принято. Когда все уже было готово, тема и задания разосланы, Я.Вуйковский предложил провести конкурс в два этапа: первый — во Львове, второй — в Калише. Идея принята, и первый этап прошёл у нас осенью 2004 г., а второй наметили на начало апреля 2005 г.

Первый этап прошёл, как всегда, красочно только с тем отличием, что помимо русской речи звучали и стихи Мицкевича на польском. Замечательно, что у нас нашлись ребята, хорошо знающие польский язык и культуру. 3 апреля 2005 г. в Калише собрались конкурсанты из Польши, Словакии, Москвы, Львова. Но накануне скончался папа римский Иоанн Павел II. В Польше объявлен трёхдневный траур. Нужно все отменять. И тут своё веское слово сказал мэр города: «Павел II в. юности очень любил театр, сам сочинял пьесы и играл в них. Он очень любил польскую и русскую поэзию. Давайте посвятим наш конкурс памяти великого поляка». Конкурс начался с возложения цветов к памятнику понтифику.

И ещё одно замечание о конкурсах: они становились мощной школой педагогического мастерства учителей, а славная пушкинская муза вдохновляла конкурсантов, сказываясь во многом и на их дальнейшем жизненном пути. Один из примеров: Женя Лавренчук, ученик 10-й польской школы во Львове. Он уверенно одержал победу на конкурсе 1998 года. В этом же году был зачислен студентом сразу на второй курс Российской академии театрального искусства (мастерская Романа Виктюка). Уже через 3 года Евгений основал и возглавил польский театр в Москве. Был признан самым молодым режиссёром планеты. За неполные 20 лет он поставил свыше 30 ярких спектаклей в разных городах России, Украины, Польши, Литвы. А с 2018 г. Е.Лавренчук — главный режиссёр Одесской оперы.

*

«ДОЛЖНЫ ИСЧЕЗНУТЬ КАК ВИД РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ДЕТИ»

Немного об организаторской деятельности школы. Уже в 1990 г. более 30 школ львовской области с русским языком обучения по нашей инициативе объединились в Ассоциацию «Русская школа». Известный политик Вячеслав Черновол, бывший в то время руководителем области, заявлял: «Русским в Украине должно быть не хуже, чем в России». Но вот после декабрьского (1991 г.) референдума число русских школ стало неоправданно быстро сокращаться.

Никто не спрашивал мнение русской общины Львовщины, составлявшей в то время почти 120 тыс. человек. К 2015 году русских школ оставалось из 26 только 4. А с 2019 и в них уже открыли классы с украинским языком обучения. По состоянию на 05.04.2020 г. в нашей школе в 39 классах учится 970 учеников, в том числе в пяти классах с украинским языком обучения — 105 учеников.

Львовские национал-радикалы и сочувствующие им власти принимали неоднократно меры для перевода 45-й на украинский язык обучения. Доходило подчас до откровенных провокаций и угроз. Вспомним крымскую Мухалатку. Здесь в августе 1992 года Б.Ельцин и Л.Кравчук подписали компромиссное соглашение о Черноморском флоте. Во Львове национал-радикалы тотчас расценили действия украинского президента как предательство интересов своей державы. В городе собираются многолюдные вече, на которых гневно осуждают «империалиста» Ельцина и предателя Кравчука. Звучат и призывы к «Варфоломеевской ночи» для русских.

В ночь на 7 сентября в нашей школе были выбиты все стекла на первом этаже фасада, расклеены метровые плакаты с призывом «Геть з України». Рано утром меня встретил наш дворник, довольно пожилой галичанин. Он собирал осколки, срывал плакаты и горько плакал: «Боже, что же они творят?!»

Позвонив в милицию, я узнал что в 6-й, 9-й и в 52-й русских школах в центре города вандалы сотворили то же самое. Что ж, это был первый, но далеко не последний акт против русских в славном украинском городе. На наши обращения к правоохранительным органам и властям мы, как правило, получали гоголевский ответ об унтер-офицерской вдове. Русские, мол, сами во всем виноваты и сами устраивают эти провокации.

Вскоре антикоммунистические и антисоветские лозунги сменились антирусскими. Безосновательно закрывались не только русскоязычные школы, но и учреждения культуры: в 2017 решением Облрады через суд отобран первый в Украине Русский Культурный Центр. В нем обустроили центр украинского воинства. Немало русских покидало русофобский регион, переезжая не только в Россию, но и в бывшие соцстраны и в страны Запада.

Мы же продолжали трудиться на своей ниве. Немало усилий нам довелось приложить для перестройки обучения украинскому языку. Растиражированная программа глубокого изучения украинского языка была довольно ущербной. Дети овладевали разговорной лексикой, но с трудом усваивали научную и общественно-политическую терминологию.

Совместными усилиями русских и украинских филологов школы были выработаны важные дополнения к системе изучения языка. Они включали, в частности, введение двойной русско-украинской терминологии на уроках естественно-математического цикла предметов. Появились также отдельные уроки русско-украинского и украинско-русского перевода, по пятницам все предметники начали вести уроки на украинском языке.

Мы видели цель нашей работы не только в том, чтобы дать русским детям возможность получить образование на родном языке. Глупо, если не сказать преступно, строить обучение и воспитание на противостоянии культур и языков народов. Мы последовательно совершенствовали методику би- и полилингвизма, использовали мировой опыт, делились опытом с украинскими коллегами. Нам часто говорили: «Поскорее переходите на украинский язык, вашим детям будет легче учиться в украинских вузах». Я как-то спросил у ректора Львовского университета И.Вакарчука:«Есть ли проблемы у вас с нашими выпускниками?». Он улыбнулся и ответил: «Ваши ребята могут дать фору многим студентам по уровню интеллекта и знаний языков — украинского, русского и английского».

Добавлю одну немаловажную деталь. Ко мне не раз обращались родители украиноязычных семей с просьбой принять сына или дочь в первый или другой класс. Я родителям объяснял почти по Ушинскому важность учёбы в начальной школе на родном языке. Мне же в ответ говорили вот что: «Украинский ребёнок и так будет знать, поскольку дома все говорят на этом языке, а вот получить просторный доступ к современной науке, технологиям, культуре без знания русского — трудно. У вас же в школе, кроме русского, углублённо изучаются английский язык, а с пятого класса и немецкий. В украинских школах такой возможности нет».

О 45-й школе нередко восхищённо писали львовские, республиканские, российские СМИ, русская служба ВВС, Дойче Велле (DW), Файнэ́ншл Таймс.

В сентябре 2013 г. я оставил свой пост. Руководителем школы стала филолог Наталья Мельник. Модернизация продолжалась, вскоре школа получила статус лицея.

Осенью 2017 г. школа отмечала свой 40-летний юбилей. Среди почётных гостей мэр города Андрей Садовой. Он и раньше бывал в 45-й, помогал нам в реконструкции бассейна, знал и о наших достижениях, и о проблемах. На юбилее он подарил школе интерактивную панель и наградил от имени общины города ветеранов школы. Мне от него досталась памятная серебряная монета Данилы Галицкого.

Вскоре, в 2019 г. львовский Интернет портал «ВГолос» разразился серией гневных публикаций. В них, в частности, говорилось: «Уже 5 лет длится война с россией (так в тексте), гибнут защитники Украины, а в г. Львове до сих пор работают русскоязычные школы, среди них крупнейшая русскоязычная школа Западной Украины — Лицей №45. Власти Львова всячески опекают эту школу, для неё постоянно выделяются значительные средства, директора поощряют наградами, в то же время школа продолжает проводить мероприятия на русском языке, здесь почему-то до сих пор работает музей Пушкина, школу посещают священники московской церкви, они продолжают поддерживать тесные связи не только с учреждениями образования, но и с деятелями страны-агрессора. Но ни эти факты, ни „русскій мір“, который царит в этой школе, львовские власти вовсе не интересуют».

Поражают некоторые комментарии на публикации портала:

«Львівці, невже нема бажаючих підірвати цей осередок сатани? Я думаю, що такі сатанинські заклади повинні мати однакову долю з расєйськими банками в нашому місті!!!!!! У тюрму рускомірних. Пора провести профілактику, щоб згодом не долати наслідки. згодна, і там з ними мають поводитися, як з тваринами, не ліпше!

Я, как русскоязычный украинец, считаю, что эту школу надо закрыть, а тех, кто там учился — отправить в сибирь (так в тексте)! Потому что их уже научили! Надо искоренять это! Ужасные вещи творятся в нашем Львове!»

В лицее стали появляться ходатаи из национал-радикальных групп. Они увещевали директора лицея и руководителей ещё трёх русскоязычных школ вести набор только в украинские классы, закрыть все учебные центры, связанные с русской культурой, в том числе Пушкинский зал, прекратить все мероприятия на русском языке. То, что это противоречило украинскому законодательству, их не волновало. Власти же отмалчивались или поощряли работу «активистов».

Помнится, ещё два года назад известный львовский пропагандист национал-радикального толка Остап Дроздов заявлял: «С лица моей страны должны исчезнуть как вид русскоязычные дети…» 

*

ЧТО ЖЕ СКАЗАТЬ В ЗАВЕРШЕНИЕ?

Грустно наблюдать за разрушением создаваемого годами. Но хочется верить, что «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу!» Закончатся политические распри, минут прошлые обиды, канут в Лету стремления властей бороться с русским языком, а Пушкин останется, взирая из своего далека на нас с ироничной улыбкой, потому что Пушкин — это навсегда, а всё остальное — суета сует. И настанет время, когда во Львове, как и во всей Украине, чиновники, вместо борьбы с русскими школами станут на сон грядущий читать Александра Сергеевича, и вновь заработают бывшие и новые русские школы. Так обязательно будет. Хочется верить в магию Поэта.


P.S. В 2019 г. в соответствии с новыми законами Украины о языках и образовании в 45-й школе принят новый устав, в котором языком преподавания был объявлен украинский. С 1 сентября 2020 г. набраны четыре первых класса с украинским языком обучения. Русский язык как язык обучения сохранился лишь в двух вторых и двух третьих классах. Во всех остальных классах языком обучения объявлен украинский. Русский язык как предмет остаётся пока в 5-9-х и в 11-х классах.

В.Кравченко,
Заслуженный работник образования Украины

Тарас Русин

Источник: zavtra.ru