Столько дискуссий и словесных баталий было по поводу уроков труда, которые долгое время назывались уроками технологии, и вот наконец в январе было официально заявлено: с нового учебного года в школьном расписании появится обновлённый формат — «Труд (Технология)». Сложно переоценить эту актуальную тему, особенно в контексте того, что сегодня, по сути, растёт поколение ребят, умеющих только на кнопки нажимать…
Вовсе не секрет, что урок технологии вызывал у многих родителей и педагогов бурную негативную реакцию. Достаточно углубиться в изучение вопроса, как сразу начнут всплывать формулировки: «идиотизм», «отдельный вид издевательства» — причём как над учениками, так и над учителями и родителями, и даже — «вредительство».
Многие родители жаловались, что уроки технологии больше напоминали теоретические беседы, в то время как практике уделялось недостаточно внимания.
В рамках учебной программы учащиеся часто создавали «творческие проекты» и «презентации», например на тему «Табуретка» и «Пирог», обсуждали концепции того или иного изделия, а выполняли задания уже дома.
О подмене понятий и замене содержания
Невнятное, но модное слово «технология» изменило саму суть урока, его содержание. Многим, кстати, было изначально непонятно (и я тоже отношусь к их числу), почему вообще из школьной программы исчезло само слово «труд», это конкретное и ёмкое определение, точнее даже — комплексное понятие. Откуда в сфере образования возникла такая нелюбовь к труду в стране, где много десятилетий передовикам производства присуждали звание Герой Социалистического Труда и где «человек труда» имел почёт и уважение?
Напомню, что в 2013 году президент откликнулся на призывы вернуть звание «Герой Труда» и с тех пор вручает награды — «Героям Труда Российской Федерации». Почему же из школьной жизни определение «труд» на годы исчезло, как исчезло и грамотное наполнение урока?
Теперь же министр просвещения Сергей Кравцов говорит, что «урок труда — это яркий пример того, как ценный опыт советской школы можно наполнить новым смыслом, исходя из современных реалий и актуального запроса общества». Хочется спросить: где же вы были раньше?
Всё это вопросы, видимо, риторические, но, судя по всему, связанные с общей ситуацией развала образования, а также с повальной цифровизацией.
Понятно, что школе каким-то образом нужно реагировать на так называемые вызовы времени со всеми этими электронными ноу-хау, но вместе с тем ясно и то, что она должна готовить детей к жизни реальной, а не со страшной скоростью заманивать в суррогатный мир виртуала. Как говорится, гаджеты от ребят и так никуда не денутся, а вот нужных навыков настоящей ручной работы при неправильном подходе к «трудам» их можно запросто лишить. Необходимо, чтобы школа помогала подготавливать учащихся к решению различных бытовых задач и сложностей, с которыми они столкнутся, отправившись во взрослую жизнь, а значит, очевидно: на уроках труда умение работать руками должно быть на первом месте.
Новый старый труд
Итак, что известно в преддверии нового учебного года о новом формате урока труда.
Министерство просвещения поясняет, что федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» имеет модульную структуру: пять обязательных для изучения направлений и три модуля по выбору. Обязательными станут «Производство и технологии», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника» и «3D-моделирование, прототипирование, макетирование». На выбор можно также будет изучать «Автоматизированные системы», «Животноводство», «Растениеводство».
Кроме того, в Минпросвещения допустили возможность разработки дополнительных вариативных модулей на уровне регионов — в зависимости от потребностей. К примеру, «Авиамоделирование», «Медиатехнологии», «Сити-фермерство» (да-да, по-русски никак не смогли это назвать!) и «Ресурсосберегающие технологии».
Данные модули предназначены для средних и старших классов школы. В 5–7-х классах на «труд» выделят два часа в неделю и один — в 8–9-х. Чиновники от образования обещают, что учебные программы составлены с учётом востребованных на рынке труда профессий. То есть, надо полагать, ребята будут активно пилить и строгать и, соответственно, научатся в будущем не бояться бытовых проблем?
А в начальных классах предмет «труд» будет проходить один раз в неделю и включать четыре модуля: «Технологии, профессии и производства», «Конструирование и моделирование», «Информационно-коммуникативные технологии» и «Технологии ручной обработки материалов», где школьники будут работать с бумагой, картоном, тканью, пластиком, поролоном и т.д.
В Минпросвещения выделяют три ключевые особенности урока «Труд (Технология)»: фокус на предметно-практическую деятельность; приобретение базовых навыков работы с различными материалами; знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сфере трудовой деятельности.
Кроме того, планируется, что уроки «труда», которые вернутся в российские школы с 1 сентября, не будут строго разделяться для мальчиков и девочек, в зависимости от того, как решат школы и родители в индивидуальном порядке. Об этом сообщила замминистра просвещения РФ Татьяна Васильева. По её словам, если мальчик захочет изучать особенности пищевых технологий и обработки продуктов, у него такая возможность будет. Видимо, будет и возможность для девочек — учиться сверлить и приколачивать? Пока всё это не очень понятно.
Многие родители настроены по отношению к грядущему нововведению скептически, полагая, что за громкими формулировками и обещаниями останется прежнее размытое содержание урока. О том, что же кроется за сложносочинёнными наименованиями учебных модулей, будет ли школам хватать нужного оборудования и инструментов, узнаем очень скоро, ведь сентябрь совсем близко.
Умелые руки всегда прокормят
Умение пользоваться гаджетами и разбираться в информационных технологиях не должно мешать мальчишкам уверенно держать в руках молоток и отвёртку, эти навыки обязательно пригодятся во взрослой жизни. В этом уверены Владимир и Анастасия Шевковы, основатели столярной мастерской «Школа Юный мастер» из Подольска, в которой за три с половиной года обучились уже более 1200 мальчишек.
По мнению Владимира, современные мальчишки растут гораздо менее самостоятельными, нежели было ранее. «Мы умели из ничего сделать всё, нам всегда было чем заняться. Если в моём детстве что-то ломалось — сами чинили. А сейчас подростки сильно зависимы от гаджетов и мало что умеют делать своими руками. Если что-то испортилось — либо это чинят родители, либо просто покупают новую вещь. Обучение в нашей мастерской помогает ребятам стать более самостоятельными, уверенными в том, что им всё по силам», — отметил собеседник.
Сам Владимир Шевков из многодетной семьи, где воспитывались семеро детей. С раннего возраста отец приучал сыновей работать руками. «У меня всегда был интерес к обработке дерева, я постоянно у папы в гараже что-то пилил и строгал. После школы получил профессию столяра-плотника, работал по специальности, а затем понял, что хочу своим опытом делиться с детьми», — рассказал Владимир. Поначалу пара открыла кружок у себя на дому, но вскоре стало ясно, что в квартире уже не уместиться. Такая востребованность занятий ошеломила Владимира и Анастасию, было решено открыть мастерскую.
По словам супругов, 90% родителей учеников мастерской были недовольны школьными уроками технологии. «Всё это время родители делились с нами своей болью о том, что урок труда — это не урок труда. Дети не трудились. До сих пор это действительно был урок именно технологии — ребята изучали, как надо делать то или это, писали конспекты о том, как изготовить ту или иную вещь. То есть была теория и не было практики. И лишь у 10% в школе была какая-то практика с минимальным набором инструментов», — рассказали собеседники.
Концепция столярной мастерской Шевковых — мужской клуб, сюда принимают только мальчишек, хотя на начальном этапе родители часто обращались с просьбой записать и дочек. «Сегодня в мире не хватает мужественных мужчин и женственных женщин. Мужественности может научить только мужчина, а женственности — только женщина. Наша мастерская — это мужской клуб с мужской атмосферой, поэтому двери открыты исключительно для мальчишек, это принципиально. Мы хотим помочь семьям растить настоящих мужчин», — поделились основатели «Юного мастера».
Ещё один принцип мастерской: здесь мальчик может осуществить любой свой замысел, ученикам не навязывают создание какого-либо определённого изделия. «Это тоже существенный момент, поскольку мы с мастерами не загоняем ребят ни в какие рамки, они понимают, что могут воплотить своими руками любую идею. Это учит мальчишек ставить цели и добиваться их, какими бы амбициозными они ни казались, для становления личности будущего мужчины это очень важно. Всегда напоминаю ученикам о том, что человек, который умеет что-то делать своими руками, никогда не останется без денег, сможет заработать, а значит, и прокормить себя и свою семью», — подчеркнул Владимир Шевков.
Отцы-молодцы идут в школы
«Нынешнее поколение — это поколение «Где мой отец?». Главная проблема сегодня — это безотцовщина. Страшно и печально, что тысячи детей засыпают вечером без доброго слова отца, без сказки, без хороших пожеланий. Они не знают, что такое вот эта духовная связь с папой, отцовское плечо. Этих детей отец не наполняет духовно и эмоционально, а ведь это так важно!», — говорит Алексей Чегодаев, автор проекта #крутОтец, член президиума Всероссийской общественной организации «Союз отцов», эксперт в совете отцов при Уполномоченном по правам ребёнка в Москве.
«Как вырастить настоящего мужчину? Это тот вопрос, который, конечно, волнует очень многих отцов и меня самого, как папу мальчика. Есть некие стереотипные модели: нужно научить мальчишку подтягиваться, быть крепким духом, выносливым, терпеливым и так далее. Но я смотрю на это несколько иначе. У меня выросла дочь, ей 21 год, молодые люди проявляют внимание, знакомятся… Я как-то разговаривал с одним из них, мы все вместе сидели в кафе. Спросил: а тебя в твоей семье готовили как отца? Ничего об этом не знаю, папа мне про это ничего не говорил, родители в разводе — такой был ответ. Я на это сказал и ему, и дочери: значит, у нас есть проблема, её надо обсуждать и решать. Многие думают, что если вырастят сына крепким и мужественным, это сразу даст ему какие-то привилегии и шансы в жизни. Ничего подобного. Главное — «семейный потенциал», который мы вкладываем в детей, ощущение семейственности и силы своего рода. А все остальные навыки, которых мальчику не хватает, он сможет взять, «считать» из своего окружения», — убеждён Алексей Чегодаев.
Алексей рассказал, какие возможности открывает перед родителями совет отцов в плане укрепления мужского характера сыновей и привития ими правильных ценностей.
Совет отцов — это общественное движение, зародившееся из личной инициативы пап. У движения замечательный девиз: «Нет чужих детей — есть окружение моего ребёнка». Эти слова точно описывают миссию участников движения. Такие советы есть не только в столице, но и по всей России.
«Совет отцов помогает отцам и родителям в целом восполнить то, что сами мы порой можем своим детям недодать. Сообщество отцов появилось в ответ на нашу социальную раздробленность, это серьёзная проблема современного общества, ведь раньше люди чаще жили большими семьями, большим домом, в воспитании детей принимали участие многочисленные родственники. Мы советуемся друг с другом, учимся друг у друга и совместно помогаем детям впитывать правильные ролевые модели», — пояснил Алексей Чегодаев.
Чаще всего советы отцов образуются при школах. «Мы, разумеется, не ограничиваемся просто посещением собраний, нет: есть совместные кружки, спортивные мероприятия, экскурсии. Мы всё это придумываем и проводим сами. Нет никакой специальной централизованной программы — есть чисто наша частная, отцовская, инициатива. Это работает только так — из желания и энтузиазма пап», — рассказал Алексей.
Один из популярных проектов совета отцов — «Мужской разговор», в рамках которого папы приходят в школу и проводят с учащимися факультатив-беседу о жизни, о выборе профессии, отвечают на самые разные вопросы ребят, которые, кстати, бывают очень неожиданными, сложными и глубокими. По словам Алексея Чегодаева, этот разговор по душам полезен обеим сторонам и очень обогащает; такие встречи помогают взрослым лучше понять, чем живут современные дети, и наладить ту самую связь поколений, о которой так часто говорится.
«Если в вашей школе совета отцов пока нет, это не проблема: нужно его создать самим! Всё очень просто. В каждой школе есть заместитель директора по воспитательной работе. Поговорите с ним, найдите единомышленников, набросайте план встреч и темы для общения с ребятами. Всегда можно обратиться к нам — уже действующим советам отцов, обязательно поможем! Все вместе мы сможем сделать для наших детей очень многое», — отметил Алексей Чегодаев.
Мария Дубинская