Русские Вести

Госдума решительно настроена покончить с наследием разрушительной деятельности Ливанова


Позитивная и давно ожидаемая новость в сфере образования. Единственная, прозвучавшая диссонансом, фраза выделена цветом.

Впрочем, в её озвучивании есть определённая польза: сказанное наглядно демонстрирует всю несостоятельность сегодняшнего управления образованием в России!

Однако, повторим, в остальном новости и планы Комитета Госдумы по образованию и науке в нынешних условиях - вдохновляющие. Хотя многое будет зависеть от содержания программ образования как для школьников, так и для детсадовских малышей.
*

27 октября в информационном агентстве «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция главы Комитета Госдумы по образованию и науке В.А. Никонова

Председатель Комитета Госдумы 7-го созыва по образованию и науке рассказал журналистам о планах работы профильного комитета на ближайшие месяцы. Главной задачей глава комитета считает скорейшее прекращение бездумных реформ, обрушившихся на российское образование при бывшем министре Ливанове:

«При бывшем министре сотрудничество комитета Госдумы по образованию с Минобрнауки напоминало корриду. Я надеюсь, что Ольга Васильева сможет прекратить вакханалию оптимизации в российском образовании и науке», — пояснил Вячеслав Никонов.

Вячеслав Никонов подчеркнул, что Комитет Государственной Думы по образованию и науке надеется на дружную совместную работу с главой Министерства образования и науки РФ Ольгой Васильевой:

«Работа с министерством будет дружной, поля для конфликта мы не видим», - подчеркнул он.

По словам Никонова, «комитет унаследовал 31 законопроект от комитета по образованию прошлого созыва. Большинство из них не будет поддержано, но объём работы предстоит всё равно большой».

Первоочередными задачами депутат назвал возвращение диссертационных советов в вузы, увеличение количества мест в школах и создание единой программы среднего образования.

Но самая сложная задача это, безусловно, создание в кратчайшие сроки 6,5 миллиона дополнительных школьных мест, в соответствии с принятой весной 2016 года программой строительства новых школ:

«В ближайшие несколько лет в связи с ростом рождаемости в школу будет идти всё больше и больше детей. В ближайшие 10 лет необходимо будет создать 6,5 млн. дополнительных школьных мест. На это нужны огромные деньги. Весной в бюджет мы заложили 50 млрд. рублей на данную программу. Программа уже реализуется, но регионы, к сожалению, не смогли её в полной мере софинансировать. Этой проблемой мы уже занимаемся», - сказал он, добавив, что это вопрос необходимо решать оперативно.

Также Никонов обратил внимание на то, что его комитет будет решать вопросы дошкольного образования и займётся решением проблемы нехватки мест в детских учреждениях для детей до трех лет:

«Много внимания в этом созыве мы будем уделять дошкольному образованию. У нас сегодня вводятся стандарты качества образования данного уровня, поэтому необходимо следить за их внедрением. Поскольку в стране была завершена работа по обеспечению всех детей в возрасте от 3 лет местами в детсадах, в этом созыве мы будем заниматься созданием мест в детских садах для детей до 3-х лет», - сказал депутат.

Что касается единой программы обучения в школах, то её значение, по мнению Никонова, очень велико, ведь дети при смене учебного заведения очень долго не могут приспособиться к программам обучения принятым в тех школах, куда они перешли.

Для молодых учёных также есть хорошие новости, - с возвращением диссертационных советов в вузы они снова смогут получать учёную степень. Иначе, по словам депутата, «скоро среди преподавателей не останется кандидатов и докторов наук».

Не менее важным вопросом Вячеслав Никонов полагает создание в России национального рейтинга оценки вузов. Не надо стремиться занять верхние места в международных рейтингах, полагает депутат, - наши вузы никогда этого не смогут сделать, потому что их критерии подстроены под западную систему образования и составлены в интересах иностранных вузов, которые занимают в этих рейтингах лидирующие позиции:

«Наши вузы им (критериям) не отвечают. Никогда мы не попадем по критериям цитируемости в узком круге западных журналов, как бы мы ни стремились. Более того, учитывая политическую ангажированность этих изданий, не думаю, что наши учёные должны очень стремиться к таким публикациям», — объяснил Никонов.

Затронул депутат и вопрос закрытия частных вузов. Он сообщил, что практика закрытия штампующих дипломы частных вузов будет продолжена, т.к. это профанация высшего образования.

В то же время депутат подчеркнул, что «перепроизводства» людей с высшим образованием в стране нет:

«Сколько стране нужно людей с высшим образованием посчитать нельзя. Но запрос на высшее образование существует, и если мы сами не сможем на него ответить, данную нишу заполнит кто угодно. К примеру, за рубежом есть много вузов, в которые могут тогда направиться россияне», - сказал парламентарий.

Понять Никонова можно, ведь совершенно естественно в данном случае в полной мере встаёт вопрос безопасности, т.к. прошедшие обучение за рубежом, особенно когда речь идёт о гуманитарном образовании, начинают мыслить другими категориями, которые не всегда отвечают интересам России.

Также профильный комитет намерен работать над сокращением бюджетных мест по направлениям «право», «менеджмент» и «экономика» из-за избытка данных специалистов на рынке труда - порядка 50% обучавшихся по этим специальностям не смогли устроиться на работу по своему профилю. Взамен этих специальностей будет расширено число бюджетных мест по техническим направлениям. Общее число бюджетных мест останется прежним. На данный момент 57% выпускников школ получают высшее образование, обучаясь за счёт бюджета.

Кроме этого депутат отметил, что его комитет будет работать и над развитием высшего образования:

«Необходимо совершенствовать механизмы целевого приёма. Мы не хотим возвращать систему распределения, это нарушение конституционных норм. Но сегодня я считаю, надо сделать акцент на целевом обучении студентов. Необходимо способствовать заключению договоров работодателей со студентами, которые показали успехи в учёбе и могут быть интересны работодателям», - заключил Никонов.

Особое внимание Вячеслав Никонов уделил законопроекту, который должен ограничить бюрократическую нагрузку на учебные заведения, - органы власти федерального, регионального, муниципального уровня не должны запрашивать у образовательных организаций ту информацию, которая уже размещена на их сайтах. Депутат уверен, что это поможет разгрузить администрацию и учителей от излишней бумажной волокиты:

«Школы, вузы и даже детские сады завалены отчётностью, совершенно не нужной и часто не имеющей отношения к образованию как таковому», - отметил парламентарий.

Несколько слов Вячеслав Никонов сказал о направлениях, над которыми уже ведётся работа. Это законопроекты, посвященные созданию и деятельности структурных подразделений образовательных организаций, например, базовых научных кафедр на предприятиях; а также проекты, направленные на модернизацию проверки знаний мигрантов (ведь, несмотря на введение экзамена по русскому языку, их владение им до сих пор находится на очень низком уровне), организацию отдыха и оздоровления детей, сохранение льгот для детей-сирот при поступлении в вузы.

В целом глава комитета дал понять, что депутаты намерены не допустить сокращения расходов на науку и образование в период, когда мир вступил в эпоху «экономики знаний»:

«Комитет Госдумы по образованию и науке будет работать над решением вопросов, связанных с бюджетом. Нельзя допускать сокращения расходов на образование и науку. Это не продуктивно. Тем более, что сегодня мы имеем не самый высокий уровень расходов на эту сферу», - подчеркнул депутат.

Остаётся надеяться, что Никонов, совместно с новым главой Минобрнауки Васильевой сможет решить насущные проблемы в российском образовании, как того требует время, - в ином случае после перехода мировой экономики в постиндустриальный шестой технологический уклад – «экономику знаний» - Россия рискует остаться неудел.

Источник: ss69100.livejournal.com