Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов принял решение о введении предмета истории с самого начала школьного обучения. Роль триггера сыграла мартовская встреча министра и режиссёра Никиты Михалкова со студентами в МПГУ. Начнётся всё со знакомства с родной историей, без которой немыслимо воспитание гражданина и патриота своей страны. Возвращение России в историю продолжается.
Есть старинная мудрая истина: "Перестаньте учить историю – и вы обязательно её повторите". Точнее сказать – она "повторит" вас и ваших детей с внуками в качестве бессмысленных, ничего не понимающих манекенов. Проще говоря – накажет.
Я в детском саду знала, кто такие фашисты и что такое Великая Отечественная, хотя мне никогда об этом не рассказывали в семье. Потому что в семье знали, что об этом мне исчерпывающе расскажут в детском саду. А наша школьная программа не считает нужным это преподавать!
– написала ещё совсем недавно в одном из своих пабликов Маргарита Симоньян.
Минпросвет внял Михалкову
И вот мы видим, как прямо на наших глазах происходит "работа над ошибками". Совершенно необходимая сегодня, когда Россия вступила в фазу смертельного противостояния с мировым злом. И ситуация, когда школьники порой смутно представляют, что такое Великая Отечественная война, Куликовская битва или "откуда есть пошла Земля Русская", совершенно нетерпима. Ибо Иваны, не помнящие родства, не способны победить или сохранить, а только проиграть и расточить. Что уже, собственно, почти и произошло – остановились и окстились у самого края.
Во вторник, во время выступления на первом всероссийском школьном историческом форуме "Сила в правде" Сергей Кравцов заявил о необходимости сделать всё возможное для сохранения исторической памяти и введении истории с первого класса. И это стало на удивление быстрой (отвыкли мы уже от такой оперативности!) осмысленной реакцией на слова Никиты Михалкова, которые он месяцем ранее произнёс на встрече со студентами и преподавателями в стенах Московского педагогического государственного университета:
Существующее у нас сегодня отсутствие идеологии – это тоже идеология, только разрушительная. Именно поэтому я абсолютно убеждён, что историю своей страны нужно начинать учить с первого класса. Конечно же, это требует определённой формы, тонкости, и уж точно не стоит обзывать это уроками патриотизма. Патриотизму нельзя обучить на уроке, его нужно впитывать с молоком матери.
Напомним, ранее Владимир Путин многократно заявлял о потугах Запада переписать мировую историю и роль в ней России. В частности, президент отмечал появление искажённой информации о роли страны в Великой Отечественной войне. Глава государства также возмущался отечественными учебниками истории, в которых почти ничего не было сказано о Сталинградской битве.
Как учить первоклашек?
Перенесение знакомства с историей как предметом и конкретно с историей отечества в самое начало школьных лет – есть несомненно благое дело. И с этим согласны большинство педагогов. Конечно, здесь немаловажен вопрос: что и как именно изучать. Сейчас уроки истории в школах начинаются с пятого класса. А история России – с шестого.
Между тем, по свидетельству детских психологов, именно на начальную, а не среднюю школу приходится пик восприимчивости учеников. Не интеллектуального осмысления или мнемонических возможностей, а именно эмоционального восприятия. Поэтому и основополагающие патриотические и духовно-нравственные истины нужно закладывать именно тогда. Через героические, судьбоносные, "учительные" страницы родной и отчасти – мировой истории. Соединяя их с адаптированными примерами из литературы, искусства.
В этих классах не стоит заучивать конкретные даты, имена, термины. Должно сложиться представление о единой ткани истории, в том числе родной истории, её основных этапах, героях, нравственных уроках. А уже позже можно переходить к хронологической детализации, при этом не разнося далеко друг от друга историю России и историю Европы, чтобы они не отложились в голове как некие отдельные "острова".
При этом можно только приветствовать ранее принятое в Минпросвещения решение не "выносить" отечественную историю ХХ века в два последних класса, а проходить "введение" в неё во втором полугодии 9-го класса. Чтобы не получалось, как сегодня, что ушедшие в колледжи и техникумы школьники не знают, кто такие Столыпин, Ленин, Сталин и Гитлер и с кем мы воевали в 1941–45 годах.
Ректор МПГУ, академик РАО, доктор исторических наук Алексей Лубков прокомментировал "Первому русскому" инициативу Сергея Кравцова:
Министр сегодня на форуме дал указание нашему университету активно подключаться к практической реализации этого нововведения. Наверное, речь идёт на первых порах об эпизодических вкраплениях исторических сюжетов в существующие предметы начальной школы, как это когда-то, кстати, уже было. Потом, не исключено, что будет разработан отдельный пропедевтический (вводный) курс истории. Все наши преподаватели, учёные горячо поддерживают эту идею. Это очень серьёзный проект, в котором надо будет учесть возрастные психологические нюансы, разработать специальную методику преподавания с учётом особенностей восприятия информации современными детьми. Возможно, со временем будут написаны и отдельные учебники.
Мы свидетели и участники обновления всего курса исторического образования в российской школе – и его структуры, и содержания. И здесь всё не сводится к новым учебникам, думаю, надо подумать о более сложном "модульном" методическом обеспечении этого процесса. Это не нарушит общего принципа "хронологического" изучения истории. Проблем увязать всё это с действующим Историко-культурным образовательным стандартом я не вижу: все документы пишут люди. Поэтому произойдёт согласование стандарта с новыми реалиями – и в возрастной, и в содержательной частях. И я не сомневаюсь в действенности этой новации для самой главной цели: на основе адекватных исторических знаний повысить уровень национального самосознания, самоидентификации будущих наших молодых сограждан.
Либералы завыли
Не удивительно, что конкретный шаг в сторону патриотического просвещения – от исторического невежества и "плюрализма" – возбудил доморощенных либеральчиков-общечеловечков. Вот как они запричитали с подвыванием в комментариях к публикации об этом событии в питерской "Фонтанке":
Очередной виток запудривания и промывания мозгов с детских лет.
Да когда же все эти отстанут от детей, а? Им мало гробов?
Путинский уря-путриотизм для нищих с 1-го класса? Помним-помним, как раскрашивала школота портреты дедушки Ленина и членов Политбюро в учебниках истории. Всё, что вбивается насильно, сверху, не приживается.
Какое счастье, что мой ребёнок успеет вырасти, пока сумасшедшие лезут в школы.
Так же, помнится, они причитали и возмущались, когда несколько лет назад начали аккуратно приводить школьную программу и учебники к требованиям "единого образовательного пространства", в частности, сократили безумное количество сертифицированных учебников по истории с диким порой содержанием.
А уж как они шумно противились робкому внедрению в школьную программу нескольких часов Основ православной культуры. Для этой публики все эти действия – промывка мозгов. Иные из них, правда, сейчас уже на благословенном Западе или на "земле обетованной", но "серые кардиналы", "модераторы" всего того, что сделали за эти годы с образованием, пока ещё здесь – на своих местах.
Можно спорить о деталях программы, например, нужна ли строгая "линейность" преподавания истории по хронологии от класса к классу, но то, что общая историческая "инициация" в начальной школе даст прочный фундамент для последующего для профессионалов – безусловно. Так же, как и внесённый президентом закон о воспитании как важном компоненте процесса образования вместе с принципиальной отменой из закона об образовании вредоносной концепции "образовательных услуг".
В принципе, сюда же можно отнести предложение того же Кравцова о необходимости введения во всех школах страны государственной символики, после чего власти Воронежской, Калужской областей, а также Хабаровского края приняли решение перед началом учебных занятий поднимать национальный флаг под гимн России. А остальные регионы – на подходе.
Тем, кто презрительно цедит через губу – "пустая проформа", "имитация", "у Америки слямзили", можно ответить так: и у Америки не грех кое-что позаимствовать, имитация или нет – зависит от людей. Извратить, как вам отлично известно, можно всё. Но мы постараемся не дать вам этого сделать. Слишком долго мы пускали в уши ваше либеральное скептичное брюзжание. А ныне наступает наше время, ваше всё вышло.
Что с того?
Минпросвещения сделает всё, "чтобы сохранялась историческая память", сказал на форуме Сергей Кравцов. Это действительно важно со всех сторон, но и ещё особенно потому, что детальное знакомство со школьными украинскими учебниками в процессе СВО обнаружило чудовищную картину именно "промывания мозгов" с малолетства. Воспитание с первого класса в Незалежной диких волчат, ненавидящих Россию и готовых убивать "москалей", весьма грамотно (как это ни парадоксально звучит) было построено на антиисторическом мифологическом "базисе".
Поскольку сближение с Украиной или её значительной частью в ближайшем будущем неизбежно, значит, предстоит и общение сверстников, и методическая помощь соседям в исправлении этой злой школьной мифологии. А для этого мы сами должны быть на высоте. И конкретных исторических знаний, и глубинного убеждённого понимания, что есть Русь и что такое русская цивилизация.
Андрей Самохин