"Без полноценного владения русским языком не может быть приемлемого интеллектуального и культурного уровня граждан", - считает председатель Совета по русскому языку при президенте РФ, советник президента РФ по культуре и искусству Владимир Толстой.
МОСКВА, 21 мар – РИА Новости. Повышение уровня подготовки педагогов-словесников для школ и вузов и постоянное улучшение качества школьных программ позволит противостоять снижению речевой культуры под влиянием СМИ и интернета, вернуть интерес к чтению у молодежи, считают эксперты-участники прошедшего в Ставрополе Форума русского языка и литературы.
В двухдневном форуме, организованном на базе Северо-Кавказского федерального университета, приняли участие более 400 ректоров и преподавателей вузов, учителей российских школ, а также руководители федеральных и региональных органов власти, в том числе Минобрнауки РФ, Рособрнадзора, министры образования субъектов РФ. Модератором пленарного заседания выступила ректор СКФУ, член Совета по русскому языку при президенте РФ Алина Левитская.
"Без полноценного владения русским языком не может быть приемлемого интеллектуального и культурного уровня граждан. За пределами языка невозможно передать и сформировать ценностные ориентиры, нормы морали, понимание и знание истории своей страны", — подчеркнул председатель Совета по русскому языку при президенте РФ, советник президента РФ по культуре и искусству Владимир Толстой, слова которого приводит пресс-служба СКФУ.
По его мнению, русский язык не должен восприниматься и учителями, и учениками школ как просто один из предметов обучения.
Эта область должна быть базовой и универсальной для всего образования. У детей необходимо формировать понимание необходимости знания русского языка и литературы как необходимого условия жизненного успеха, как источник самоуважения и уважения окружающих, как развитие интеллекта, необходимого для освоения всех наук и всех отраслей знаний», — заметил Толстой.
В высшей школе, полагает он, необходимо при подготовке будущих педагогов обеспечить максимально высокий уровень владения ими языком, восстановить и, если понадобится, разработать методику преподавания русского языка и литературы в национальных школах, а также восстановить преподавание русского языка как иностранного.
Как отмечалось на форуме, место его проведения было выбрано не случайно.
"Миссию русского языка на Северном Кавказе трудно переоценить. Он играл и играет главную роль в объединении народов и консолидации добрых усилий на протяжении нескольких веков. Для Северо-Кавказского федерального университета актуальны проблемы сохранения и развития традиций русской культуры, русской литературы и русского языка как государственного языка и универсального средства общения народов Северного Кавказа", — процитировали в пресс-службе СКФУ слова министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова.
Форум русского языка и литературы организован Минобрнауки РФ, Рособрнадзором, Российским союзом ректоров и СКФУ с целью создания площадки для обсуждения задач совершенствования преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной школе, выработки системных мер государственной политики в этой области.
В рамках форума были организованы секции "Актуальные проблемы региональных систем образования в части совершенствования подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе и управленческих решений по поводу проведения оценочных процедур" и "Проблемы совершенствования преподавания русского языка и литературы в школе и вузе: опыт Северо-Кавказского федерального округа".