С 12 по 15 сентября в Москве в здании МИСиС проходит масштабная международная конференция EdCrunch, посвященная технологиям трансформации образования в 21 веке. Конференция организована при непосредственном участии Министерства образования и науки РФ.
EdCrunch - это одна из крупнейших в Европе конференций в области новых образовательных технологий, методик, применения ИКТ в обучении и дополнительного образования. Но СМИ почему-то умалчивают о данном сомнительном мероприятии, несмотря на участие мировых знаменитостей.
Джимми Уэйлс - основатель ВИКИПЕДИИ, Анант Агарвал -основатель EdX, профессор MIT, Эсбен Стаерк Йоргенсен - президент Lego Education, Марьо Киллонен - глава Департамента образования Хельсинки - вот всего лишь несколько имен из 20 так называемых "мега-спикеров" конференции.
Российскую сторону представляют не нуждающиеся в представлении Аркадий Дворкович, Исаак Фрумин, Александр Асмолов, Вениамин Каганов, руководители высокого уровня СКОЛКОВО, Агентства стратегических инициатив АСИ, издательства "Просвещение", Высшей школы экономики, российского представительства Всемирного банка и пр, и пр.
Ранее ожидалось и участие Дмитрия Ливанова, бывшего министра образования. Но он был переведен на более ответственный пост спецпредставителя по торгово-экономическим связям с Украиной, а новый министр образования Ольга Васильева не удостоила высокую конференцию своим вниманием.
Охват тем конференции широк - от дошкольного образования до LLL - long life learning, или образования длиною в жизнь:
На конференции обсуждается школа будущего, трансформация высшего образования, электронные учебники, робототехника в образовании. Кстати, Минобр в 2016 году уже представил свою разработку - первого робота-учителя.
Главный контекст нынешней конференции, впрочем, как и в прошлом году, заключается в идее, что "традиционное образование осталось в прошлом, оно будет постоянно меняться и скорость изменений растет". Этому посвящен и рекламный трейлер конференции, перечисляющий основные признаки так называемого нового образования, а главное - его рынка:
На конференции представлено недавно созданное международное движение образовательных инноваторов Protopia Labs Movement, которое уже запустило несколько проектов международного сотрудничества. Задачи проектов -воплощать новую парадигму образования и вовлекать детей и молодежь в активное изменение форматов образования.
В России новая парадигма образования отражена в форсайт-проекте "Образование-2030", составленном экспертами Школы управления "Сколково". Как известно, Сколково все предыдущие годы гораздо активнее работает на ниве экспорта мозгов и стартапов, нежели на интересы России.
Назовем лишь несколько тем докладов, лекций, презентаций, воркшопов, чтобы дать представление о содержании конференции
- "Как в России принимаются решения о внедрении инноваций в образование", Teacher For Russia, Учитель для России;
- "Как приручить дополненную реальность";
- "Как из урока сделать шоу";
- "Каким должно быть образование следующих поколений";
- Запуск Всероссийской он-лайн Олимпиады для школьников 1-6 классов "Юный предприниматель";
- "Переосмысление и переформатирование высшего образования" (тут все - и Фрумин, и Агарвал, и Кузьминов);
- "Какими компетенциями необходимо обладать, чтобы выжить в 21 веке";
- "Оценка удовлетворенности родителей: бизнес подход"
И так далее.
Запуск олимпиады по предпринимательству для начальной школы.
Фото К.Сёмина, проект "Последний звонок"
Удивительным образом на образовательной конференции, проводимой в столице Российской Федерации, упорно не звучат слова о необходимости готовить со школьной скамьи те самые будущие научные кадры, которые смогут восстановить научный потенциал страны, смогут провести модернизацию российской экономики, преодолеть отставание в развитии высоких технологий, зависимость от поставок импортного оборудования, стратегических материалов, электронных компонентов и пр.
Ведь напомним, что в принятой Указом Президента РФ в 2015 году Стратегии национальной безопасности России образование, наряду с обороной страны, отнесено к стратегическим национальным приоритетам (п.III, ст.31).
Но подобные EdCrunch конференции говорят о том, что приближенные к российскому образованию персоны по-прежнему нацелены лишь на внедрение в России рынка образования. Причем в России формируют не просто рынок, а рынок сбыта образовательных технологий и услуг. И формировать этот рынок сбыта, его тренды, правила и тарифы под предлогом "необходимых инноваций" будут глобальные транснациональные игроки-продавцы нового товара - образовательных технологий и услуг.
Ясно, что степень их заинтересованности в развитии российского образования приблизительно такая же, как заинтересованность Пентагона в развитии российской армии.
Константин Сёмин, известный публицист, один из соавторов народного проекта по возрождению российского образования "Последний звонок", побывал на конференции EdCrunch и на своей странице в Фейсбуке рассказал о полученных впечатлениях:
"Побывали на осиротевшем без Ливанова и Дворковича форуме ЭдКранч-2016 (Образовательный Хруст-2016). Вариативность и толерантность. Толерантность и вариативность.
"У человека должно быть право выбора". (Как я понял, в первую очередь — выбора родины).
Форум проводится при активном участии известной плеяды лиц из Минобра и ВШЭ.
Министра нового, судя по разговорам, не боятся, но остерегаются.
Краткий диагноз ситуации — "мышь под веником".
Да, запомнилось открытие сколковским Шароновым (помните, был у Грефа зам такой?) всероссийской олимпиады для первоклашек "Юный Предприниматель".
Ну и гвоздь программы — танцы под пинкфлойдовский TheWall. На сцене тоталитарный советский учитель ударяется оземь, чтобы превратиться в креативного и вариативного тьютора.
В общем, бытие определяет сознание. И никак иначе."