Русские Вести

Двойной удар по ЕГЭ


Почему готовиться к экзаменам стало проще? Отвечают создатели успешного российского стартапа TwoStu

Когда-то два студента МФТИ подрабатывали репетиторством. А затем создали суперуспешный проект TwoStu, который окупился меньше, чем за год.

Максим Муратов, один из основателей проекта, рассказал «Русской Планете», как была найдена формула идеального внешкольного образования, почему проект отказался от франшиз и на чем можно сэкономить.

Курсов по подготовке школьников к ЕГЭ великое множество, но не все из них эффективны. Идея курсов в новом формате пришла в голову двум выпускникам МФТИ Максиму Муратову и Владиславу Барышникову.

С 2009 года они работали на курсах ЕГЭ и ОГЭ, занимающихся подготовкой школьников к выпускным экзаменам. И за годы работы стало понятно, что основная проблема в качестве связана с большим размером групп.

Максим ещё в школе помогал своим одноклассникам разобраться в предметах, а со 2 курса вплотную занимался репетиторством. С 2009 года он преподавал на курсах для школьников, в группах было по 10-15 человек. Это была основная проблема всех курсов, рассказывает Максим.

«Группы не всегда набирались полностью, занятия начинались, когда было хотя бы два-три ученика, а затем подключались и остальные. И стало очевидно, что чем больше человек в группе, тем сильнее внимание преподавателя рассеивается. А когда было всего два ученика – образовательный процесс был наиболее эффективным. Причём при появлении третьего ученика в группе индивидуальный подход терялся. И тогда мы решили создавать курсы в парном формате».

В 2015 году Максим и Владислав запустили свой образовательный проект в области подготовки к экзаменам, главной особенностью которого был формат обучения в паре: в группе всего 1-2 ученика. Курсы так и назвали: TwoStu (от английского «two students» - «два ученика»). Среди учеников курсы стали известны как «ЕГЭ в паре».

В классическом подходе к образования Максиму не нравилось то, что ученикам часто приходилось ждать набора группы. Она не всегда набиралась – например, не всем было удобно время или место занятий. В результате старт обучения часто сдвигался. Поэтому для курсов подготовки к ЕГЭ и ОГЭ TwoStu был разработан механизм мгновенного старта обучения. Заниматься можно начинать уже сразу после оплаты, а не ждать когда наберется необходимое число учеников.

Случалось и так, что группа вообще не набиралась. Такого недостатка лишены курсы подготовки в паре. Даже если второй ученик в пару еще не найден, занятия начинаются без него.

Вместо бизнес-плана у Максима в голове была идея – построить качественный образовательный процесс. Да так, чтобы он был доступным по цене.

«Я и сам ходил на образовательные курсы во время учёбы в школе, готовил к ЕГЭ, на данный момент преподаю в МФТИ. И я давно сформулировал для себя, что такое идеальное обучение, и каким оно должно быть».

Во-первых, курсы должны проходить в таком месте, чтобы добираться до места обучения было бы удобно всем. Во-вторых – практика обучения в паре. И в-третьих – опытные педагоги.

У преподавателя может быть за плечами двадцатилетний педагогический стаж, но это ещё не значит, что он – прекрасный педагог. В TwoStu работают одни из лучших педагогов, которые преподают в частных школах и вузах, у них есть опыт репетиторства. Многие из них - эксперты ЕГЭ и ОГЭ.

«Для TwoStu главное – чтобы педагог мог хорошо и доступно объяснить. Многие преподаватели молоды, но они прекрасно объясняют школьникам даже самые сложные вещи, находят с учениками общий язык и тратят меньше времени на разъяснение материала, чем, казалось бы, более опытные преподаватели», - рассказывает Максим.

Чтобы пройти отбор и преподавать в TwoStu, нужен четырёхлетний педагогический стаж и обязательно – опыт индивидуальных занятий. И, конечно, отзывы довольных учеников. Особое внимание обращается на умение преподавателя доходчиво объяснять материал.

«Несмотря на то, что в группе два ученика – это практически индивидуальный формат. Мы сами обучаем педагогов, есть методики, разработанные в Европе и адаптированные нашими методистами. Так, чтобы учитывалось наличие именно двух учеников в группе – не одного, не трёх, а именно двух, это очень важно».

При таких занятиях прослеживаются положительные эффекты групповой динамики - ученики лучше стараются, так как видят результаты друг друга, каждый стремится быть лучше. Кроме того, у товарища могут возникнуть вопросы к преподавателю, о которых он бы сам не подумал. Это позволяет взглянуть на решаемую задачу с другой стороны. Часто бывает, что ученики помогают друг другу лучше и быстрее понять материал, что позитивно сказывается на качестве обучения.

Уже через месяц после запуска проекта стало понятно, что проект «выстрелил», и парный формат обучения оказался очень востребованным. Стало понятно, что стартап очень быстро окупится – это произошло всего за полгода.

Максим признаётся, что не ожидал такого результата. Но иначе и не могло быть: всё-таки у него за плечами большой опыт не только преподавания, но и административной работы в сфере образования.

Затраты на запуск TwoStu, по словам Максима, были небольшими. Деньги зарабатывались на наемной работе и вкладывались в развитие проекта. С самого начала была сделана ставка на минимизацию издержек, не связанных с самим процессом образования. Например, привлечение сотрудников, работающих удалённо, что позволяет сэкономить на дорогой аренде офиса.

«У нас и сейчас часть сотрудников работает удаленно, они сами организуют свои рабочие места».

Благодаря удаленной работе сотрудникам не нужно тратить время на дорогу на работу. Кроме того, такой подход позволяет создавать рабочие места для сотрудников из других регионов, так как они не привязаны к конкретному городу.

«Поначалу мы вообще не снимали офис, а арендовали помещения с почасовой оплатой – ровно на столько, сколько было необходимо исходя из количества учеников. Когда объём вырос – уже стали арендовать помещения на месяц. Сейчас мы выросли жёсткой экономии уже, конечно, нет, но мы по-прежнему стараемся минимизировать расходы не в ущерб качеству образования. И это позволяет нам держать невысокую стоимость обучения, сравнимую с классическими курсами».

На данный момент Максим Муратов для личного интереса продолжает преподавать в МФТИ и занимается научной деятельностью.

Сейчас курсы работают в Москве и Санкт-Петербурге, где в общей сложности открыто 27 филиалов. Есть планы по развитию и в других городах. Сперва была идея последовать примеру других образовательных компаний и продать франшизу в регионах, чтобы таким образом распространиться по всей стране. Но такой формат сказался бы на качестве обучения у франчайзи. Поэтому было принято решение развивать курсы своими силами.

«Мне самому интересно развитие бизнеса, к тому же, и я сталкивался с этим на практике, франшиза в образовательной сфере достаточно трудно реализуема. Слишком много сил придется тратить на подготовку и обучение франчайзи, чтобы не пострадало качество продукта. Поэтому наши филиалы в Санкт-Петербурге я развивал сам».

С 2016 года был запущен онлайн формат обучения, который представляет из себя те же парные занятия (в группе от 1 до 2 человек) с лучшими педагогами Москвы и Санкт-Петербурга, только проходящими через Интернет с использование Skype, Google hangouts и прочих средств связи.

Практика показала, что такое обучение ничем не уступает живому формату. Школьники так же сдают экзамены на высокие баллы (на курсах TwoStu средний балл выпускников за ЕГЭ составляет 75 баллов, вместо 58 баллов, как при обучении в большой группе). Онлайн формат дает возможность использовать новые методики и интерактивные материалы в процессе обучения.

Ученику при этом не надо никуда ехать, занятия проходят у него дома, либо в любом другом удобном месте, главное, чтобы был широкополосный доступ в интернет. Школьник и преподаватель точно так же видят и слышат друг друга, все происходит максимально комфортно. Преподаватели проходят дополнительное обучение проведению занятий через Интернет. Это позволяет наиболее эффективно использовать формат.

«Проблем с запуском образовательного проекта с точки зрения бизнеса было несколько. Во-первых, сам формат обучения: это было в новинку, у парного обучения есть свои сложности, которых нет в форматах больших групп», - рассказывает Максим.

«Группа набирается быстро – а значит, и обучение нужно начинать сразу же. Еще была проблема с оперативным поиском помещений для новых занятий. На данный момент все эти проблемы остались в прошлом.

Каждый владелец бизнеса определяет цели сам для себя. Для меня основной показатель качества моей работы – это положительные отзывы, как учащихся, так и сотрудников. Важно, чтобы ученики и их родители рекомендовали нас своим друзьям, а преподаватели были довольны работой у нас и рады иметь такого работодателя».

Источник: rusplt.ru