Для старших классов дистанционное образование не создало проблем, но учащиеся младших классов фактически лишаются доступа к нормальному образованию. Об этом и других проблемах, которые создает дистанционное обучение, рассказала в интервью ИА Красная Весна преподаватель русского языка и литературы Ольга Черепнева.
ИА Красная Весна: С какими проблемами столкнулись Вы во время вынужденного перехода на дистанционное обучение во время пандемии?
— Одна проблема — не совсем твёрдое владение приемами для работы на различных электронных платформах, то есть не было опыта работы онлайн.
Вторая — гиподинамия, потому что проводишь урок сидя, готовишься к уроку сидя, проверяешь домашние работы сидя, и это сказалось, конечно, на самочувствии и состоянии здоровья.
Третья проблема. Дети, отправляя свои работы учителю, затруднялись, в каком формате их предъявлять: кто-то мог набрать в документе Word, кто-то мог просто сфотографировать и отправить фотографию в WhatsApp. И это тоже была проблема: прочитать, разобрать, проверить и прокомментировать ошибки, какие допускает ребёнок.
Это действительно очень серьёзные были проблемы.
Наверное, ещё одна проблема, техническая: неустойчивое интернет-соединение. Даже там, где безупречно и безукоризненно работал интернет, всегда были сбои. Но в решении этой задачи участвовала наша техническая служба.
ИА Красная Весна: Как повлиял дистанционный формат на усвоение материала школьниками?
— Я полагаю, что хорошо. Был небольшой процент ребят, которые списывали домашнее задание, а остальные честно трудились, а некоторые говорили, что так усердно работали только в начальной школе. Все учащиеся материал усвоили неплохо. Но это касается только старшего звена, у которого есть база, полученная в результате очного обучения.
ИА Красная Весна: Какие негативные последствия могут быть в случае перехода школ на дистанционное образование на постоянной основе?
— Первое: мы воспитаем неграмотное поколение. Его деятельность приведёт к многочисленным техническим и экологическим катастрофам.
Второе: это поколение фактически лишится доступа к культуре, в получении которого важную роль играет наставник — учитель.
При этом наиболее тяжелая ситуация будет в начальной школе, где ученики без помощи взрослого не смогут справиться с процессом обучения. В таком случае роль учителя должны брать на себя родители, которые не всегда могут справиться с этим. Я считаю, что для начальной школы дистант является катастрофой.
В среднем звене двадцать процентов хорошо мотивированных учеников получат основы научных знаний. Остальные приспособятся обманывать взрослых — учителей и родителей — и умело изображать, как они работают дистанционно.
Дистант должен быть только инструментом в образовании и только в определённых ситуациях. Например, семья уехала за границу, хочется сохранить родной язык, родную речь, родную культуру. Вот тогда возможно дистанционное обучение.
ИА Красная Весна: Как, по Вашему мнению, изменится роль преподавателя в случае дальнейшего широкого использования практики дистанционного обучения?
— У учителя будет роль оператора: если кто-то из ребят, например, не может справиться с каким-то заданием и забыл, как и какую кнопочку нажимать, учитель должен подойти, помочь, подсказать. Такой станет роль учителя.
Ещё важно добавить, что дистанционное обучение уже сейчас «вымыло» из школы учителей «65+». Для них сложно перестроить свой образ работы на совершенно другой. Чувствуя себя ненужными, они покидают школу. А ведь они являются хранителями педагогической культуры, носителями высочайшего педагогического мастерства, людьми высокой общечеловеческой культуры.
ИА Красная Весна: В последнее время из уст крупных чиновников звучат заявления, что дистанционное образование должно стать естественным для большинства граждан?
— Я думаю, что чиновники планируют сделать именно это. Экономия средств великолепная — учитель работает один на параллель в сто человек. Но, сами судите, какова будет эффективность работы учителя, который должен проверять сто работ? И будет ли он их проверять? Это будет чистая халтура! Также, если все будут учиться дома, значит не нужно обслуживать здания школ. Опять экономия.
Но ещё и социальный аспект. Большинство детей будут сидеть по домам, они не будут ходить в школу, в секции и кружки, они не будут общаться. Они будут привязаны только к своему компьютеру. Таким образом, более разобщённым станет общество, которым легче будет управлять всё тем же чиновникам.