Все глобальные изменения в обществе должны быть тщательным образом просчитаны. Взвешены все приобретения и издержки, установлено соотношение пользы и вреда внедряемых инноваций. Нововведение должно быть обсуждено с экспертами и обществом. И только тогда, когда нашёлся общественный консенсус, когда необходимость и польза очевидны, а вред минимален, изменениям надо давать зелёный свет.
Глядя на то, как спешно и активно в нашей стране реализуется внедрение цифровизации образования, то есть онлайн-обучения, начинаешь недоумевать. Никакого общественного и экспертного обсуждения этого вопроса не было. Цифровизацию внедряют вопреки мнению экспертов и вопреки мнению большинства граждан России. Но самое ужасное, что так называемую дистанционку внедряют, не взирая на вопиющий вред, как здоровью и образованию детей, так и самому будущему нашей страны.
Однако уже имеющихся экспертных оценок вреда от цифровизации образования достаточно, чтобы поставить крест на этом начинании.
Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей» Минздрава России провели весной масштабное исследование: «Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID‑19)».
С помощью анонимного онлайн-анкетирования специалисты опросили более 29 000 школьников 5—11‑х классов из 79 регионов России, чтобы узнать, как они себя чувствовали на дистанционном обучении.
Анализ ответов показал, что современная школа не располагает безопасными для здоровья технологиями и устройствами для онлайн-обучения.
В период самоизоляции, по данным исследования, у школьников значительно выросла продолжительность «учебных занятий» и время выполнения домашних заданий. Значительно увеличилось время работы с гаджетами. Более 77% опрошенных школьников сообщили, что перед электронными устройствами они проводили не менее 4 часов в сутки. Более одной трети школьников (34,5 % ) проводили перед экранами свыше 7 часов в сутки.
При этом более 68% детей отметили, что у них сократилось время на прогулки, более чем у половины школьников (55%) сократилась физическая активность. Также снизилось время на сон. Свыше 40 % школьников недосыпали от 2 часов и более. Всё это существенно ухудшило самочувствие, активность и настроение детей.
Немаловажно, что более 73% опрошенных детей использовали для онлайн-обучения смартфон. Исследователи считают, что «при регулярном и длительном использовании в ходе учебных занятий, смартфон следует рассматривать как серьёзный фактор риска развития патологии зрения у детей и подростков».
На фоне возросшей нагрузки, у детей начали проявляться проблемы со здоровьем. Более чем у 30 % опрошенных возникли проблемы со зрением, ещё у 4 % появились боли в запястье от длительной работы с мышкой.
Кроме того, исследователи установили пагубное влияние онлайн-обучения на психическое состояние школьников. Почти у 84 % были отмечены «неблагополучные психические реакции пограничного уровня».
Наличие депрессивных проявлений обнаружили у 42,2 % школьников, астенических состояний — у 41,6 %, обсессивно-фобические состояния проявились у 37,2 %, гиперкинетические реакции — у 29,2 %. Более четверти детей (26,8 %) сообщили о появлении головных болей. Свыше половины школьников (55,8 %) сообщили о нарушении сна. Каждый пятый ребёнок (21,2 %) указал, что самоизоляция невыносима.
Вдумайтесь, с одной стороны государство заявляет о вреде онлайн-образования для здоровья детей, а с другой стороны даёт зелёный свет цифровизаторам на освоение школ.
В конце сентября российские школьники написали проверочные работы, так как наш президент попросил выяснить уровень знаний у школьников после дистанционного обучения. Результаты оказались очень плачевными. Огромное количество двоек, даже отличники написали работы на плохие оценки. Учителя рассказали, что в головах у ребят каша, и такое состояние вызвано совсем не каникулами, после которых детей удавалось восстановить за 2 недели. Падение уровня знаний стало результатом дистанта, считают учителя.
Далее я хочу затронуть более глубокую проблему цифровизации образования, о которой не часто говорят при обсуждении проблем онлайн-обучения, но на мой взгляд, она раскрывает весь ужас того эксперимента, который цифровизаторы планируют провести на наших детях. Причём об этой проблеме говорят сами цифровизаторы.
Есть интересное выступление врача-психотерапевта Андрея Курпатова, которое состоялось на форуме в Давосе в январе 2020 года во время делового завтрака Сбербанка. Курпатова и его доклад представил один из главных цифровизаторов отечественного образования - глава Сбербанка Герман Греф.
Курпатов с 2019 года работает в Сбербанке научным руководителем лаборатории нейронаук и поведения человека. В своём выступлении он рассказал о последствиях цифровизации для человека.
В начале доклада психотерапевт отметил, что цивилизация сегодня переживает фундаментальную трансформацию. «Мы переезжаем из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Из цивилизации текста, системного мышления, мы переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического мышления, ни системного».
Таким образом, получается, что книга — это главный враг цифровизаторов образования, который будет уничтожен. Книгу нужно заменить на гаджет и дать каждому ребёнку персональный планшет. Это значит, что следствием цифровизации образования становится ликвидация у детей системного и аналитического мышления.
Далее Курпатов раскрывает то, как этот процесс происходит. Со ссылками на исследование американского невролога из Вашингтонского университета Маркуса Рейчела, он показал, что наш мозг работает в трёх режимах. В одном режиме происходит потребление информации, за это отвечает центральная исполнительская сеть. В другом режиме происходит ориентация в ситуации, иначе говоря, включается сеть выявления значимости. В третьем режиме происходит мыслительная деятельность, исследователи именуют его дефолт-системой.
Курпатов объяснил, что это самый важный режим работы мозга, потому что с его помощью наш мозг просчитывает разные системные аспекты. «Именно в этих состояниях вам приходит самое интересное решение, инсайты. Именно в этот момент вы вскрикиваете: „Эврика!“»
Психотерапевт отметил, что формирование всех трёх режимов работы мозга, которые отвечают за процесс мышления взрослого человека, происходит первые 25 лет его жизни. Особую значимость Курпатов отвёл обучению детей. По его словам, во время обучения ребёнок «программирует свой мозг».
Далее эксперт ставит вопрос ребром: «В какой ситуации оказались нынешние молодые люди, которые занимаются программированием своего мозга, в ситуации, когда мы имеем гипер-информационную среду? И как это сказывается на их мышлении?»
Наипервейшая проблема при цифровизации, по словам Курпатова, заключается в подавлении работы дефолт-системы мозга. Ссылаясь на выводы исследователя из Стэнфордского университета Эшли Чен, Курпатов пояснил, что все три режима работы мозга являются в отношении друг к другу антагонистами. Если активизирована одна из систем, другие подавляются. «В ситуации, когда вы потребляйте контент постоянно, у вас активна центральная исполнительская сеть. Это значит, что энергия в ваши зоны мозга, отвечающие за мышление, не поступает. То есть, по сути дела, ваш мозг впадает в спячку».
Говоря о цифровизайи в детском возрасте, эксперт уточнил, что у детей мыслительный аппарат не только отправляется в спячку - «он у них просто не формируется».
Далее Курпатов ссылается на выводы профессора кафедры информатики в Калифорнийском университете Глории Марк, которая выяснила, что для третьего режима работы мозга, то есть непосредственной мыслительной деятельности, требуется определённое время - 23 минуты. Однако уже в 2016 году, сообщил докладчик, у среднестатистического человека не хватало времени на непосредственную мыслительную деятельность.
Цифровизаторы сегодня предлагают совместить дистант с традиционным образованием. Это значит, что время для мыслительного процесса у детей сократиться ещё больше. Вместо осмысления знаний, полученных на уроках в рамках традиционного обучения, в голову ребёнка будут напихивать массу визуальных образов через образовательные цифровые платформы, которые активно внедряли в качестве дополнительного обучения задолго до эпидемии коронавируса.
Также Курпатов рассказал, что нарушенная внедрением цифровизации функция мозга, отвечающая за мыслительную деятельность, ведёт к разрушению социальных связей в обществе. Люди обособляются, предпочитая гаджет прямому общению с человеком.
Такое состояние общества, по словам эксперта, является эпидемией «цифрового аутизма», когда молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, не интересуются внутренним миром другого человека, не видят ценности каждого в отдельности.
Также Курпатов рассказал о развитии суицидальных наклонностей и депрессивных мыслей при использовании смартфонов, в результате которого у человека возникает «социальная настороженность, агрессия, внутреннее напряжение и соглашательство».
Ссылаясь на исследования американских учёных Эдриана Уорда и Мартена Боса, Курпатов показал, что само наличие рядом смартфона влияет на «объем оперативной памяти и на подвижный интеллект», так как пользователь подсознательно передаёт гаджету часть своих мыслительных способностей. «Вы глупеете, когда с вами есть телефон», - заявил эксперт.
Но самая важная проблема, обозначенная Курпатовым, на мой взгляд, это так называемый «феномен дистального видения». По его словам, «если дефолт-система не работает, то дистальное видение, то есть возможность заглядывать вперёд, у человека утрачивается». Мозг такого человека не способен конструировать образ будущего, поэтому человек «не может ставить перед собой цели».
Может быть, именно для этого и затевается вся цифровая революция в образовании? Человек, который не может владеть собой, станет, по сути, рабом, которым будут управлять другие. Кроме того, «оцифрованные» дети, став взрослыми, никогда не смогут даже задуматься об ином, более свободном и гуманном мире. Никто из людей уже не сможет двигать колесо Истории и стремиться выйти из царства необходимости в царство свободы.
Вдумайтесь, цифровизаторы, убийцы традиционного образования, хотят лишить наших детей возможности правильно сформировать свой мыслительный аппарат, который и определяет человека разумного. Посягательство на такой эксперимент в масштабах всей страны, на мой взгляд, является не меньшим, а то и большим преступлением, чем самые жуткие эксперименты на детях в концлагерях нацистов. Цифровизация образования сделает из наших детей тупых социопатов, рабов, не способных вершить своё будущее.
Скопина Ольга