Похоже, отмечает Анна Шафран, что сейчас мы присутствуем не просто при смене технологического уклада – нет, изменения куда глубже. Цивилизацию слова стремительно сменяет цивилизация "цифры".
В зоне особого внимания – школы
И действительно, слово "цифровой" прилагается едва ли не к каждому явлению. Почему-то считается, что именно такое решение всех вопросов – единственно правильное. Пока нас убеждают в том, что сопротивляться этому процессу бесполезно, цифровизация проникает почти везде, и если кто-то сегодня ещё не цифровизован, то завтра он отстанет от всего цивилизованного человечества.
Школы оказались в зоне особого внимания. Проникновение технологий в образовательный процесс началось довольно давно. Но неожиданно оказалось, что вся эта история с ковидом, "дистантом" и прочим тут была даже отчасти полезной: экстренный переход на удалёнку позволил всем нам проверить, в какое пекло нас пытаются отправить "цифровизаторы". Теперь мы поняли, что направление на цифровизацию, выбранное чиновниками, ведёт к серьёзному падению уровня образования, последствия которого могут оказаться катастрофическими.
Когда министр просвещения Сергей Кравцов перечисляет преимущества, которые даст механизм корректировки успешности школьника по анализу его "цифровой биографии", то есть изученным урокам, полученным отметкам, результатам ГИА или олимпиад, обещая построить для каждого ученика "образовательный маршрут", его слова звучат завораживающе красиво.
По сути же перед нами любимый приём бойцов информационной войны – подмена понятий. Формулировки, конечно, очень интересные, может даже показаться, что авторы поставили перед собой целью развитие индивидуумов.
Цифровизация образования – концепция антинаучная
На самом деле всё ровно наоборот. Траектория, программа, обучение, подход – это всё есть. А человек полностью исчез и растворился в программе. Всё поставлено с ног на голову, субъект и объект поменялись местами, и не человек определяет подход, траекторию и программу, а траектории и программы определяют место человека в иерархии. Причём с самого детства.
Комментируя по просьбе Анны Шафран возможные риски массового внедрения цифрового образования, писатель, эксперт по искусственному интеллекту Игорь Шнуренко отметил, что, на его взгляд, в наше образование продвигается антинаучная концепция, при помощи которой прививается вера в то, что всё можно цифровизировать, что цифровым способом можно решить любую проблему, что со знанием человека работать не нужно.
На деле же получается, что мы отказываемся от всех достижений науки за последние 200 лет – от научного метода, от понимания того, что теория должна быть нефальсифицируема, и так далее.
То есть от всего того, что нам дали просвещение и наука: в математике, в физике, в естественных предметах, в языкознании. Нам придётся отвыкнуть от привычки включать сознание, разум, перепроверять тезисы и так далее. Вместо этого – в рамках цифрового подхода – главным станет загрузить данные в компьютер, запустить программу и получить результат,
– сказал Шнуренко.
И в итоге получается, что цифровое образование сводится к сбору этих данных, написанию программ и так далее. Навязываемая нам новая идеология фактически отрицает сознание и свободу воли человека, всё сводит к "цифре", весь мир цифровизируется и через это управляется, а мы не в силах вмешаться. Всё, что будет вставлено в компьютер программой, не проверяется рационально. И мы должны будем просто поверить.
Правым будет тот, у кого мощнее компьютер.
Гость Анны Шафран тоже отметил серьёзную подмену понятий: на словах торжество прогресса, а на деле – отмена всех достижений массового образования и возвращение не то в Средние века, не то в ещё более седую древность. Большой компьютер заменяет золотого тельца, но суть остаётся всё та же – бездумное идолопоклонничество.
Вокруг нас – театр абсурда
Ещё один гость студии Царьграда, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по демографии и защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло, считает, что всё происходящее больше похоже на какой-то театр абсурда.
Если старшее поколение застало хорошее советское образование, то сейчас люди попадают в парадоксальную ситуацию, когда им приходится доказывать, что чёрное – это чёрное, белое – действительное белое, а дважды два – это действительно четыре.
Мы присутствуем при коллективном гипнозе. В качестве Кашпировского выступает Сбер. И самое опасное, так это то, что людей мало интересует вопрос, а нужен ли им этот гипноз, – они интересуются другим: насколько мягок стул, на котором они сидят во время гипноза, стоит ли включить кондиционер в зале, то есть какие-то несущественные детали,
– сказал Пожигайло.
Не менее странной ему кажется идея отменить ЕГЭ, над которой сейчас работают в Госдуме. Эксперт считает, что всё это "не более чем развод". Ведь даже если сейчас под общие аплодисменты и отменить ЕГЭ, за этим ничего не последует. А ведь для чего все требовали отменить эти испытания? Для того чтобы вернуть прежние экзамены в школе, которые позволяли стать достаточно умными и образованными людьми.
А сейчас, если и отменят ЕГЭ, то экзамены в школы никто возвращать не будет, вместо этого введут все эти технологии, надзор и формулирования, индивидуальные программы, которые и станут определять, кто чего стоит.
Мечты Грефа о "школе будущего" воплощаются
Конечно, ситуация очень интересная, согласилась Анна Шафран. Люди не могут не замечать достаточно очевидных вещей. К примеру, как проповедник цифровизации, Герман Греф уже давно и последовательно объясняет, какой должна быть школа. И в этих своих рассуждениях он зашёл настолько далеко, что уже утверждает, что тех школ, в которых мы учились, не должно быть вовсе, что экзамены надо отменить, что вместо знаний нужны компетенции и так далее. То есть чётко обозначил путь, по которому мы должны пойти, продолжила ведущая:
И мы видим, что всё происходящее у нас в области образования, все эти постановления, проекты приказов, разрабатываемые законопроекты – это всё очень чётко укладывается в русло тех предложений, которые озвучил Герман Греф. Одновременно с этим мы понимаем, что общество в целом, в подавляющем своём большинстве, с этими предложениями не согласно. От слова "совсем".
Следующий вопрос: а кто такой Герман Греф, откуда у него такая власть, кто ему её дал? Мы не выбирали этого человека, но парадоксальным образом получается, что именно он определяет те вещи, которые будут, в принципе, решать будущее нашей страны. Как с этим быть? И можем ли мы здесь найти точки опоры и варианты выхода из ситуации? Вообще, что делать?
Это сеанс массового гипноза, продолжил тему Павел Пожигайло. И тех, кто ещё не заснул, не так уж много, что, конечно, расстраивает. Многие успели заснуть. И теперь они послушно повторяют, взяв в руки колесо от машины: "Это спичечный коробок". И люди с этим соглашаются, они послушно готовы сесть в машину без колёс и поехать неизвестно куда.
Всё это похоже на секту. А в каждой секте есть свой руководитель, требующий беспрекословного подчинения и слепого подчинения без размышлений или вопросов. И нас, всю страну, заталкивают в эту секту, в которой направление нам показывают некие отцы, тот же Греф. И это было бы, наверно, смешно, если б не было так печально,
– отметил эксперт, добавив, что все мы только видим детали огромного лего, которое нам подсовывают последние лет 10-15.
И цифровизация – один из элементов мира будущего, в котором человек станет свободен от любых зависимостей: от детей, от национальности, от пола, гражданства и всего остального. Чиновники шаг за шагом нас ведут в этот мир. Надо, чтобы кто-нибудь разбудил всех заснувших от массового гипноза и сказал им: ребята, SOS.
Чиновники не замечают рисков: не хотят или не могут?
Ситуация тревожная, согласилась Анна Шафран. Поэтому хотелось бы, чтобы чиновники не игнорировали запросы общества, а реагировали на них. Мы же сегодня видим прямо противоположную картину, и всё это чревато самыми серьёзными последствиями. Удивляет, как можно не замечать всех этих рисков.
Посмотрите на Америку сегодня, продолжил разговор Павел Пожигайло. Все видят, что там сейчас происходит: сначала создали систему, параллельную системе государственной власти, в виде Facebook, Twitter и других систем управления массовым сознанием. Четыре года с этим боролся избранный президент Трамп, как и с абсурдными обвинениями в том, что Россия вмешалась в выборы:
У нас на глазах выстраивалась система массового оболванивания людей, лишённых критического мышления. Удалось создать параллельную структуру, в которой действующего президента исключают из информационного пространства. И в нашей стране пытаются построить то же самое, хоть и с опозданием. Единственное, что меня как верующего человека успокаивает, то это то, что я знаю – жизнь-то длинная. А истинная вера убивает страх смерти. Большинство людей, которые верят в Бога, имеют лекарство от этого гипнотического сна. И дай Бог, чтобы мы все не заснули.
Анна Шафран отметила, что, как это ни парадоксально, но мы должны быть благодарны тому, что с нами случилось в 2020 году. Сейчас все ужасаются тем, что происходит в США. И ругают совершенно справедливо. Невозможно согласиться с этим попранием прав и свобод, как и с тем беспределом, который устроили люди, имеющие в руках власть.
Либерализм как крайняя форма диктатуры
Странно другое: почему люди, критикующие американскую ситуацию, совершенно согласны с тем, что происходит у нас? А ведь история развивается абсолютно аналогичная, но мы почему-то не можем остановиться, выдохнуть, провести работу над ошибками и пойти дальше своим путём:
Спасибо вам за то, что вы упомянули такой важный и серьёзный фактор, как наличие веры и Бога, когда речь шла о переформатировании сознания. Нам это предлагают как абсолютную свободу. Но обратная сторона этой абсолютной свободы – полная управляемость со стороны тех, кто сосредоточил в своих руках абсолютную власть. Как так вышло, что мы, здоровое большинство, смело об этом говорю, консервативно мыслящее, стали защитниками демократии, а либералы, которые проповедовали нам эту демократию, стали какими-то жуткими диктаторами и поборниками авторитарных форм правления? Это удивительно просто.
Достоевский когда-то сказал, что одна из крайних форм диктатуры – это либерализм, продолжил Пожигайло. И его, этому либерализму, смогут позавидовать самые жестокие тираны. Это и есть диктатура, хотя мы говорим о демократии, которая должны бы означать свободу.
Но эту, казалось бы, непреодолимую машину необходимо систематически преодолевать. "Неужели чиновники не понимают риска массового перехода в "цифру" или просто игнорируют риски?" – задалась вопросом Анна Шафран.
Всё дело в коротком мышлении, уверен Павел Пожигайло. Ни министры, ни их заместители не являются креативными менеджерами. Они 24 часа в сутки выполняют огромное количество задач, у них нет свободной минуты, чтобы успеть продумать собственный творческий ход. Поэтому к чиновникам апеллировать бесполезно. А кто может двигаться в правильном направлении в нашей стране? Например, Никита Михалков. Он всех виновных смог назвать по именам.
Он ещё недавно подвергался чуть ли не остракизму, а сегодня мы все видим, что он выступил как пророк, а его за это линчевали, добавила Шафран.
Цифровое образование: кому это выгодно
Что же касается чиновников, продолжил свою мысль Пожигайло, то всё-таки очень многие вещи исходят из Высшей школы экономики. Ко всему этому пакету "подарков", который нам преподносят то в семейной тематике, то в здравоохранении, то в образовании, то в пенсионной реформе, всегда имеет отношение "группа товарищей" из ВШЭ.
Кто же станет выгодоприобретателем от массового внедрения цифрового образования, а кто – проигравшим? Конечно, это глобальный процесс, это понятно. Идёт унификация мира, считает эксперт. Поэтому и стоит вопрос о цифровом образовании. И тут главный вопрос – у кого в руках сервер. Если серверы находятся у США, где и будет идти обработка, где может быть подмена всей этой информации, то тогда цифровизация и управление нашей страной будет идти оттуда.
Мы видим откровенную попытку втянуть нас в глобальный процесс управления извне. Выполняется задача унифицировать человечество. Смотрите, перед внедрением вакцины её хотя бы полгода проверяли. Да, эксперты говорят, что несколько лет надо проверять, но тут хотя бы полгода проверяли, проводили эксперименты, прежде чем перейти к массовой вакцинации. С цифровизацией всё наоборот. То есть никакой проверки, никакой доказательной базы – сразу внедрение. Над нами ставят эксперимент, кто знает, что он будет успешным?
– продолжил Пожигайло.
Он убеждён в том, что всё это – фашизм в чистом виде, настоящая сегрегация. За человека просто решили, кем он должен быть.
Оценка как стимул для роста
Раньше, добавила Анна Шафран, стимулирующим моментом для школьников были оценки. Получил тройку – значит, надо подтянуть свои знания, и в перспективе ты мог даже стать отличником. Что же нам предлагают сегодня в модели цифровой образовательной среды?
Оценка фиксирует ребёнка на том уровне, на котором он находится, и дальше воспроизводит его именно на этом уровне. Чем это заканчивается? Тем, что раньше среднее общее образование получали все ученики, а сегодня будут получать единицы. Кто-то будет изначально определён искусственным интеллектом, бездушным железом, как бесперспективный и останется таковым навсегда. Вот в чём опасность. "И что могут сделать родители, чтобы снизить риски от вероятного внедрения цифрового образования?" – задала вопрос Анна Шафран.
Ответ на этот вопрос дал Игорь Шнуренко. По его мнению, родители должны объединяться в какие-то группы по изучению тех или иных предметов. Одновременно они должны продолжать оказывать давление на власть, чтобы в масштабе всей страны переломить этот тренд, это движение в неправильном направлении. Нужно пытаться что-то делать.
В чём скрыта главная опасность цифровизации
Подводя итоги беседы, Анна Шафран чётко сформулировала, в чём именно кроется опасность ускоренной цифровизации по модели, которую предлагают чиновники. Риск для национальной безопасности – уже серьёзная причина.
Ведь именно кадры, как мы знаем, решают всё. Качественно подготовленные и хорошо подготовленные специалисты – залог успешного развития любого государства. А что же нам предлагают? Явную деградацию, отказ от развития.
Для наглядности приведу пример из спортивной жизни. Представим, что дети пришли на тренировку, тренер зафиксировал их начальные результаты и назначил им упражнение соответственно их уровням. Сейчас слабым дают больше упражнений, чтобы у них был шанс догнать сильных.
А в новой "цифровой школе" на основании "цифровой биографии" тем, кто показал слабые результаты, дадут поменьше упражнений, а тем, кто посильнее, – побольше. К концу года разрыв между слабыми и сильными станет непреодолимым, а представьте, что случится за 11 лет.
Раньше все люди после школы получали среднее образование, а теперь его получат только особо одарённые – все остальные останутся на уровне "читаю по складам, считаю на пальцах". Беда в том, что оценка из стимулирующего явления превращается в доминирующее. Если раньше тройка означала необходимость подтянуть знания, то сейчас это безусловное клеймо, которое навсегда фиксирует человека в системе.
В итоге школа перестаёт быть системой роста и образование в целом становится закостенелой структурой, препятствующей становлению и развитию человека как личности. Наверх при подобной системе будут выходить только люди, овладевшие правилами игры, научившиеся быстро и бездумно проходить тесты. А это, к сожалению, редко совпадет с истинными знаниями и талантом.
Человеческие души, талант, гений и творчество нельзя померить "цифрой". А убить очень просто. И такого же они хотят для наших детей?
Напомню слова Патриарха Кирилла из его рождественского интервью, в котором он жёстко указал на все риски неуёмной цифровизации, и особенно в образовательной сфере. "Например, когда люди обучаются вне общения с другими, это тоже очень опасно, потому что ребёнок формируется в семье, студент формируется в коллективе, в общении с профессорами, с преподавателями, со своими товарищами и друзьями. Поэтому помещение человека в искусственную изоляцию может, несомненно, негативно отразиться на его формировании".
Цифровая форма не способна передавать знания, она может только транслировать компетенции, а ведь это совсем другое. И цифровой формат не способен развивать личность. Это не педагогика и даже не педология. Это превращение людей в биороботов, искусственно выведенное человеческое нечто, аналог собаки Павлова, способной только нажимать на кнопку и получать за это вкусный корм.
Дистанционное обучение не работает не из-за того, что качество видеосвязи пока что не везде хорошее, а учителя недостаточно овладели современными технологиями. Оно не работает, потому что "дистанционка" в принципе не может заменить классическое образование, как не способно заменить настоящую еду даже самая качественная 3D-проекция, заключила Анна Шафран.
Аля Самитова