Челябинцы отказываются от учебы в школе



На Урале семейное образование становится популярным.

Для Майи Куличкиной начался первый учебный год. Но в отличие от других детей, в школу она не пошла. На семейном совете решили: будет заниматься дома. Никаких противопоказаний по здоровью или религиозных причин нет. Тогда почему же? Об этом нам рассказала мама девочки — Мария. Она консультант по грудному вскармливанию. Ее муж — бизнесмен. Их дети — семилетняя Майя, пятилетний Климентий и двухлетний Лукиан — никогда не ходили в садик. И в школу не собираются.

— Мы за воспитание дома, потому что вся ответственность за жизнь, здоровье и развитие наших лежит только на нас, — говорит Мария. — Хотим быть рядом с ними и наблюдать за их развитием. Я не вижу причин отдавать их на воспитание чужим людям.

— А как же социализация?

— Да, это любимое слово психологов. Социализация происходит во время общения с другими людьми. Но в младших группах сада многие дети даже не умеют говорить. Домашнее воспитание не затворничество. Нашим детям хватает общения. Они ходят в гости, в кружки и секции, гуляют на улице.


Майя необычная первоклашка, знания она получает дома.

— Одно дело — дошкольное образование, но совсем другое — школьная программа! Кто будет обучать дочь?

— Я. Конечно, будем привлекать репетиторов. Но пока Майя больше занимается самостоятельно. Это позволяет более прочно усвоить материал. Вот сейчас, пока мы с вами разговариваем, она пишет прописи.

ЗНАНИЯ, А НЕ ОЦЕНКИ

— Чем вас не устраивает школа?

— Современная образовательная система превратилась в оценочный аппарат. Да, она дает знания и навыки, но на первый план выходит оценка. Сейчас их ставят даже в кружках, где занимаются малыши трех лет. Из-за этого дети постоянно переживают. Но ведь оценки не главное.

— И какие преимущества у семейного образования?

— Да их много! Например, это сохранение сил, здоровья и времени как детей, так и родителей. Заниматься можно, когда вам удобно. Ребенок имеет возможность отдыхать при необходимости, а не по звонку. Он может посвящать больше времени тем предметам, которые нравятся, и тем, которые вызывают трудности. Это обучение не имеет рамок, позволяет глубже изучить любую тему. Ребенок всегда знает, что ему окажут поддержку, и не впадает в панику от того, что забыл какую-то формулу.


Семья Куличкиных: "Дадим детям воспитание дома".

ЭКОНОМИМ ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ

— Со временем программа будет все сложнее, понадобится дорогостоящая помощь специалистов.

— Детям, которые ходят в школу, тоже часто нанимают репетиторов. Так что, я думаю, мы справимся. Любая образовательная система требует участия родителей. Дети, придя со школы, делают уроки дома. Родителям также приходится вместе с ними заново изучать материал. Среди наших знакомых есть дети, которые также обучаются на дому. Сейчас Майя не хочет в школу. Но если в старших классах у нее возникнет такое желание, мы не будем противостоять.

НАМ НЕ НУЖНЫ ЧУЖИЕ ЦЕННОСТИ

Анастасия Платонова для своих детей — Маши и Тимофея — и мама, и учитель. На семейном образовании они находятся второй год, и никто об этом не жалеет.

— У меня много претензий к школе, — делится Анастасия. — Например, я против оценок. Мои дети не знают, что это такое. Один школьный психолог сказал мне: «Дети приходят в школу разные. Задача учителей — всех уравнять, чтобы они одинаково воспринимали информаию.» А ровняют-то по самым слабым! У меня одаренный сын. В прошлом году он прошел программу и сдал аттестацию раньше сверстников. А дочка из-за проблем со здоровьем учится гораздо медленнее. Но если бы они ходили в школу, то попали бы в один класс. К тому же у детей очень гибкая психика. Пусть они лучше перенимают мои ценности, а не чужой тети.

НЕ ОГРАНИЧИВАТЬ СВОБОДУ

Анастасия взяла Машеньку из московского детского дома. В шесть лет девочка вообще не говорила и всего боялась. Сегодня это веселый и способный ребенок. А 8-летний Тимофей, помимо школьной программы, углубленно изучает историю и экономику. Своим примером Анастасия вдохновляет многих мам не только в Челябинске. Она стала консультантом по семейному образованию: работает он-лайн и ездит по стране вместе с детьми.


Тим и Маша Платонова.

— Год назад на семейном образовании в Челябинской области было всего около 10 детей, а в этом — 43. Родители становятся более сознательными. Хочу поделиться с вами большой радостью: я обратилась в Министерство образования и добилась, чтобы с 2016 года южноуральским семьям, обучающим своих детей самостоятельно, предоставляли денежную компенсацию. Сейчас ее платят в Санкт-Петербурге, Ижевске и еще нескольких городах . Суммы разные: где-то шесть тысяч рублей, где-то меньше.

Государство не обязано финансировать негосударственное образование, в том числе получаемое в семье. Тем не менее, статья 43 часть 5 Конституции РФ указывает, что «Российская Федерация ... поддерживает различные формы образования и самообразования». Эта поддержка может быть и финансовой. Поэтому некоторые регионы решили платить компенсацию за семейное образование. Ведь учителя получают зарплату, школы получают деньги от государства. А родители, обучающие ребенка дома, прилагают не меньшие усилия для обеспечения качественного образования детей. Чтобы купить дополнительные пособия, оплатить курсы или репетитора, дополнительная денежка не помешает.


Домашняя учеба - это возможность учиться, не привязываясь к строгому расписанию. Фото: Алексей БУЛАТОВ

ПЕРВЫЙ КЛАСС СТАЛ КОШМАРОМ

Челябинка Валерия (имя изменено) — мама четверех детей. Старшая дочка учится в пятом классе, но в обычную школу она ходила только первый год. Потом перевелась на семейное образование. А в этом году к ней присоединился и брат-первоклассник.

— Для окружающих мы — странные люди, — рассказывает многодетная мама. — То и дело я слышу: «Не ходите в школу? С вашими детьми что-то не так?» Потому не хочу называть свои имя и фамилию. Моя дочь — обычный ребенок с хорошими способностями. Она ходила в детский сад. Однако, первый класс стал для нас кошмаром. Ребенок потерял интерес к учебе. Стал постоянно болеть. Причем, только из-за того, что не хотела ходить в школу. Мы в календаре зачеркивали дни, ожидая очередных каникул. Помню: полночь, мы не спим, клеим макет школы. Вот кому он нужен? Времени не хватало даже на прогулку. Только школа и уроки. Сейчас мы посещаем несколько секций, еще и время остается.

Валерия объединилась с единомышленниками, и они наняли для своих детей хорошего педагога. Каждый день, помимо трех уроков, он занимается с ними физкультурой и гимнастикой для глаз. После занятий — прогулка. А по средам вместо учебы — поход. Целый день дети проводят в парке. Все аттестации в школе пройдены на отлично.

— Теперь я точно знаю: чтобы стать образованным человеком, не нужно с утра до ночи сидеть за скучными учебниками, — говорит Валерия.

КСТАТИ

Как строится учебный день у героев нашего материала

ПРИНЦИП 1: СВОБОДНОЕ РАСПИСАНИЕ

Нет никаких правил и ограничений. Хочешь — весь день посвяти сложной теме по физике, или же читай интересную книгу. Или вообще гуляй, если выдался погожий денек. Учиться можно и на улице. Сейчас самое время изучить процессы, происходящие в природе осенью. Можно заглянут в краеведческий музей. Потом зайти в кафе и полистать там красочную энциклопедию. Но при этом время использовать с максимальной пользой, ведь в конце года детей ждет аттестация.

ПРИНЦИП 2: ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛОЖНЫЕ УЧЕБНИКИ

Здесь тоже выбор только за ребенком и его родителями. Они пользуются программами, которые считают наиболее прогрессивными. А не принятыми в школе, к которой они прикреплены. Например, большинство «семейных» выбирают математику Петерсон, от которой плачут многие школьники в голос с родителями. Потому что она сложная. Потом легче будет сдавать экзамены. Учебники можно бесплатно брать в школьной библиотеке, если там есть нужные.

КОММЕНТАРИЙ

«Домашние» дети будут сдавать экзамены в школе

— В Челябинской области все больше семей выбирают семейное образование, — говорит первый заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова. — Здесь, конечно, высокая ответственность родителей. Если они ее на себя берут и понимают, что они могут это сделать, это их право. Но эти ребята также, как их сверстники, закреплены за конкретными школами и проходят итоговую аттестацию: сдают экзамены, пишут контрольные. Школа должна обеспечить этих ребят и учебным материалом, и консультациями педагогов. Для этого у нас разработаны нормативы затрат по семейной форме образования.

— У системы семейного образования есть как плюсы, так и минусы. Я обычно рекомендую переходить на эту систему обучения не раньше среднего звена (5-8 класса). Если обучение дома начинается с первого класса, лучше, чтобы ученик встречался с учителем несколько раз в неделю. Потому что в начальной школе формируются навыки, которые потом нагнать очень сложно.


Если погода хорошая, можно не сидеть дома, а устроить прогулку в парке и там закрепить материал. Фото: Михаил ФРОЛОВ

МНЕНИЕ ПЕДАГОГА

«Дома усвоение материала идет быстрее»

Людмила Запретилова, учитель физики с 40-летним стажем (школа №99):

— Если родители грамотные и прогрессивные люди, почему бы не выбрать домашнее воспитание? Ребенок может освоить школьную программу в разы быстрее, когда с ним занимаются индивидуально. Мне приходилось готовить четвероклассницу к сдаче экзаменов экстерном. Годовой курс по математике, русскому языку и природоведению мы прошли за месяц. Экзамены сдали на отлично. В классе, конечно, под каждого ребенка подстроиться не получится. Я всегда работаю на сильного ученика. Остальные подтягиваются. Главное — заинтересовать. Минусом семейного образования может в некоторых случаях стать недостаточная социализация: отсутствие опыта жизни в коллективе. С другой стороны, этот коллектив иногда оказывает негативное влияние. Это непростой вопрос. В целом скажу, что я не против семейного образования.

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

«Дайте ребенку пойти в первый класс»

Психолог, специалист по поддержке семейного благополучия Майя Макарова:

— У системы семейного образования есть как плюсы, так и минусы. Она удобна, например, родителям, чья профессиональная деятельность связана с частыми поездками. Они могут брать детей с собой. Но от ребенка требуется хорошо уметь управлять собственным временем. Немногие могут этим похвастаться. Родителям же нужно более тщательно следить за усвоением материала, чем в классно-урочной системе, и компенсировать недостаток общения у ребенка. Я обычно рекомендую переходить на эту систему обучения не раньше среднего звена (5-8 класса). Если обучение дома начинается с первого класса , лучше, чтобы ученик встречался с учителем несколько раз в неделю. Потому что в начальной школе формируются навыки, которые потом нагнать очень сложно.

Теперь разберем плюсы семейного образования, которые называют родители.

ПЕРВЫЙ ПЛЮС — НЕТ ОЦЕНОК. Да, я согласна, что отсутствие оценок в общепринятом смысле облегчает процесс обучения. Несмотря на усилия психологов отменить оценки хотя бы в начальной школе, они все-таки остаются в виде «плюсов-минусов», «смайликов» и т.д. Конечно, важно знать, как ребенок справляется с тем или иным заданием. Но к чему это приводит? Ребенок, особенно в начальной школе, еще не способен к аналитическому мышлению на таком уровне, чтобы сказать себе: «Мне поставили низкую оценку, значит, это правило я знаю хуже, надо повторить». Скорее всего, он подумает, что не справился с заданием и все — дальше развивать эту мысль он не будет. Если таких ситуаций будет несколько, то мысль «я ничего не умею» будет постоянной. Оценку за работу ребенок соотносит с оценкой себя как личности в силу психических особенностей возраста.

ВТОРОЙ ПЛЮС — ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ. В действительности программа чаще всего та же самая, а вот темпы ее освоения могут быть индивидуальными. Это безусловный плюс. Но даже в такой ситуации должны быть временные рамки освоения навыков, иначе это может затянуться и трудно будет определить причины отставания (непонимание, невозможность освоения или лень и невежество).

ТРЕТИЙ ПЛЮС — РЕБЕНОК ПЕРЕНИМАЕТ ЦЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, А НЕ ЧУЖОЙ ТЕТИ. Но это зависит не от выбранной системы обучения, а от количества времени, проведенного вместе, и от наличия родительского авторитета у ребенка. Практика показывает, что дети редко перенимают ценности школьных учителей, поскольку они их не знают близко. А отношения с учителями особенно в средних и старших классах вообще оставляет желать лучшего.

ЧЕТВЕРТЫЙ ПЛЮС — отсутствие умственных и физических перегрузок. Это зависит от грамотного распределения времени и собственных усилий. Отсутствие перегрузки можно обеспечить и при классно-урочной системе. В некотором смысле это даже проще сделать. Большинство друзей «домашнего» ребенка, скорее всего, имеют стандартный режим дня с полной занятостью в первую половину. Поэтому ребенок, обучающийся в семье, будет стремиться к тому же режиму, чтобы иметь общее свободное время. Неважно, на какой системе обучения находиться ребенок, у него должны быть 1,5-2 часа в день полного безделия. Больше свободного времени ребенок получит только при умении организовывать свое время. Если этого нет, то трудности могут возникнуть при любой образовательной системе.

И последнее: родители, обучающие детей дома, уверяют, что для социализации не нужна школа. Вот здесь я не совсем согласна, - говорит Майя Макарова. - В школе ребенок проводит половину дня. Там у него завязываются прочные отношения. Занятия в кружках и секциях длится час-полтора, и дети расходятся. Это более поверхностное общение, если только дети не общаются за пределами секции, что случается довольно редко.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Крах классно-урочной системы

Александр МИЛКУС

Классно-урочную систему окончательно сформулировал в XVII веке чешский педагог Ян Амос Коменский. То есть ей уже пять веков! Пять! Менялись экономика, общественные строи, технические возможности, а принцип - все ребята в классе проходят в один день одну и ту же тему, и последовательность изучения предмета для всех одна и та же - знай себе живет.

Тысячи педагогов доказывали: главная проблема системы в том, что учителю удобно грести всех под одну гребенку. Она рассчитана на середнячка, экономична - во сколько же больше ресурсов нужно, чтобы с каждым ребенком заниматься особо. Но только, похоже, XXI век позволит замшелые принципы снести. Потому что появился интернет, устройства, на которые можно вывести информацию. Невероятными темпами и для школьников, и для студентов создаются виртуальные школы. Уроки, лекции - все есть в Сети. От лучших педагогов. Учи так, как можешь и когда сможешь.

Разумные родители, понимающие своих детей, веяния времени чувствуют. Оттого и становится популярным домашнее обучение. Другое дело, что семья должна иметь соответствующее образование, вдоволь свободного времени и средств. Только если эти условия соблюдены, домашнее обучение - это хорошо. Поэтому лучше индивидуальное обучение в школе. Но школа сейчас - по сути синоним классно-урочной системы. А почему? Школа - это место, где дают знания. И именно здесь теперь есть все возможности давать их, учитывая способности каждого ребенка. Используя уроки и задания из интернета. Проблема в том, что к новым подходам нужно подготовить учителей. Отучить их от комфортной системы Коменского. Когда-нибудь это произойдет. Надеюсь, скоро.

Источник: www.chel.kp.ru



войдите VkontakteYandex

Комментарии 2

  1. Игорь Б. 27 декабря 2016, 21:59 # 0
    Интересная статья.Родителям на заметку.
    1. Максим Русов 27 декабря 2016, 16:42(Комментарий был изменён) # 0
      «Классно-урочной системе уже пять веков», «знай себе живет»
      Где же она живёт, если всё больше детей переходят на семейное образование? Преподаватели в вузах жалуются, что каждое новое поколение первокурсников менее грамотно, удивляет отстуствием элементарных знаний. Чья заслуга? Пятисотлетней системы образования или может прогрессивных технологий в виде ТВ, интернета, которые доставляют знания прямо на дом, в каждую семью, в любой даже самый отдалённый уголок планеты?

      «похоже, XXI век позволит замшелые принципы снести»
      С этим сложно не согласиться! 21 век — это век перемен, век Знаний с большой буквы.

      «Школа — это место, где дают знания.»
      Школа — это место, где заставляют заучить и повторить. Сейчас там знания не дают.

      «И именно здесь теперь есть все возможности давать их, учитывая способности каждого ребенка.»
      Повторим: «Один школьный психолог сказал мне: «Дети приходят в школу разные. Задача учителей — всех уравнять, чтобы они одинаково воспринимали информаию.». Честный психолог, однако!
      Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.