Объединяй и обучай
Проект приказа об утверждении обновленного перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования Минпросвещения обнародовало в середине февраля. Документ опубликован на портале нормативных правовых актов и сейчас проходит этап публичных обсуждений.
Согласно ему, часть существующих специальностей предлагается объединить в общие направления, по которым студентов в дальнейшем должны обучать в колледжах. Так, в единую специальность «Технология продуктов питания из растительного сырья» предлагается объединить технологии, связанные с хранением и обработкой зерна, кондитерских и макаронных изделий, продуктов из сахара и продуктов виноделия и так далее.
То же самое касается, например, специалистов, которые отвечают за производство продуктов из животных жиров и мяса, — в том числе изготовителей мороженого, работников колбасных производств и обработчиков рыбы. Их специальности объединят в одну — «Аппаратчик-оператор производства продуктов питания животного происхождения».
Кроме того, документ предусматривает создание ряда новых специальностей, в первую очередь связанных с логистикой, новыми технологиями и сельским хозяйством.
В колледжах можно будет изучать, например, «Интеллектуальные интегрированные системы», «Биотехнологию пищевой промышленности» или «Организацию воздушных перевозок и авиационных работ».
Если документ будет одобрен, он должен вступить в силу с конца 2022 года.
Сократить вдвое
Предложенные новшества должны стать частью масштабной реформы среднего профессионального образования, о начале которой в правительстве объявили весной прошлого года. Премьер-министр Михаил Мишустин, анонсируя запланированные изменения, тогда отметил, что они должны помочь сделать среднее профессиональное образование «востребованным и престижным» у молодежи.
В Минпросвещения в том числе сообщили о планах пересмотреть существующий перечень профессий в сторону его сокращения.
«Мы постоянно обновляем перечень профессий и специальностей среднего профобразования. Сейчас их около 500. Останется в два раза меньше», — сообщил весной прошлого года первый заместитель министра просвещения Дмитрий Глушко.
Обучение по ряду специальностей планировалось сократить на срок от нескольких лет до нескольких месяцев в зависимости от конкретного направления. Государственный образовательный стандарт (ФГОС) пересмотреть таким образом, чтобы один документ мог включать в себя целую группу профессий.
При этом «ни один навык и ни одна компетенция не будет потеряна», заверили в Минпросвещения, а часть направлений сохранят за счет объединения с другими или трансформации.
Сокращение перечня началось еще осенью прошлого года. Тогда в Минпросвещения объявили, что закрывают прием в колледжи по 43 программам. Под сокращение в том числе попали такие профессии, как рекламный агент, контролер банка, младшая медицинская сестра по уходу за больными, судовой повар, парикмахер, вышивальщица, сборщик обуви и водитель городского электротранспорта.
В ведомстве объяснили это тем, что они больше не удовлетворяют требованиям рынка.
«Сами знания и навыки, которые были заложены в эти программы, не исчезают, а включаются либо как отдельные блоки в более широкие современные программы подготовки, либо переходят в перечень коротких программ профессионального обучения, которые можно будет освоить в рамках программ СПО», — сообщила пресс-служба министерства со ссылкой на директора департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования Минпросвещения РФ Виктора Неумывакина.
Перспективная система
При этом среднее специальное и профессиональное образование по-прежнему вызывает активный интерес как со стороны абитуриентов, так и со стороны работодателей, которые находятся в поиске сотрудников, отметили в разговоре с «Известиями» представители Минпросвещения.
«Перспективной системой» назвала среднее профессиональное образование заместитель генерального директора по развитию талантов и организационной эффективности «Группы Т1» Екатерина Мелентьева.
— Например, сейчас мы наблюдаем тренд на увеличение количества ИТ-специальностей в учреждениях среднего образования. С учетом огромного недостатка ИТ-специалистов на рынке выпускники колледжей могут стать отличным выходом для работодателей, готовых нанимать специалистов уровня junior, — отметила она.
Современные абитуриенты заинтересованы в получении рабочих профессий, потому что стремятся стать самостоятельными людьми и востребованными специалистами как можно раньше, отмечает директор Старооскольского филиала Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МГРИ), где занимаются подготовкой специалистов горно-геологической отрасли, в том числе в рамках среднего специального образования, Семен Двоеглазов.
При этом конкурс на программы среднего профессионального образования, как и количество бюджетных мест на таких программах, в МГРИ продолжает увеличиваться ежегодно, обращает внимание он.
В последние пять лет колледжи становятся всё популярнее среди российских абитуриентов, подтверждает директор российского офиса международной EdTech-компании GoStudent Мария Кислова.
— Сегодня фактически каждый второй выпускник девятых классов идет в колледж. В 2020 году в России в колледжи поступило 1,2 млн первокурсников, в 2021 году — столько же. К слову, столько же первокурсников поступило в вузы, — говорит она.
Абитуриентов привлекает в первую очередь возможность освоить практическую специальность и быстро выйти на работу, обращает внимание она. Кроме того, в некоторых случаях колледжи становятся «заменой» вузов для тех, чьи семьи не могут тратить средства на подготовку и оплату обучения в университете или институте.
При этом рабочие специальности сегодня являются востребованными и уровень заработной платы у таких специалистов — особенно на фоне дефицита кадров — нередко сопоставим или даже превосходит зарплату многих выпускников вузов, обращает внимание Кислова.
— Если ты знаешь, кем хочешь быть, возможность получить профессию после девятого класса невероятно ценна, потому что позволяет тебе сэкономить время и приобрести знания, — согласна 25-летняя Диана Галимова, выпускница педагогического колледжа и преподавательница начальных классов, победительница конкурса «Лига лекторов», организованного обществом «Знание» в 2021 году.
Именно «практико-ориентированная программа» педагогического колледжа позволила ей начать профессиональную деятельность и устроиться на работу официально уже в 18 лет, уверена собеседница издания.
Со всей мягкостью
Однако, для того чтобы соответствовать ожиданиям как работодателей, так и абитуриентов, профессиональному образованию необходимо адаптироваться к современным требованиям, обращают внимание эксперты. Связано это в первую очередь со стремительным развитием технологий, которые не только меняют процессы производства, но и в некоторых случаях могут вытеснить привычный ручной труд.
— Технологии же в мире совершенствуются стремительно, что еще больше усугубляет проблему отставания образовательных программ от реалий производства, — обращает внимание Мария Кислова.
Работодателю сегодня важны навыки проектной деятельности, умение работать в команде, развитый эмоциональный и социальный интеллект — всё, что сегодня попадает под определение soft skills, уверен сооснователь и программный директор образовательной программы образовательной платформы Skillbox Сергей Попков. «Ручной механический труд, задачи, выполняемые по скриптам, можно автоматизировать в дальнейшем, тогда как креативные задачи без соответствующих компетенций могут обернуться для сотрудников сильным стрессом», — подчеркивает он.
— «Мягкие» навыки будут востребованы вне зависимости от карьерной траектории, которую выбирает молодой специалист, — и в собственном бизнесе, и в работе по найму, — говорит Наталья Магидей, руководитель стартап-экосистемы «Сбера», в рамках которой проводятся молодежные акселераторы для учащихся школ, колледжей и техникумов в возрасте от 14 до 19 лет, а также для студентов, аспирантов и молодых научных сотрудников.
Однако, несмотря на их важность для будущего профессионального развития, в современной системе образования этим навыкам уделяется недостаточно внимания, уверена собеседница.
— Активность педагога превалирует над активностью учащихся, оценка знаний происходит индивидуально, обмен мнениями и взаимодействие в группах, как правило, не предполагается, — говорит Магидей.
В результате молодые люди сегодня осваивают их во время внеурочных занятий — например, в кружках, командном спорте или КВН.
Для того чтобы развить необходимые навыки можно было и в рамках учебного процесса, нужно усиливать практическую часть и вводить проектно-исследовательские задачи, которые бы включали учебный, игровой и творческий компоненты, рассуждает Магидей.
Высшее на будущее
Особенность среднего профессионального образования прежде всего в том, что оно должно быть максимально «прицельным» для того, чтобы стать эффективным, солидарны большинство экспертов.
Поскольку успешное освоение специальности и дальнейшее трудоустройство являются ключевой задачей, образовательные организации должны тесно сотрудничать с потенциальными работодателями и готовить студентов под задачи конкретных предприятий, подчеркивает Семен Двоеглазов.
— Развитие партнерских связей с отраслевыми компаниями, внедрение специалистов этих компаний в учебный процесс ведет к готовности активного и незамедлительного внедрения выпускника в трудовые процессы предприятий, — полагает он.
По тем же причинам обоснованным может быть сокращение времени обучения по таким программам, отмечает Мария Кислова. Сейчас программы рассчитаны на четыре года. Но короткие курсы позволяют не засиживаться на студенческой скамье и получать больше практических навыков, напоминает собеседница издания.
— Тем более что уже через несколько лет навыки и знания в каждой сфере очень существенно меняются, а реальная рабочая специальность осваивается по-настоящему на работе, — обращает внимание она.
Вектор должен смещаться к максимально практическим занятиям и достичь этого можно в первую очередь за счет сотрудничества между предприятиями и образовательными учреждениями, согласна Екатерина Мелентьева.
— Пока работодатели тратят большое количество денежных и человеческих ресурсов на поиск, адаптацию и обучение специалистов. Выпускники с реальными практическими навыками очень быстро найдут работу, поскольку позволят компании сократить все эти затраты, — подчеркивает собеседница издания.
При этом в дальнейшем для продвижения по карьерной лестнице высшее образование, скорее всего, понадобится кандидату всё равно. Однако получить его можно и «в более зрелом возрасте», не отрываясь от работы, признает эксперт.
Евгения Приемская