В.И. Ленин в 1922 году сказал знаменитую фразу: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Если её перефразировать применительно к сегодняшнему времени, то можно сказать, что из всех видов бытия для России сегодня важнейшим является образование, а самым важнейшим – духовное образование. Данная статья посвящена обоснованию именно этого утверждения.
Чтобы понять, какую важную роль играет в нашей жизни образование, приведём цитаты известных людей об этом. Ещё в 17-ом веке иезуиты учили: «Хочешь победить врага, воспитай его детей такими, какими нужно тебе». Первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк чётко сформулировал суть образования: «Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя». Президент США Джон Кеннеди согласен с ним: «Советское образование – лучшее в мире. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой». Общественный деятель, а ранее глава израильской спецслужбы Яков Кедми сказал: «Первое и основное, что нужно России для развития, это образование. Такое образование, которое я получил в СССР. Тогда у вас будет будущее без границ». Это взгляд на советскую систему со стороны.
Но есть и другое мнение о ней изнутри: «Мы проиграли конкуренцию из-за советской, абсолютно негодной системы образования». Так считает человек, награждённый орденом «За заслуги перед Отечеством». Однако как гласит народная мудрость: «Со стороны видней». Теперь становится понятным, почему развал России был начат с разрушения лучшей в мире системы советского образования. Попыткам развала России ещё в 1991 году посвящена статья «Как ГКЧП предотвратил возможный развал России», которая публикуется в этом номере газеты.
Важно понять, почему духовное образование важно именно для нашей страны. История Древней Руси до её так называемого «крещения» насчитывает тысячи лет. Календарь наших предков, который вёлся «от сотворения мира», был на 5,5 тысяч лет древнее григорианского (европейского) и на 2,8 тысячи лет древнее китайского. Это Пётр I с 1700 года обязал вести календарь России «от рождества Христова». Гениальный человек генерал-полковник Леонид Григорьевич Ивашов дал самое лучшее определение нашей страны: «Россия – мировая интеллектуально-нравственная держава Справедливости и Чести». Единственное, что мы бы сюда добавили, это про Дух. То есть Россия – страна Справедливости, Чести и Духа. Леонид Григорьевич сам об этом говорит. Он считает, что функция и цель нашей уникальной русской цивилизации и Русского Мира в целом – это не допускать и останавливать претендентов на мировое господство, регулировать отношения между Западом и Востоком, а в духовном плане – продвигать человека, потому что Россия – страна Души. Её миссия – нести добро, человеческие отношения, указывать человечеству пути его развития. Мы интересны Высшему Разуму для поддержания равновесия с Западом, который Л.Г. Ивашов считает антицивилизацией.
Важно понять, что такое духовность. Каждый понимает её по-своему. Мы выскажем свою субъективную точку зрения по этому поводу. В слове «духовность» корень «дух». Если кратко, то дух – эточастичка Высшего Разума, то есть Бога, внутри каждого из нас, а он, как известно, не создаёт ничего, отличного от себя. Поэтому благодаря духу в нас, мы всесильны. Мы считаем, что Бог – это Любовь, а не тот, кто карает или грозит пальчиком из-за тучки, записывая все наши «грехи». Грех в переводе с греческого – это промах мимо цели. Плохим является именно неумение достигать своих целей, а совсем не то, что нам с детства внушают. Теперь объясним понятнее. Что такое человек, сильный Духом? Во время Великой Отечественной войны Александр Матросов и десятки его последователей ценой собственной жизни грудью закрывали немецкий дот, чтобы остальные наши бойцы смогли наступать без потерь. Николай Гастелло погиб, направив свой горящий истребитель в немецкую колонну с танками и цистернами с горючим. Люди в блокадном Ленинграде, получавшие 125 граммов хлеба в сутки, после работы шли не домой отдыхать, а рыть окопы и очищать свой город после немецких бомбёжек. Некоторые при этом умирали от голодной смерти. Дух – это, когда зимой прохожий видит тонущего человека или животное и бросается его спасать, даже не задумываясь, что при этом будет с ним самим.
Духовность – это совокупность таких понятий как нравственность, совесть, честь, порядочность. Это то, что внутри человека, это его нравственный стержень. Духовный человек – это человек, который любит себя, любит других людей и окружающий мир, делает его лучше и гармоничнее, у которого нравственные интересы преобладают над материальными, и имеется глубинное желание совершать благие дела. Это человек, который никогда не поступит подло, низко, за что ему будет стыдно, который поднимается над своими личными интересами и мыслит высшими интересами, чем его собственные, который в ответе за свою РОДину. Человек, связанный благодаря Духу с другими людьми, не может сделать им ничего плохого, так как в этом мире всё возвращается к нам по принципу бумеранга: делаешь добро – получаешь ещё больше добра. Делаешь плохое – получаешь ещё больше плохого.
Нам удалось обосновать, что мы все можем стать Творцами. Чтобы наши дети тоже стали Творцами, важно в самом детстве, когда их сознание ещё не заполнено тем, что они безликие «песчинки» в пустыне и прочим «мусором», аргументировано убедить их в том, что они гении, самые лучшие в чём-то своём, а всё, что им потребуется в жизни для развития своих талантов, уже заложено в них самой ПриРОДой. Важно также развить в ребёнке уверенность в том, что он МОЖЕТ ВСЕГО достичь, что у него нет и не может быть границ, как и у окружающей его Вселенной. После этого всё произойдёт по принципу: «по ВЕРЕ вашей да БУДЕТ вам». Во много раз легче это сделать своим жизненным принципом в 5 – 6 лет, чем в 50 – 60. Плутарх сказал, что «ребёнок – это не сосуд, который нужно заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь». Важно ребёнка «зажечь» на всю оставшуюся жизнь, чтобы он никого и ничего не боялся и стремился стать лидером. Факел – это проявление духовности. Духовность – это главное, это фундамент.
Наша система духовного образования очень доходчиво отвечает на вопрос: кто мы: «песчинки» или Творцы, для чего мы появились на свет Божий, как он устроен на самом деле. Чтобы ответить на эти вопросы, пришлось многое изучить и придти к выводам, которые противоречат тому, чему нас учили. Смотря на обычные вещи не как все, мы пришли к очень интересным выводам о мироустройстве и о нашем месте в нём. Удалось понять, как устроен наш Мир, но не в физическом (материальном) плане, а в тонком (духовном). Нашей системе можно обучиться за один год. Её объём довольно большой, поэтому она не может быть здесь представлена полностью. Чтобы ученики со временем не превратились в «песчинки» и поклонников западных «ценностей», детям важно изучить и осознать Вселенские законы, которые действуют независимо от того, согласны мы с ними, верим мы в их существование или нет, и которые не проходят в школе. Логическим путём мы пришли к выводу о том, что Бог есть, что его не может не быть, иначе не было бы нас на этом Свете, что он есть в каждом из нас. Мы доказали, что все мы можем стать Творцами и Созидателями, а можем — глупцами и никчёмными «песчинками». Всё зависит от нас и от нашего образования. В рай или ад нас направляет не Святой Пётр. Мы их создаём себе сами при жизни по своему собственному выбору. Осознанному или нет — это другой вопрос.
Усвоение ребёнком материала, вера в себя и свои собственные силы зависят от его самооценки, а конкретно от того, насколько его «затюкали» родители и школа. Самооценка ребёнка – это фундамент, от которого конкретно зависит, является ли он сейчас потенциальным Творцом или «песчинкой». Без помощи и поддержки родителей здесь не обойтись. Важно, чтобы у ребёнка не случился «вынос мозга» от того, что в детском саду и в школе его учат, что он Творец и может ВСЁ, а дома он слышит от родителей прямо противоположное. Поэтому в царскосельском лицее дети воспитывались без родителей. Но при этом лишались надолго любви родителей, других родственников и Рода. Чтобы жить в семье, разработанная нами система духовного образования является конкурсной в первую очередь для родителей. Чтобы помогать своим детям, им самим в определённой степени нужно «сесть за парту». Ещё к недостаткам царскосельского лицея можно отнести то, что в него отбирали детей в возрасте 10 – 12 лет, когда их сознание на 99 % уже сформировано. Легче учить детей в 5 – 6 лет, чем переучивать в 10 – 12. В первом выпуске царскосельского лицея, который ещё называли «пушкинским», было 30 человек со всей России. Затем для более эффективного усвоения знаний число детей сократили в 3 раза – до 10-ти. И такое число учащихся в лицее было до 1917 года, когда его закрыли большевики. У Иисуса было 12 учеников. Это число (10 – 12 учеников) можно считать оптимальным.
Теперь сравним, как образование понимали в России и в СССР. В Законе РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» даётся следующее его определение: «Образование – это единый целенаправленный процессвоспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства». А как быть, если у семьи и государства разные интересы в воспитании ребёнка: семья хочет видеть своего ребёнка Творцом и Созидателем, а государству, в лице чиновников от образования, нужен лишь потребитель? Тогда получается «лебедь, рак да щука». В чьих интересах тогда будет осуществляться образование? Очевидно, что не в интересах семьи. Итак, в российском законе образование – это процесс воспитания и обучения, то есть обучение + воспитание. Согласно российскому закону: «Воспитание –это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся». «Обучение – это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией». В воспитании ключевое слово – деятельность, а в обучении – процесс. Получается, что образование (воспитание + обучение) это процесс деятельности и процесс ради процесса. При этом про результат и про нравственность в российском определении образования ничего не указано.
В советском законе «О народном образовании» от 19.07.1973 г. № 4536-VIII написано: «Целью народного образования в СССР является подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, вооруженных глубокими знаниями, всесторонне, гармонично развитых граждан, воспитанных в духе гордости за принадлежность к социалистическому Отечеству, активно участвующих в общественной и государственной жизни. Образование в СССР является подлинно всенародным делом. Особая роль в этом деле принадлежит учителям и воспитателям. Они формируют духовный мир юной личности, им общество вверяет самое дорогое – детей и молодёжь». В этом определении 2 раза говорится про Дух. Советское определение образования вызывает приятные эмоции, российское – нет. Российский закон об образовании по объёму в 4 раза больше, чем советский. Но главное, что согласно определению, российское образование нацелено не на результат и не на духовность, а на «процесс ради процесса». Ещё он запрещает на конкурсной основе принимать детей в муниципальные сады и школы. Поэтому в современной России царскосельский лицей с его конкурсным отбором детей, если бы существовал сейчас, мог бы быть объявлен чиновниками вне закона. А в СССР были спецшколы, был конкурсный отбор талантливых учеников.
Президент России в Указе от 21.07.2020 г. № 474 определил «возможности для самореализации и развития талантов» одной из пяти национальных целей развития страны, а также поставил задачу сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей. Но в каких образовательных учреждениях одарённым детям дальше развивать свои способности, если Закон об образовании уравнивает всех, запрещая принимать в муниципальные учреждения только одарённых детей? Остаются только частные. В муниципальных школах это можно осуществить лишь на факультативной основе. В интеллектуальной части нашего общества имеется и с каждым годом растёт спрос именно на духовное образование, который важно удовлетворить, чтобы эти дети, когда вырастут, не уехали заграницу сначала учиться, а потом навсегда. Родители этих детей хотят развить в них индивидуальные способности и тот дар, с которым они рождаются.
Основным источником знаний и средством воспитания в Древней Руси были произведения устного народного творчества, сказки, а краеугольным камнем обучения – нравственность и духовность ребёнка. Эти принципы были накоплены нашими предками за тысячи лет. У славян почитание отца и матери было важной моральной нормой. Слово РОДиТЕЛи происходит от слов: Род и Тело, то есть родители – это люди, через которых Род даёт своим потомкам Тело. Дедушка и бабушка были домашними воспитателями и учителями жизни, без которых славянская семья просто немыслима. Они были учителями доброты и мудрости, являлись для ребёнка символом успеха в жизни. В то время успех понимался иначе, чем сейчас. На эту тему очень метко высказался И.В. Сталин: «Пенсия – это зарплата за воспитание внуков и за сохранение преемственности поколений». Лучше просто не скажешь!
У нас в стране финансирование образования, просвещения и культуры осуществляется по остаточному принципу. В то же время исследования лауреата Нобелевской премии за 2000 год Джеймса Хэкмана перевернули взгляд на образование. Оно во многих странах стало рассматриваться ещё и как самая выгодная инвестиция государства, а не расходная статья бюджета. Исследования Хэкмана, проводившиеся 40 лет, показали, что каждый вложенный в образование ребёнка доллар через 40 лет вернулся государству в 16-тикратном размере (это около 40 % годовых!), а инвестиции в детей дошкольного возраста дают доход порядка 100 % годовых. Инвестируя в образование, государство вкладывается в свой бурный экономический рост и процветание.
Кривая Хэкмана
Маргарет Тэтчер сказала, что «Богатство страны не обязательно строится на собственных природных ресурсах, оно достижимо даже при их полном отсутствии. Самым главным ресурсом является человек.Государству лишь нужно создать основу для расцвета таланта людей». По рейтингу школьного образования наша страна, самая богатая природными ресурсами и самая большая по территории, занимает 39-е место в мире, а «крошечные» Сингапур, Гонконг, Тайвань и Южная Корея, в которых нет своих природных ресурсов, входят в первую пятёрку и не только по образованию, но и по экономическому росту.
Ещё пример связи образования и экономики – это так называемое сталинское экономическое чудо. При Сталине СССР по темпам развития на протяжении более 20 лет занимал первое место в мире, благодаря чему страна превратилась из аграрной в индустриальную и стала второй экономикой мира, несмотря на самую кровопролитную войну в нашей истории. А стало это возможно лишь благодаря образованию! Трудно поверить, что во время войны расходы на образование были в среднем в 4 раза больше от ВВП, чем сейчас. Сталин осознанно шёл на это, забирая средства у фронта, так как задолго до Хэкмана знал, что вложения в образование окупаются очень быстро, и только образованные люди смогут за короткое время эффективно восстановить страну после войны. Уже в 1950 году СССР, несмотря на колоссальные разрушения и восстановление городов и народного хозяйства, достиг довоенного уровня развития. Это ещё одно наглядное доказательство неразрывной связи расходов страны на образование и темпов её экономического роста.
В последнее время всё чаще стал употребляться термин «синдром выученной беспомощности». Это такое состояние, когда ребёнку кажется, будто от него ровным счётом ничего не зависит, он ничего не может сделать, чтобы изменить неприятные события. Это потеря веры в себя, неспособность обучаться тому, как выйти из этого состояния. Это как раз то, что входит в понятие самооценки. Оказалось, что этим синдромом в нашей стране страдает по разным оценкам от 90 до 98 % детей. Это означает практический полный развал системы советского образования и доведение детей до состояния никчёмности, переходящей в дебильность. И это достигнуто «профессионалами» от образования всего за 30 лет! Но самое главное – это то, что данная проблема мало кого волнует! В советском определении образования говорится о творчески мыслящих, всесторонне и гармонично развитых людях. Но такие люди скоро могут быть занесены в «красную книгу»! Поэтому важно как можно быстрее сделать детям духовную«прививку» от дебильности!
В нашем Министерстве обороны официально признали, что США ведут против нас ментальную войну. Дословно «менталитет» переводится как Дух, Душа. Менталитет – это система нравственных убеждений, моральных ценностей народа. Ментальная война – война нового типа, ставящая своей целью изменение сознания общества и направленная на изменение его мировоззрения. «Синдром выученной беспомощности» – это реальное проявление ментальной войны, давно ведущейся против нас, в которой мы сильно проигрываем. Её цель – превратить нас из творчески мыслящей нации в «овощей». При этом воздействие на нас осуществляется так, чтобы изменить наши ценности, традиции, убеждения и подсознание людей так, как нужно Западу. Иезуитский принцип, провозглашённый более 3-х веков тому назад и взятый Западом на вооружение, эффективно используется сейчас против нас. Последствия такой невидимой войны проявляются хоть и не сразу, но необратимо. И никакое наше оружие, основанное на новых физических принципах, в ментальной войне нам не поможет. Да и людей, способных создавать такое оружие, у нас скоро может не остаться. Чтобы победить в ней, надо сделать наших граждан образованными, культурными, невосприимчивыми к западным «ценностям» и к их мировоззрению.
«Лекарство» от этого синдрома было разработано в СССР при Сталине: надо сделать большинство людей в стране духовно БОГатыми и счастливыми, чтобы они любили свою РОДину и власть, а власть любила и заботилась о своём народе. У советского народа тогда была «прививка» от западных «ценностей». РОДину на джинсы и жвачку не меняли, так как духовное тогда превалировало над материальным. Именно поэтому пожилые люди, которые раньше жили хуже, чем сейчас, с ностальгией и любовью вспоминают эти времена. Им не хватает той духовности, которая была во времена их молодости. Чтобы победить в ментальной войне нам нужно не только качественное образование, а в первую очередь духовное образование. Духовное – это то, что нельзя купить.
Наши профессиональные знания, полученные в институтах, никак не связаны с образованием. У нас нет никаких званий и регалий в этой области. Но их отсутствие не мешает чиновникам занимать высокие должности в министерствах. Если бы мы были специалистами в области образования, то были бы отформатированы и мыслили бы так, как положено в этой системе. Замкнутая система не может реформировать себя изнутри. Это закон. Для реформирования системы нужна её связь и обмен энергией с окружающей средой. Другими словами, нужны новые кадры, которые «решают всё».
Многие открытия в науке делались людьми, мыслящими иначе, чем другие, то есть «инакомыслящими» или «диссидентами» от науки. То, что предлагаем мы, это инакомыслие. И это нормально. Мы не стремимся полностью «похоронить» существующую систему образования, а хотим её улучшить, сделав упор не только на знания (на «сосуд»), но ещё и на духовность (на «факел»). В нашей стране есть престижные лицеи и частные школы. В них детей наполняют знаниями, не развивая их духовность. Действуя «по уму» (по принципу: «рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше»), часть этих выпускников уезжает за границу, спасая её от «загнивания».
Целями настоящей статьи являются:
- привлечение внимания властей всех уровней к тому, что существующая система «образования» достигла своего дна, после чего начинается дебилизация детей, и стране уже не поможет никакое самое лучшее и современное в мире вооружение;
- обращение внимания властей на то, как важны для экономического развития нашей духовной страны образование, просвещение и культура;
- осознание того, что необходимо СРОЧНО создавать лучшее в мире образование, фундаментом которого могла бы стать наша система именно духовного образования;
- найти среди преподавателей и психологов профессионалов-единомышленников и с их помощью довести до совершенства предложенную систему духовного образования.
Нам нужна помощь профессиональных педагогов и психологов, которые бы её «перевели» на понятный язык для разных возрастных групп обучающихся:
- Дошкольников (старшая и подготовительная группы).
- Школьников начальных классов (1 – 4 кл.).
- Школьников средних классов (5 – 8 кл.).
- Выпускников (9 – 11 кл.).
- Студентов.
- Родителей, желающих «подтянуться» до будущего уровня своих детей.
- Бабушек и дедушек, желающих духовно воспитать своих внуков, а также продлить активную фазу своей жизни.
В каждой группе есть своя специфика усвоения знаний.
Мы предлагаем следующий путь духовного возрождения России. Многие представители российской интеллигенции хотели жить «в стране не дураков, а гениев». Россия всегда славилась талантами. Мы считаем, что духовное воспитание гениев и талантов должно стать главной национальной целью и главным национальным проектом нашей страны, а наша система духовного образования могла бы стать его основой, фундаментом. Гений – это тот, кто может изменить к лучшему судьбу всей страны и сделать то, что сделать в принципе невозможно. Для всех нас важно правильно определить вектор движения и направление главного удара. Россия – это страна Души. Загадочная русская Душа даётся нам от Бога. Поэтому у нас будет прекрасно получаться всё, что связано с Душой, и не будет получаться то, что с ней не связано. Фёдор Тютчев изумительно изложил суть русской Души и нашей страны: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать, В Россию можно только ВЕРИТЬ». Наша страна победила в Великой Отечественной войне, в том числе благодаря ВЕРЕ в то, что «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами»! В отличие от Запада, который живёт по закону, мы живём Душой и по справедливости (от слова ПРАВЬ или ПРАВда). Нами правят нравственные принципы — именно они, а не закон, имеют для нас первостепенное значение. Запад смог развалить СССР только тогда, когда осознал это и сделал главный упор на слом стержня в нас – нашей духовности. Власть ему в этом всемерно помогала, говоря нам одно, а делая совсем другое, поступая при этом безнравственно. Сталин и его правительство никогда себе такого не позволяли. Они работали для страны и своего народа. Когда народ видел несправедливость, которой не было раньше, то он перестал ВЕРИТЬ этой власти, и духовный стержень у народа сломался. Джинсы и жвачка лишь подлили масло в огонь, но не были первопричиной.
Поэтому нам для возрождения нашей Страны Души нужны духовные ценности, которые дают образование, просвещение и культура. Именно они должны стать для Страны Души направлением главного удара, чтобы у нас было «будущее без границ». Нам сейчас нужно уже не эволюционное, а революционное как при Сталине развитие в сфере духовности и экономики, чтобы повести за собой остальные народы. Когда мы покажем миру, чего можно достичь с помощью Души, то тогда эти народы сами захотят добровольно присоединиться к нам. И такая духовная близость с ними будет самая сильная. Никто не захочет выйти из состава Великой России. СССР смогли развалить, когда в Стране Души наступила бездуховность. Если наша страна сегодня вложится в духовные ценности и в практическое осуществление нашей системы духовного образования, то уже в обозримом будущем она сможет возродиться экономически, став третьей экономикой мира.
С учётом этого мы считаем, что первый шаг, который необходимо сделать, это поставить во главе образования, просвещения и культуры профессионалов, заинтересованных и желающих воссоздать самое лучшее в мире образование и работать на благо Родины. Таких профессионалов и бессеребреников осталось мало, но они ещё есть. Только они могут быть интеллектуальной движущей силой этого образовательного и духовного проекта, нацеленного на раскрытие у людей умения жить Душой и развитие у них чувственного Мира.
Тот, кто сегодня вложится в доработку и внедрение системы духовного образования, сможет фактически влиять на будущее России и определять его.
Автор: Александр Шестопалов
Заглавное фото: depositphotos.com