К осени Министерство образования готовит новый Федеральный перечень учебников, предыдущая редакция которого включала более 1250 наименований. В правительстве считают, что школьники по всей стране должны учиться по книгам, которые содержат необходимый образовательный минимум. При этом речь о едином учебнике по каждому предмету не идёт. Глава Министерства образования Ольга Васильева отмечает, что базовое содержание учебников позволит улучшить школьную систему в регионах. В преддверии начала учебного года RT узнал у экспертов, чего они ожидают от нового перечня учебников.
К осени Министерство образования России готовит Федеральный перечень учебников. Как заявляют в ведомстве, учебная литература, которая войдёт в список, должна соответствовать новым образовательным стандартам, над которыми работали 3000 специалистов из Академии наук. Кроме того, правительство внедрит более совершенную систему экспертизы пособий.
В предыдущий документ, принятый в 2014 году на три года, были включены 1252 наименования. Уже известно, что в обновлённом списке книг будет меньше.
В интервью Интерфаксу в середине августа министр образования Ольга Васильева отметила: «Свыше тысячи учебников, которые сейчас в федеральном списке, — недопустимо. Учебники могут быть и более углублённые, охватывающие и региональную историю, и их проблемы, но базовое содержание у них у всех должно быть».
Научный руководитель лицейских программ, ординарнарный профессор НИУ ВШЭ Наталья Любомирская в комментарии RT отметила, что так называемый единый учебник как раз и является «базовым», о внедрении которого говорит Минобразования.
«Единый учебник не означает, что школьники будут заниматься по какой-то одной книге. Его концепция заключается в единообразии образовательных стандартов, требований, и не более. У российских детей должны быть некие базовые знания, то есть то, что проверяется на государственных экзаменах», — подчеркнула Любомирская.
«Никто не будет изучать предмет по одному-единственному учебнику. Это абсолютно исключено. Все прекрасно осознают необходимость делать поправку на регионы и специализацию школ. Речь идёт о том, что школьники, где бы они ни проживали, должны быть подготовлены к экзаменам на определённом уровне», — сказала Любомирская.
Эксперт полагает, что инициативы Минобразования перекликаются с мировыми тенденциями. «Общемировой тренд, в русле которого движется Россия, заключается в персонализации образования. Опасения, что выбор учебников кардинально сократится, не оправданны», — заявила Любомирская.
© Маша Росс
По словам министра образования Васильевой, принципиальное отличие новой системы заключается в том, что в стороне от экспертизы окажутся издатели, которые заинтересованы во включении своих пособий в единый перечень. Таким образом, власти рассчитывают проводить экспертную оценку, основанную на федеральных стандартах.
«Раньше у нас издатели сами печатали, сами заказывали экспертизу учебника, а затем заявляли его в Федеральный учебный перечень, то есть получалось «сам пишу, сам танцую, сам себе аплодирую». Больше этого не должно быть», — рассказала Васильева.
Председатель комитета по учебной литературе и взаимодействию с системой образования Российского книжного союза Елена Низенко уверена, что базовое содержание учебников — это прежде всего качественная основа школьного образования. По её словам, идея разработки единых стандартов для пособий исходила от самих учителей и родителей, а не от чиновников.
© Aleksandr Schemlyaev/Russian Look
Низенко говорит, что новые стандарты не ограничивают учителя, а, напротив, помогают ему. Она считает, что это освободит педагогов от необходимости перерабатывать множество книг, чтобы скомпоновать основную программу: «Это не ограничивает учителя. Хороший учитель всегда использует дополнительные источники, а хороший учебник всегда содержит отсылки к другим материалам».
Лучше меньше, да лучше
Как ранее отмечали в Министерстве образования, правительство сделало выбор в пользу качества, а не количества. Обновлённый и сокращённый перечень учебников — лишь часть концепции единого образовательного пространства, которая сейчас внедряется в школах по всей стране. Она гарантирует федеральные стандарты образования на всей территории России.
Финалистка конкурса «Учитель года России», завкафедрой образовательных технологий Владимирского института развития образования Ольга Морозова отмечает плюсы сокращения федерального перечня и концепции учебника, соответствующего необходимому образовательному минимуму.
«Такой учебник нужен. Это создаёт определённую связность, ясность. Появляются одинаковые возможности, например, у ребёнка, который вынужден переходить из школы в школу или переезжать из города в город в связи с работой родителей или другими причинами. Будет равный набор заданий, одинаковое погружение в тему и не будет разрыва. Это хорошая основа», — считает Морозова.
Учитель из Ульяновской области в июне этого года на прямой линии с президентом России Владимиром Путиным обратил внимание на то, что в разных регионах могут придерживаться разных образовательных программ. Глава государства отметил, что в России эта проблема стоит не так остро, как в других странах, но так или иначе это необходимо менять.
«У нас, пожалуй, одна из немногих стран, где <...> это единое образовательное пространство крепче, чем где‑либо в другом месте, оно крепче, чем во многих других странах, — отметил Путин. — Мы стараемся это единое пространство сохранить, хотя проблема, о которой вы сказали, безусловно, существует».
© Руслан Кривобок
В Министерстве образования подчёркивают, что речь идёт исключительно о введении базовых образовательных стандартов. Таким образом, педагогические технологии и методы никак не будут затронуты.
«Я считаю, это мое глубочайшее убеждение <...>, что все школьники страны, особенно начальной школы, должны иметь базис, который одинаков от Владивостока до Калининграда, и иметь углубленные программы», — отмечала Васильева на Всероссийском съезде учителей сельских школ в начале прошлого учебного года. Министр подчеркнула, что не является противником творческих программ, но для обучения необходима основа: «Когда у ребёнка есть базис, тогда можно творить. Но когда базиса нет, творить невозможно».
Член совета по русскому языку при президенте России Роман Дощинский отметил сильные стороны инициативы Минобразования по созданию базовых образовательных стандартов и сокращению Федерального перечня учебников.
«У нас хорошие учебники, но федеральный перечень просто неподъёмен. Конечно, его нужно сокращать, нынешняя вариативность — это безумие. Для начала я бы предложил очень чётко прописать статус учебника и учебного пособия. Мне кажется, такой подход будет логичнее», — пояснил Дощинский.
Собеседник RT отметил, что единообразие «в хорошем смысле» (именно к нему стремится ведомство Ольги Васильевой) однозначно принесёт пользу.