В Министерстве образования поддержали идею создания обязательного списка школьной литературы



Часть рекомендуемых произведений должны определять учителя, полагают эксперты.

Что стоит включить в «золотой канон» литературы и как сделать так, чтобы этот перечень был не скучной «обязаловкой», а действительно заинтересовал школьника? На эти вопросы ответили эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты».

Поколению «гаджетоманов» нарисуют и бричку, и сюртук

Обязательный список произведений, которые необходимо изучать в школе на уроках литературы, в мае предложил создать председатель Общества русской словесности, патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Инициативу поддержал бывший глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, пояснив, что существующая программа вызывает вопросы, и при создании нового «золотого списка» важно опираться на мнение общества. А в сентябре новый министр Ольга Васильева подтвердила, что такой перечень произведений надо вводить обязательно.

В принципе, ничего необычного в этой идее нет: в новой России уже в который раз пытаются «перекроить» стандарт обязательной литературы для школьников. В начале девяностых из программы убрали идеологическую литературу, в 2011-2012 годах разгорелась дискуссия об исключении произведений Лескова и Куприна, сейчас идёт уже третья волна. «И она будет не последней, — уверена член комитета Госдумы по науке и образованию Лидия Антонова. – Потому что литература — это манифест общественного сознания, это отношение людей к жизни, а жизнь меняется. Так что вполне закономерно, что мы и дальше будем ставить эти вопросы».

Антонова убеждена, что «золотой канон» нужен обязательно – классические произведения проверены и критикой, и временем, поэтому нельзя в угоду моде и нашим представлениям о способностях школьников исключать их из программы. А такие предложения звучат, причём на самых разных уровнях. Недавно глава Российской академии образования Людмила Вербицкая выступила с предложением вычеркнуть из программы средних школ в России роман Льва Толстого «Война и мир», а также ряд произведений Фёдора Достоевского.

По мнению Вербицкой, ребёнок не в состоянии понять столь глубокие философские сочинения. «Мы все учились в школе и помним, что при разборе одной и той же литературной работы у кого-то на уроке было интересно, а у кого-то скучно. И виновато в этом не произведение «Война и мир», а то, как учителя преподают свой предмет», — считает Лидия Антонова. Поэтому мало создать «золотой канон» произведений – важно, чтобы педагоги смогли заинтересовать им школьников.

Старые подходы к «кнопочному» поколению уже не применить: школьники мыслят образами, в этом смысле электронные учебники как раз то, что нужно.

К изданию классических, «бумажных», книг для учащихся тоже надо подходить по-иному, пролагает профессор Московского института открытого образования Лидия Дмитриевская: во-первых, в произведениях обязательно должны быть комментарии, разъясняющие поколению гаджетоманов, что такое «бричка» и «сюртук», во-вторых — изображения, наглядно иллюстрирующие непонятные им слова. Кроме того, эксперты считают, что нужно максимально популяризировать семейное чтение с детьми – всё это поможет ребёнку в чтении классической литературы.

Классики и современники

Впрочем, не все согласны с тем, что школьникам в принципе нужен «золотой канон» литературы. Некоторые учителя считают, что главное – привить любовь к чтению, а там уж пусть читают, что захотят. Сейчас дети зачастую не видят маму и папу с книгой в руках, у них нет культуры чтения, поэтому заставить их «проглатывать» произведения из обязательного списка практически нереально, отмечает председатель «Единой независимой ассоциации педагогов» при Департаменте образования города Москвы Екатерина Морозова. «На мой взгляд, введение «золотого канона» пока преждевременно. К тому же, как объяснить ребёнку, который захочет прочитать что-то не из списка, по собственному желанию, что нужно читать только произведения из перечня?», — аргументирует она. Согласны с этой позицией и в Ассоциации учителей литературы и русского языка: член организации Анита Лаврова посетовала, что сегодня школьники не умеют читать вдумчиво.

 

«Поэтому мы в первую очередь предлагаем ввести в школах «азы чтения», чтобы дети научились понимать прочитанное», — говорит эксперт. Не совсем понятна концепция «золотого канона» и учителям. Списки обязательной и рекомендованной к прочтению литературы были всегда, они хорошо известны, и произведения, которые включались в них десятилетиями и есть классика, напомнил учитель литературы и истории лицея № 1799 Игорь Преображенский. «А помочь учащимся приобщиться к классике может и школьный театр. Погружаясь в этот мир, разыгрывая роли, ребятам уже не кажется, что проблемы литературных героев — это проблемы столетней давности», — полагает он.

Есть вопросы к составлению обязательного списка произведений и в Госдуме. По мнению зампреда комитета Госдумы по образованию и науки Бориса Чернышова (ЛДПР), нужно разобраться – хотим ли мы просто написать некий «золотой стандарт» или действительно заинтересовать школьника? «Может быть, разговоры о том, чтобы исключить какие-то произведения из школьной программы ведут правильно, ведь человека сегодня окружает огромное количество информации, дети постоянно сидят в интернете, смотрят телевизор. А количество информации, которую можно усвоить, ограничено», — напоминает депутат. Поверхностное, имитационное изучение классики совсем не лучше качественного изучения ограниченного числа произведений.

Кроме того, если выпускник решил поступать в технический вуз, то весь одиннадцатый класс он будет готовиться к сдаче ЕГЭ, а произведения XX века пройдут мимо него, считает парламентарий. К тому же, современные дети всё равно читают, только не то, что предписывает программа. Поэтому имеет смысл задуматься – не пора ли ввести в «золотой канон» произведения «новой классики»? В Молодёжном парламенте при Госдуме к этой инициативе относятся осторожно. «То, что популярно сегодня, может быть востребовано ещё 10 лет, но классика вечна, она дает ответы на главные вопросы человека», — поделилась мнением модератор дискуссии, заместитель Председателя Молодёжного парламента при Госдуме Мария Воропаева. Да и определиться с тем, кого из современных авторов включить в перечень, будет не так просто. Кто наши классики – Быков, Улицкая, Пелевин? Единого мнения на этот счёт пока нет.

От Фадеева до Есенина

Компромиссный вариант – разработка «золотого стандарта» произведений с обязательной вариативной частью, определять которую должны будут учителя. Такие предложения поступают из региональных молодёжных палат, рассказала Мария Воропаева. В Тюмени, например, выступают за то, чтобы вернуть в программу произведения «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Жарким летом» Фёдора Абрамова, «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Лето господне» Ивана Шмелёва, «Юшка» Андрея Платонова. Эксперты считают, что военные произведения из программы нельзя исключать в любом случае: память о Великой Победе с уходом ветеранов может сохранить только литература. Кроме того, вариативная часть «золотого канона» должна иметь и региональную компоненту – в той же Тюмени школьникам будет интереснее более глубоко изучать работы «земляка» Петра Ершова, а в Рязани – творчество Сергея Есенина.

Список обязательной к прочтению литературы, по мнению большинства экспертов, обеспечит ребёнку право на литературное образование, он гарантирует, что школьник как минимум ознакомится с литературными «вершинами». Этот перечень в любом случае будет субъективен. Однако если сформировать у школьников интерес к чтению классики, пусть даже и на усечённом материале «золотого канона», ко многим произведениям будут возвращаться и после школы.


Мнение

Ольга Леонтьева, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Романовская школа»:

– Я бы обязательно включила в «золотой стандарт» произведения Константина Симонова, чтобы дети понимали, что жизнь бывает сложной и требует от человека полной самоотдачи, а иногда и жертв. Чтобы было понятно — не всё происходит по мановению волшебной палочки. Включила бы Достоевского, конечно, как великого русского философа и рассказы Чехова, чтобы душа не «зарастала», чтобы не было пошлости, мещанства, как в «Ионыче».

Классические произведения надо читать всю жизнь, но первое знакомство с ними должно происходить в юношестве. При правильной подаче человек обязательно захочет их перечитать и будет возвращаться к ним вновь и вновь. А вот вводить современные произведения в список обязательной литературы я бы не торопилась.

Я сторонница того, что большое видится на расстоянии. Поэтому мне кажется, что включать стоит сочинения, написанные не позже восьмидесятых годов ХХ века. Остальное ещё требует осмысления.

Мария Михайловская

Изображение заголовка: ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН, ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА, 1827Г.

Источник: www.pnp.ru






войдите VkontakteYandex
символов осталось..


Комментарии 0

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.