Цифровизация школы преподносится как великое благо, признак высокого уровня цивилизации, но так ли это на самом деле?
Есть такой пилотный проект в столичных школах - Московская Электронная Школа - цифровые доски, дневники, планшеты, отсутствие бумажных учебников - вот это всё.
Но мало кто обращает внимание, что концептуальной основой МЭШ является не научная система, а экспериментальный форсайт-проект детство 2030.
Вот его ключевые тезисы:
- Обучение – это сфера бизнеса – продажа услуг. Человек покупает навыки, чтобы затем продавать их с прибылью. Человек рассматривается как товар – отсюда упор на таланты, которые дороже стоят и приносят большую прибыль.
- Кастовость. Изначальное неравенство — одни творцы – другие «люди одной кнопки». Отсюда – индивидуальные траектории развития и ставка на «одарённых детей».
- Фундаментальное образование остаётся только для немногих, это дорогое, «человеческое» образование. Для остальных – дешёвое, «компьютерное», дистанционное.
А теперь давайте посмотрим на высокотехнологичное светлое будущее в формате “ТОП-15-ть последствий цифрового образования”.
Но перед тем, как начать, хотелось бы поблагодарить наших зрителей за интерес к старым советским учебникам, о которых мы рассказывали в одном из прошлых выпусков.
Почти все приобретают их на нашем сайте комплектами за тот или иной класс: детям или просто в личную библиотеку, как память о советской эпохе. Поступило много заказов и от наших соотечественников из-за рубежа. Благодарим за интерес, поддержку и отзывы, всё это говорит об одном - не всё ещё потеряно.
Ну а теперь начнём.
1. Непроверенные технологии.
Электронные учебники, в отличие от учебника традиционного, не имеют никакой сертификации и утвержденных стандартов. Нет подтверждений их безопасности для здоровья детей, нет требований к их оформлению. Наушники, светящиеся экраны, сидячий образ жизни - как это вообще соотнести со здоровым образом жизни? Да никак.
Сейчас смешно читать про санитарные нормы, согласно которым в 1-4 классе ребёнок может непрерывно работать за компьютером не более 15 минут. При переходе на цифровое обучение это время, с учетом домашних заданий будет составлять 5-6 часов минимум. 2.Утрата навыков письма Сейчас многие из нас берут ручку в руки несколько раз в месяц, да и то, чтобы поставить где-бы то ни было свою витиеватую подпись.
В школе тоже письму уделяется все меньше и меньше внимания. Давно исчезла каллиграфия, потом чистописание, теперь благодаря рабочим тетрадям письмо от руки практически сведено на нет.
Очевидно, что при переходе на цифровую школу, письмо от руки будет похоронено окончательно. Чем это грозит?
Во-первых, люди начнут хуже читать. Пострадает моторика и координация. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже. В голове есть так называемый центр Брока — участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. Он активизируется только при ручном письме.
Во-вторых, люди станут хуже распознавать письменный текст. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения доплерографию сосудов мозга, делали электроэнцефалограмму. При чтении письменного текста задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.
В-третьих, прощай орфография, пунктуация и грамматика, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления.
В-четвёртых, без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение.
В-пятых, у нас будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь.
Всё это кажется мелочью, ведь в век ноутбуков принято смеяться над гусиным пером. Но оглянитесь вокруг, трезво оценив ситуацию - похоже это уже наша реальность, а не отдалённое будущее.
3.Неспособность воспринимать большие тексты.
Среднестатистический пользователь интернета прочитывает не более 20% текста, размещенного на странице, и всячески избегает больших абзацев.
Исследования движения глаз показали, что человек, постоянно подключенный к сети, текст не читает, а сканирует как робот — выхватывает отовсюду разрозненные куски данных.
В результате самыми стандартными комментариями на объёмные материалы становятся такие - «слишком много букв — не осилил», или “очень интересно, но ничего не понял”