Русские Вести

10 фактов о российском образовании


Случилось мне побывать на круглом столе с Любовью Духаниной. Любовь Духанина — президент Фонда «Национальные ресурсы образования» и председатель Российского общества «Знание». То есть человек, который знает об образовании все не понаслышке, а непосредственно по работе.

Узнал много интересного, но чтобы не перегружать вас фактами, расскажу про 10 самых интересных вещей про современное образование в России, которые я узнал от Духаниной.

  1. В России беда с ясельными группами в детском саду. Это неправильно, количество мест в них нужно, а главное можно, увеличивать. И Любовь Духанина собирается решить этот вопрос.
  2. Институт классного руководства, по сути, себя изжил. Пора вводить должность тьютора. Классные руководители не могут каждому ребенку уделить столько внимания, сколько ему нужно. А между тем задача классного руководителя быть настоящим другом, старшим товарищем и наставником. Но если в классе 30 учеников, а у учителя еще куча других уроков с другими классами, то доверительные отношения выстроить с каждым ребенком практически невозможно. Кроме того, денежная компенсация за классное руководство, следовательно и мотивация, весьма небольшая.
  3. Многим детям сейчас нравится учиться, и это они делают осознанно. Для этого совсем не нужно быть учеником престижной школы. В подростковом возрасте дети уже способны определить, какие знания они хотят получать, что им пригодится в будущем. Некоторые из них находят преподавателей по узким специализациям в вузах и просят родителей наладить с ними контакт.
  4. ЕГЭ — это большой стресс, соглашается Любовь Духанина. Причем не только для учеников, но и для учителей. Есть выход: нужно разрешить сдавать ЕГЭ досрочно, и в первую очередь речь идет о базовом уровне. То есть можно «ненужную» математику сдать в 10 классе, а в 11 сосредоточиться на профильных предметах. Я так в 10 классе географию сдавал.
  5. Еще важное про ЕГЭ. Даже вынес в отдельный пункт. Нужно разрешить пересдавать ЕГЭ 2-3 раза, предлагает Любовь Духанина. Чтобы ребенок понимал, что неуспех на ЕГЭ — это еще не конец, жизнь продолжается, у него все еще есть шансы продолжить свое обучение. Это тоже снизит стресс при сдаче экзамена.
  6. Репетиторы. Многие учителя занимаются репетиторством — это не секрет. И почти никто не платит подоходный налог с этого. Даже не потому что дорого, а потому что это сложно, забюракратизировано. Любовь Духанина предлагает ввести недорогой патент или налоговые каникулы, чтобы у учителей было время оформить свой статус. Я бы сказал так: «Не надо кошмарить учителей». Хотя я бы вообще налоги для репетиторов отменил, поскольку для многих учителей — это является способом «держаться там», то есть выживания. Особенно, когда речь заходит об учителях, которые выходят на пенсию и получают 9 000 рублей в месяц (это реальная история).
  7. Оказывается, нет нормативной базы для трудового воспитания. Сейчас учителю, по-хорошему, приходится получать разрешение от родителя на то, чтобы ребенок участвовал в общественно-полезном труде или труде по самообслуживанию. Иначе это может классифицироваться как «принуждение к труду» или того хуже «эксплуатация детского труда». В наше время такого не было) Класс мыли, как милые, стены в школе оттирали, резцами на трудах по полпальца отрезали безо всяких разрешений. В общем, нужна какая-то нормативная база. Хотя бы ввести законодательно понятие общественно-полезный труд. Надеюсь, что после этого детей не станут заставлять красить адовой краской батареи в классе, как нас лет 20 назад.
  8. Не стоит злоупотреблять подготовкой ребенка к школе, предупреждает Любовь Духанина. Конечно, хорошо, что он будет уметь читать в 1 классе, но это необязательно. А если ребенок и пишет прописью, и бегло читает, и в уме считает, то ему в школе сразу станет скучно. И желание заниматься дальше пропадет. Выход здесь есть — перевести ребенка на класс старше. Такое право есть у каждой школы.
  9. Еще оказалось, что курсы повышения квалификации для учителей стали платными. Школа, конечно, может за счет собственных средств частично их компенсировать, но это ее внутренние дела. «Что же делать учителям, учитывая что аттестацию раз в 5 лет никто не отменял?» — задал я вопрос. Оказывается, что при всех крупных вузах есть бесплатные программы для учителей. Вот это да.
  10. И самое главное! Многие современные дети гораздо умнее нас, взрослых. Особенно если их суметь увлечь и поддержать. Например, ученики школы «Наследник» (Москва) проводили мероприятие при поддержке МИФИ и Cisco. Организаторы были в легком шоке от того, что школьникам доступны настолько сложные вещи, которые доступны лишь профессиональным сисадминам. И это меня порадовало больше всего.

Вообще я рад, что заниматься образованием и учить детей становится модным. Главное, чтобы развитие было гармоничным, а система образования — грамотной и доступной для всех. Любовь Духанина показалась мне очень адекватным и умным человеком, который все эти вещи понимает. Она вполне может предложить идеи, которые пойдут на пользу нашей системе образования. Заблуждается она только в одном: в том, что называет математику царицей наук. А это не так. Любой мой бывший однокурсник скажет, что самая важная наука — это география

Источник: golubchikav.livejournal.com