Василий Прозоров, известный офицер СБУ, несколько лет работавший на российские спецслужбы, продолжает серию публикаций своего Центра расследований, названного им (по аналогии с WikiLeaks) UkrLeaks. В очередном выпуске он рассказал о преступлениях карательных батальонов «Харьков-1» и «Слобожанщина» (часть 1).
«Я продолжаю рассказывать о добровольческих подразделениях, созданных в структуре ГУ МВД Украины, и на этот раз речь пойдет о батальонах патрульной службы милиции особого назначения „Харьков-1“ и „Слобожанщина“.
Формирование подразделений началось 14 апреля 2014 года и уже через неделю основной личный состав был собран. Набирали бойцов из числа сторонников Майдана, привлекали спортсменов и любителей страйкбола в возрасте от 19 до 35 лет.
История действий харьковских добробатов не блещет победами. Зато в ней присутствует огромное количество фактов мародерства, грабежей и подобного криминального шлейфа.
Что и говорить, если 21 октября 2014 года бойцы батальона „Слобожанщина“ в открытом письме заявили о целом ряде преступлений и нарушений прав человека командирами батальона, публично обвинив их в вооруженных грабежах и наглом присваивании волонтерской помощи. Коллективное заявление о преступлениях против мирных жителей и издевательствах над подчиненными подписали около 30 милиционеров.
Напомню, что весна 2014 года в Харькове была очень жаркой. На тот момент в городе происходили массовые акции протеста местного населения, которое выступало против Майдана.
Еще 23 февраля 2014 года сторонники Майдана захватили здание областной администрации, и установили пропускной режим для сотрудников.
1 марта участники антимайдановского митинга „За Харьков“ взяли штурмом здание ОГА, прорвав оборону евромайдановцев.
Массовые митинги сторонников Майдана и Антимайдана продолжались весь март и начало апреля.
Вечером 14 марта активисты „Правого сектора“* напали на участников антимайдановского митинга на площади Свободы. В ходе преследования нападавших конфликт сместился к офису организации „Патриот Украины“, в котором забаррикадировались сторонники праворадикалов. Антимайдановцы попытались взять здание штурмом. С обеих сторон применялось огнестрельное оружие и коктейли Молотова. Со стороны Антимайдана были убиты двое активистов, ранения получили несколько человек с обеих сторон. Кстати, одним из нападавших на Антимайдановцев был выпущенный из тюрьмы Андрей Билецкий.
7 апреля 2014 года на центральной площади города опять начались столкновения между пророссийскими митингующими и представителями Евромайдана.
Кстати, бойцы харьковского подразделения „Беркут“ отказались применять силу в отношении харьковчан, занявших обладминистрацию, чем вызвали гнев и. о. министра внутренних дел Арсена Авакова.
Однако в Харьков уже перебрасывались дополнительные подразделения силовиков, в частности — полк специального назначения внутренних войск „Ягуар“ из Винницы.
Уже в мае 2014 года, в “АТО”, мне довелось общаться с офицером этого полка.
Он-то и рассказал мне, что бойцов полка, прошедших Майдан от начала и до конца, в апреле 2014 года поставили перед фактом: или тюрьма, или выполнять приказ по разгрому Харьковского Антимайдана. Как сказал мне офицер — „заставили искупить кровью“.
И вот в ночь на 8 апреля 2014 года подчиняющиеся Киеву силовики взяли штурмом здание областной госадминистрации, задержав более 60 жителей Харькова и области. Кстати, вопреки громогласным утверждениям украинских СМИ, российских граждан среди задержанных не было.
Вот в таких условиях, когда харьковские правоохранители в глазах Киева были абсолютно ненадежны, Арсен Аваков 14 апреля 2014 года принял решение о создании новых подразделений — добровольческих батальонов патрульной службы милиции особого назначения (БПСМОН) „Харьков-1“ и „Слобожанщина“.
Формирование подразделений началось 14 апреля, практически сразу после зачистки Харькова. К 20 апреля основной личный состав был набран.
Личный состав для „Харькова-1“ и „Слобожанщины“ набирали из числа сторонников Майдана, привлекали спортсменов и любителей страйкбола. Кандидаты должны были быть в возрасте от 19 до 35 лет, иметь украинское гражданство, „чистую“ биографию и оконченное высшее образование.
Начиная с мая 2014 г. боевики батальонов „Харьков-1“ и „Слобожанщина“ обеспечивали „правопорядок во время массовых сборов и митингов в Харькове“.
4 июня 2014 г. подразделение „Харьков-1“ получило приказ о передислокации в город Изюм Харьковской области с целью „усиления позиций украинских силовиков“. А 27 июля подразделения были направлены в район проведения “АТО”.
Бойцы харьковских батальонов даже „отличились“ в августе 2014. Тогда украинские силовики понесли тяжелейшее поражение под Иловайском и Киев перебрасывал на южный участок фронта все резервы, затыкая дыры. Вот и оказались подразделения в г. Волноваха. Никаких боевых действий там не было, но руководство батальонов поставило себе в заслугу „спасение Волновахи“.
Проведя в “АТО” более двух месяцев, в конце октября 2014 года батальоны вернулись в Харьков.
История действий харьковских добробатов в “АТО” не блещет победами. Зато в ней много фактов мародерства, грабежей и подобного криминального шлейфа. Что говорить, если после прибытия из “АТО”, 21 октября 2014 года боевики батальона „Слобожанщина“ в открытом письме заявили о целом ряде преступлений и нарушений прав человека командирами батальона, публично обвинив их в вооруженных грабежах и наглом присваивании и даже перепродаже волонтерской помощи, предназначенной для нужд всего батальона.
„В поселке Волноваха, помощник комбата по обеспечению Литвиненко и командир 2 роты батальона Тихоненко отжали автомобиль ВАЗ-2115 у сторожа предприятия. Они угрожали ему автоматом, а потом просто прикрепили государственные номера, вместо настоящих“, — рассказал журналистам боевик Евгений.
Бойцы рассказывали и том, что командование присваивает себе практически всю волонтерскую помощь, которая поступает в их адрес. К примеру, по словам боевика по имени Анатолий, комбат Андрей Янголенко забрал себе даже ящик с зажигалками для бойцов, которые передали волонтеры. Присваивал он себе также сигареты, продукты, технику и деньги, которые передают волонтеры от „неравнодушных жителей Харькова“.
„Нам волонтеры подарили грузовой автомобиль МАЗ, потом еще и отремонтировали его до совершенства. Но наш комбат просто сдал автомобиль на металлолом и забрал себе деньги. Плюс автобусы ‚Фольксваген транспортер‘, которые были переданы для нужд подразделения, постигла та же участь — их присвоили командиры“.
Боевики приняли решение придать гласности эту информацию после того, как их заявление на имя начальника милиции в Харьковской области не было рассмотрено.
„Мы написали заявление на имя начальника МВД, но нас просто игнорируют. Нас запугивают и заставляют покинуть батальон, говорят, что мы не проявили себя как патриоты Украины! Это мы не проявили? Мы мечтали о том, что милиция будет восприниматься по-другому, а тут все те же грабли“.
Коллективное заявление о преступлениях против мирных жителей и издевательства над подчиненными во время пребывания на Донбассе подписали около 30 милиционеров из батальона „Слобожанщина“.
24 октября 2014 прокуратура Харьковской области открыла уголовное производство по ч. 2 ст. 365 УК (превышение власти или служебных полномочий работником правоохранительного органа) в отношении командира батальона, в результате которого А. Янголенко был отстранён от командования.
Потом расследование „раздвоилось“ по территориальному принципу: какие-то действия руководства батальона попадали в зону ответственности прокуратуры Донецкой области, какие-то — нужно было расследовать в Харьковской области. Дело замялось. Бойцов батальона, которые решились опубликовать открытое письмо, убрали из „Слобожанщины“. В дальнейшем на их базе было создано добровольческая рота МВД „Восточный (Схидний) корпус“, командиром которого стал Роман Ширяев!»
*Запрещенная на территории России экстремистская организация