Русские Вести

Зачем им понадобился «Атлант»?


Ракетный удар в ночь на 27 апреля по территории судостроительного завода в Николаеве уничтожил около 20 высших украинских и зарубежных офицеров, проводивших там совещание, сообщил координатор подполья в этом городе Сергей Лебедев. «Был нанесён ракетный удар по зданию адмиралтейства в Николаеве, также известном как заводоуправление Завода имени 61 коммунара. На тот момент там находились около 20 офицеров большого ранга, в том числе зарубежные. Удар был выполнен очень профессионально, летевшая за ним ракета ПВО Украины попала в пятиэтажку ровно перед этим заводоуправлением».

При всей неоднозначности первоисточника данной информации, упоминание Завода имени 61 коммунара наводит на размышления. Именно на этом николаевском судостроительном заводе до сих пор стоит недостроенный (без вооружения) советский ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант».

«Ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант» (код НАТО — англ. Slava class) — серия советских многоцелевых ракетных крейсеров с управляемым ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны, занимающих промежуточное положение между тяжёлыми атомными ракетными крейсерами типа «Киров» проекта 1144 «Орлан» и эскадренными миноносцами (эсминцами) типа «Современный» проекта 956 «Сарыч». Ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант» с мощным ракетным вооружением класса «поверхность-поверхность» стали важной частью ВМФ России после раздела флота СССР.

Основными задачами корабля, сформулированными в техническом проекте 1972 года, являлись: придание боевой устойчивости силам флота в отдалённых районах морей и океанов; уничтожение надводных кораблей противника, в том числе авианосцев.

Позднее к задачам крейсеров проекта 1164 были добавлены: нанесение ударов по крупным надводным кораблям и ударным группировкам противника, решение задач коллективной ПВО соединений и конвоев в удалённых районах морей и океанов, борьба с ПЛ, поддержка десантов и обстрел побережья, занятого противником».

В качестве корреспондента российского телевидения мне неоднократно приходилось бывать на этом корабле в 2010-х годах, когда его судьба решалась в высоких московских и киевских инстанциях. Однако вариант его передачи России не был осуществлён – стороны не сошлись в цене.

Два основных вывода после личного знакомства с этим кораблём.

1. Внутри он выглядит гораздо более прилично, чем снаружи. Хоть сейчас заходи и пользуйся. Что не удивительно, поскольку внутренние отсеки не подвергаются воздействию солнца и атмосферных осадков.

2. Крейсер практически полностью построен. Не хватает только ракетного вооружения, которое производилось в РФ и поставлено не было.

Разумеется, на состоянии корабля отразились 30 лет простоя у достроечной стенки Завода им. 61 коммунара. Однако не стоит торопиться считать это приговором. Насколько мне известно, на крейсере проводились процедуры консервации, которые обеспечивают сохранность основного оборудования даже при куда более длительных стоянках. Примеров тому хоть отбавляй.

Например, американский линейный корабль «Миссури» – ветеран Второй мировой войны, на борту которого был подписан акт о капитуляции Японии, спустя 45 лет был расконсервирован, оснащен крылатыми ракетами «Томагавк» и принял участие в нападении на Ирак. Так что 30 лет не срок для стоянки практически нового корабля.  

А теперь о событиях последнего времени.

Не далее как в прошлом месяце на борту этого крейсера побывала министр обороны Нидерландов в сопровождении министра обороны Украины.

Предпринимать такую поездку в условиях военных действий и угрозы обстрела просто в целях экскурсии никто не станет. Тем более на уровне первых лиц военных ведомств двух стран. Можно предположить, что предметом рассмотрения была возможность реанимации крейсера. Нидерланды – страна с развитой промышленностью военного кораблестроения.

Актуальность темы для Киева практически стопроцентная. Никаких иных возможностей пополнения своего флота у режима сейчас нет. Начатые строиться в Турции ракетные корветы типа «Ада» безнадёжно застряли, поскольку будут гарантированно уничтожены при первой же попытке подойти к берегам Украины.

То же самое касается и остальных проектов усиления ВМСУ западными боевыми единицами – от британских тральщиков до немецких подводных лодок.

В то же время наличный потенциал ВМС Украины ничтожен и исчерпывается несколькими старыми ракетными и патрульными катерами. А единственный фрегат «Гетман Сагайдачный» был утоплен собственным экипажем в том же Николаеве в первые дни СВО.

На таком фоне старый советский ракетный крейсер становится единственным шансом на получение ВМСУ крупной боевой единицы.

Совещание министров на борту крейсера носило предметный характер. И подтверждается это тем, что спустя месяц в заводоуправлении СРЗ им. 61 коммунара, где много лет не было никакой производственной деятельности, состоялось секретное совещание с участием англоязычных представителей.

О чем там шёл разговор, можно догадываться. Особенно если версия ракетного удара по участникам этого совещания соответствует действительности.

Однако с учётом того, что корабль полностью построен, а консервация обеспечила его сохранность, остается решить вопрос о его оснащении ракетно-артиллерийским вооружением. Очевидно, что речь не может идти об установке на корабле штатных систем оружия советской конструкции ввиду их полного отсутствия. Соответственно, на совещании могли обсуждаться варианты довооружения крейсера западными аналогами. В частности противокорабельными ракетам «Гарпун», зенитно-ракетными комплексами ближнего и дальнего радиуса действия.

В контексте постоянно анонсируемых Киевом боевых действий против Крыма такая затея отнюдь не выглядит невероятной.

Юрий Борисов

Источник: www.fondsk.ru