Русские Вести

Власти ДНР начинают масштабную реконструкцию КПП


Официальный сайт Совета министров ДНР обнародовал распоряжение президиума правительства об обустройстве пункта пограничного и таможенного контроля «Оленовка». На улучшение инфраструктурных условий объекта в 2019 году выделят почти 50 миллионов рублей. Работы в районе контрольно-пропускного пункта уже ведутся, и это только первый этап масштабной программы, реализация которой предполагает превращение линии разграничения в подобие полноценной государственной границы между Донбассом и Украиной.

О реконструкции действующих КПП в республике заговорили в конце мая. Рядом с ними, по словам министра доходов и сборов ДНР Евгения Лавренова, планировалось оборудовать дополнительные транспортные коридоры. «Новые посты будут строиться рядом с ныне действующими, потому что мы не можем в рамках Минских соглашений изменить расположение пунктов пропуска», — отметила глава ведомства.

Примерно через месяц на КПП «Оленовка» начались строительные работы. К тому моменту правительство ДНР уже создало межведомственную комиссию, которая отвечает за реконструкцию всех четырех пунктов. Их пропускную способность планируется увеличить в пять раз.

Судя по презентации проекта, «Оленовка» будет напоминать солидную таможню с новым асфальтированным покрытием, соответствующей дорожной разметкой, заборами, системой освещения и т. д. Раньше территория КПП больше походила на блокпост образца 2014 года, который оснастили несколькими будками, табличками и шлагбаумами.

На этом участке работы планируется завершить к концу августа. Минтранс уже отчитался о восстановлении дорожного полотна Н-20 Славянск-Донецк-Мариуполь в районе «Оленовки» (в общей сложности отремонтировано 4,8 тысячи квадратных метров дороги). Помимо работ по благоустройству территории, планируется обустроить медпункт и центр административных услуг.

Следом за «Оленовкой» власти ДНР возьмутся за пункты «Александровка», «Майорск» и «Октябрь». Помимо этого, правительство рассматривает возможность открытия нового КПП на линия разграничения. По словам зампреда Совета министров Владимира Пашкова, обсуждаются несколько вариантов его размещения. Чиновник, правда, не упомянул, что этот вопрос следует согласовать с украинской стороной, ведь пункт пропуска не может работать в одностороннем порядке.

Одна из причин масштабной реконструкции системы пограничного и таможенного контроля на границе с Украиной лежит на поверхности: за пять лет войны власти ДНР не удосужились привести её в надлежащее состояние. Киев в этом плане оказался более расторопным. С украинской стороны так называемые контрольные пункты въезда-выезда (КПВВ) работают намного быстрее и слаженнее. Их оборудовали как всей необходимой техникой, так и достаточным количеством персонала. Благодаря этому украинские посты люди проскакивают довольно быстро, без проволочек, а на донецких порой приходится помучиться.

«Там один человек сидит за компьютером и проверяет паспортные данные, — жалуется пенсионер Геннадий, который регулярно пересекает линию разграничения. — На украинском посту — несколько человек, и работают быстро, а на нашем — одна нерасторопная женщина. Вот и получается, что нужно отстоять огромную очередь. Неужели нельзя туда еще пару компьютеров завезти и усадить за них работников?»

То, что украинские пункты пропуска лучше донбасских, признают даже самые рьяные сторонники ДНР. Кстати, сравнение военнослужащих тоже оказывается не в пользу Донецка. Люди, пересекающие линию разграничения, давно подметили: на украинской стороне представители ВСУ всегда опрятные, вежливые и доброжелательные. К сожалению, военные Донецкой республики не всегда производят такое же впечатление.

Но принципиально важным моментом, конечно, остаются очереди. Складывается парадоксальная ситуация: каратели без лишней волокиты пропускают местных жителей через КПВВ, а местные власти уже не первый год «мурыжат» своих собственных стариков (большинство выезжающих в Украину — пенсионеры). Разумеется, это больно бьет по имиджу ДНР. Ежедневно тысячи людей пересекают линию разграничения, наблюдают за происходящим и задаются логичным вопросом: почему наши обходятся с нами хуже, чем Украина?

Нет ответа и на другой актуальный вопрос: что помешало властям ДНР за годы войны сделать элементарную вещь — расширить пропускную способность пунктов пропуска?

После смерти Александра Захарченко и проведения внеочередных выборов о плачевной ситуации на КПП начали рассказывать даже подконтрольные государству местные СМИ. То есть им разрешили затрагивать эту тему. Вероятно, для того и разрешили, чтобы осветить масштабную программу реконструкции.

Задачу разобраться, наконец, с пунктами пропуска Денис Пушилин наверняка получил из Москвы. Неслучайно эту тему «оседлал» гражданин России Владимир Пашков — бывший директор ЗАО «Внешторгсервис», которое в 2017 году взяло под внешнее управление ключевые промышленные предприятия ДНР.

Помимо чисто практической мотивации (увеличение пропускной способности КПП), проект реконструкции пропускных пунктов можно рассматривать и с другой точки зрения. Донецкая республика действительно ограждается от Украины, заменяя «самодельные» посты на полноценные таможни.

Сами пункты въезда-выезда появились в Донбассе после подписания Минских соглашений, когда Киев начал превращать линию разграничения в подобие государственной границы. В 2015 году под это решение подогнали законодательную базу — утвердили «Временный порядок контроля над перемещением лиц, транспортных средств и грузов (товаров) через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей». Сразу после катастрофы в Дебальцево заработала пропускная система в зону т.н. АТО. Кстати, четыре года назад ситуация на блокпостах была совершенно иной: машины толпились на украинской стороне, а ополченцы пропускали их без лишних проверок и досмотров.

Тотальный контроль над линией разграничения позволил Киеву организовать экономическую блокаду Донбасса. На это существовал общественный запрос.

«Эту линию мы принимаем как статус-кво, как временную линию размежевания и перестаем говорить пустые слова — „гуманизм", „там наши люди живут", „им надо помогать", „мы должны тут собирать налоги и им помогать, потому что им плохо", — говорил в 2015 году первый президент Украины Леонид Кравчук, известный умением чувствовать настроение масс. — Мы должны отрезать эту территорию на время, пока не сможем ее освободить. Граница остается священной, нашей, и будет священной. Но сегодня надо дать боевикам, которыми руководит Кремль, поуправлять „своей" территорией. Посмотрим, какие деньги там будут ходить. Мы должны прекратить с ними экономические, политические и другие отношения».

С тех пор ситуация принципиально не изменилась. «Свергать боевиков» в Донецке никто не собирается. Блокада региона оказалась бестолковой и неэффективной — по факту она лишь способствовала вхождению ДНР в рублевую зону. «Временная линия размежевания» не меняется, да и никто уже не воспринимает её как временную. Пожалуй, это тот самый случай, когда «нет ничего более постоянного, чем временное».

Вкладывать большие средства в реконструкцию действующих КПП было бы бессмысленно, если бы существовала вероятность изменения границ ДНР или окончания войны в результате выполнения Минских соглашений. Донецк на это не рассчитывает. Можно сколько угодно твердить о приверженности Минским соглашениям и даже призывать Зеленского предоставить Донбассу особый статус, но вектор реальной интеграции ДНР пока остается неизменным.

Алексей Ильяшевич

Источник: svpressa.ru