На западных границах России раскинулся уродливый и противоестественный Франкенштейн под названием Украина. В 1991 году это творение рук человеческих объявило себя независимым государством, причём государством вроде как настоящим, совсем не бутафорским и, что самое интересное, европейским.
Европа — пёстрое лоскутное одеяло, кое-как сшитое из десятков маленьких стран, — это украинское государство признала. Более того, благородные европейцы со временем даже стали намекать жителям Украины, что и они их почти что принимают за своих. Разумеется, с целым рядом оговорок, куда же без этого.
Но ведь для светлоликих вся Восточная Европа является чем-то загадочным, покрытым лёгким и романтичным флёром монументальной отсталости. Представления европейцев (и американцев) о каких-нибудь Румынии, Молдавии или Чехии сводятся к графу Дракуле и непонятным, но очень забавным славянским именам.
Справедливости ради стоит отметить, что в обозначенном регионе действительно трудно отыскать культурно-экономический бриллиант. Ни Болгария, ни Румыния, ни Польша ничем таким не славятся.
Но в 1991 году вдруг ситуация резко изменилась. На окраине Европы, где совсем недавно обитали лишь вампиры да племена валахов и славян со смешными для западноевропейского уха именами, неожиданно появилось огромное государство.
И здесь самое время поговорить о невероятных парадоксах, которые вместе со своим появлением на свет принесла Украина в европейскую историю и географию.
Территория
Ну не бывает в современной Европе таких больших государств! Земля всегда была дефицитом для жителей этой части света. Карта её перешивалась множество раз и продолжила это делать и в новейшей истории. Европейские страны либо совсем крошечные, либо просто небольшие, либо сравнительно крупные лишь относительно остальной Европы. Но даже самые большие из них недотягивают до размеров того политического образования, которое появилось в 1991 году.
Напомним, что площадь бывшей УССР составляла почти 604 тысячи квадратных километров! Благо европейская история — штука очень динамичная, и эти данные уже совершенно не актуальны.
А ведь площадь крупнейшего настоящего европейского государства, которое появилось естественным путём задолго до 90-х годов прошлого века, примерно 550 тысяч кв. км. Речь идёт о Франции в её европейских границах. Площадь Испании где-то 500 тысяч кв. км.
Можно только представить, каково же было удивление французов или испанцев, когда они неожиданно узнали, что теперь крупнейшей страной Европы является некая Украина, о которой раньше они ничего не слышали. Ведь их государства формировались столетиями, а тут вдруг такой внезапно упитанный новичок.
Есть лишь одно государство-цивилизация, для которого такие площади в географической Европе являются обыденностью и совершенно не удивляют. Это Россия. К примеру, территория Архангельской области (европейский Русский Север) почти 590 тысяч кв. км. Привет Франции! Республика Коми — 416 тысяч (здравствуй, Германия и салют Швеции!). Да и вообще в России много субъектов, которые по площади равны целым государствам. Скажем, Иркутская область со своими 775 тысячами кв. км практически повторяет по этому показателю Турцию. Про регионы, чья площадь превышает один миллион, мы скромно умолчим.
Таким образом, лишь Россия могла соткать противоестественно большое для Европы административно-территориальное образование, которое просто не могло возникнуть самостоятельно. Мы не будем повторять историю этого «творения», потому как она всем хорошо известна, но отметим, что теперь мы вынуждены этот конструкт разбирать.
Ни один локальный конфликт после Второй мировой войны не предполагал таких масштабов. Ни Вьетнам, ни Югославия, ни Ирак не обладали такой территорией и экономическим потенциалом, как бывшая УССР. Так что Россия, сотворив уникальный для Европы объект, теперь ведёт уникальную операцию (ибо таких вводных ещё не было в современной истории) по его деконструкции.
Энергетика
Некоторые военные эксперты с укоризной указывают на то, что Россия могла бы и поактивнее вести себя в вопросе демонтажа украинской энергосистемы. Мол, США во времена военных кампаний в Ираке и Югославии сделали это очень успешно и быстро. Мы же всё никак не доведём этот процесс до конца.
Но такие господа совершенно не соотносят масштабы энергосистем какого-нибудь Ирака и бывшей УССР.
Для неожиданно появившегося на краю не очень развитой Восточной Европы государства энергосистема Украины просто уникальна.
С одной стороны, наличие развитой системы угольных тепловых электростанций. И здесь нельзя забывать, что условием их появления являлся богатейший угольный бассейн русского Донбасса. Вот они, подарки вождей.
С другой стороны, полноценный комплекс каскадов ГЭС. Чего только стоит знаменитый Днепрогэс, который в своё время являлся крупнейшей гидроэлектростанцией Европы. Связано ли это с тем, что его авторами являлись русские инженеры И. Г. Александров и Б. В. Веденеев (первый — выпускник Московского инженерного училища путей сообщения, а второй — Петербургского института инженеров путей сообщения) и уроженец Костромской губернии архитектор В. А. Веснин, неизвестно. Но очевидно, что подобного рода инфраструктурный колосс не так легко отыскать на просторах восточноевропейских государств.
Впрочем, вы правы, ТЭС и ГЭС никого не удивишь. А вот целой сетью атомных электростанций могут похвастаться лишь некоторые страны.
Запорожская АЭС является крупнейшей в Европе (отметим, что станция больше не находится под украинским контролем), а ведь ещё есть Ровенская АЭС, Южно-Украинская АЭС, Хмельницкая АЭС.
Возникает закономерный вопрос: откуда в государстве, которому от роду 30 лет, столько атомных электростанций? Ведь для их постройки нужны определённые компетенции, высокая научно-техническая база, развитое машиностроение и проч. А любой молодой «демократии» такие навыки только предстоит развивать. Вновь что-то не сходится.
Так или иначе, но теперь мы вынуждены демонтировать мощную энергосистему, в состав которой входят все виды генерации. Авторами её являются наши предки, поэтому и масштаб соответствующий.
Хоть одна страна в истории вела вооружённый конфликт с государством, у которого были атомные электростанции? Существует ли вообще подобный опыт?
И вновь России приходится решать уникальную по своей сложности и отсутствию примеров задачу.
Промышленность
Новоиспечённое европейское государство оказалось удивительным образом развито индустриально. И если металлургия, химическая промышленность и даже определённые виды машиностроения особого удивления не вызывают (всё же такие предприятия есть и в Чехии, и во многих других странах), то вот наличие авиастроения и ракетостроения решительно вызывают недоумение.
Откуда на окраине Восточной Европы, в младенческом по возрасту государстве отрасли, которыми обладают всего несколько стран на планете?
Разумеется, мы с вами знаем ответ и на этот вопрос. Но от этого парадокс данной ситуации не становится менее пронзительным. Когда ещё в истории человечества рождались государства с такими исходными данными?
А когда эти уникальные технологии оказались не в тех руках, началась их поразительная распродажа и делёж. Китайцы, кажется, до сих пор судятся с «Мотор Сич» за то, что не успели до конца вытрясти из них все секреты, ибо незалэжных одёрнули американцы.
Так или иначе, но теперь мы имеем дело со страной, которая способна, хоть и с большими оговорками, производить ракетные и авиационные двигатели, ракеты, бронетехнику и прочее вооружение.
Да, многое разрушено за годы незалэжности, но всё же потенциал огромен, ведь необходимая инфраструктура в виде предприятий имеется, заинтересованный Запад тут как тут.
Так что и в данном случае мы ведём уникальную операцию. Ведь в истории локальных конфликтов ещё не было стран со столь развитым ВПК, да и промышленностью и инфраструктурой в целом.
Города
А как насчёт уровня урбанизации рождённого духом казачьей вольницы юного государства? Русский Донбасс просто соткан из городов, которые свидомые один за другим превращают в «фортеци». Но дело даже не в этом.
Бывшей УССР достались в наследство огромные города-мегаполисы: Киев с населением 2,7 млн человек, Харьков, который был некогда полуторамиллионным, Днепропетровск. Во всех этих городах есть системы метрополитенов. По три линии в Киеве и Харькове.
Легко ли брать мегаполис, в котором есть три линии метро? Стойте, поставим вопрос по-другому: а есть ли примеры подобного вообще?
Разве что взятие Берлина Красной армией. Но тут стоит сразу оговориться, что высотность германской столицы 1940-х годов была совсем иной, нежели сейчас в современных городах, включая Киев и Харьков. Да и размер штурмующих войск был соответствующий.
Таким образом, России предстоит абсолютно уникальный опыт по демонтажу восточноевропейского Франкенштейна. Никто и никогда ничего подобного не делал. Правда, и не создавал.
Сергей Газетный