Судороги децентрализации


Украинская сторона изменила содержание договорённостей, достигнутых на встрече "нормандской четвёрки" в Париже.

В информационном сообщении о результатах встречи, которые были размещены на официальном сайте президента Украины, "забыли" упомянуть оговорённые на встрече изменения в Конституцию страны, а вместо закона об особом статусе Донбасса, также прописанного в Минских соглашениях, фигурирует некий "закон о реформе местного самоуправления".

Таким неуклюжим образом администрация Владимира Зеленского попыталась скрыть реальные результаты встречи "четвёрки", во время которой новый президент Украины, пусть и сквозь зубы, но заявил о приверженности политического урегулирования конфликта в Донбассе. Однако на деле выяснилось, что в вопросе обмана своих партнёров по переговорам Зеленский ушёл даже дальше своего предшественника — и представленный на утверждение Верховной рады законопроект оказался никак не связанным с особым статусом Донбасса. В нём существующих губернаторов назвали на французский манер "префектами", области переименовали в округа — и на этом все "реформы" административного устройства закончились. Никакого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской области в новом законе не оказалось, зато была упомянута Автономная Республика Крым в качестве особой административной единицы Украины. Фактически новый закон Зеленского в своём игнорировании реалий даже переплюнул прошлый закон Порошенко, где пусть и куцый, но особый статус Донбасса всё-таки был прописан.

Ещё одним "открытием" встречи в Париже, пожалуй, стал Арсен Аваков. Начнём с того, что украинская делегация была единственной, в составе которой, кроме чиновников, ответственных за внешнюю политику, присутствовал министр внутренних дел. Формально это объяснимо: конфликт идёт на территории Украины, и вроде бы министр МВД тут не лишний. Практически же большую часть операций и контроля на линии разграничения осуществляют ВСУ и СБУ — другие украинские силовые ведомства, к которым Аваков имеет весьма отдалённое отношение. Но это не помешало Арсену Борисовичу стать буквально "пресс-секретарём" прошедшей встречи: после её завершения он не просто дал множество совершенно некорректных комментариев о якобы имевшем место поведении ряда участников российской делегации, но и выступил с обязывающими заявлениями. Например, сказав, что Украина готова "за день до выборов взять под контроль" все 408 километров границы между ДНР/ЛНР и Россией. Надо понимать, что ни к Минским соглашениям, ни к "формуле Штайнмайера" это заявление Авакова — точно так же, как и новый закон Зеленского, — никакого отношения не имеет. И, более того, прямо им противоречит.

Конечно, можно сказать, что никакого сюрприза в таком поведении нынешних украинских лидеров нет и в помине — и это будет абсолютной правдой. Ведь Аваков занимает свой пост чуть ли не с момента победы "евромайдана". Он возглавил МВД не то что до Зеленского, но даже до Порошенко, — просто-таки в стиле другого известного политика армянского происхождения, прожившего "от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича". Так что ждать от Авакова каких-то шагов, ведущих к миру, было бы вопиющей наивностью — этот человек запятнал себя кровью ещё во время вооружённого переворота в Киеве зимой 2014 года, а после этого стоял у истоков формирования почти всех карательных батальонов, действовавших в Донбассе. Для него длящийся на Украине конфликт — источник личной власти, которую он в перспективе может успешно трансформировать в ещё более значимые политические дивиденды.

Скорее всего, не станет для наших читателей неожиданностью и позиция Зеленского — мы в своих прошлых материалах неоднократно подчёркивали, что никакой внятной собственной позиции у нынешнего украинского президента нет и в помине. И что он зависит от политических групп влияния в ещё большей мере, нежели Порошенко. Как следствие, Зеленский вынужденно окрашивает свои действия в цвета существующего на Украине политического спектра, который, к сожалению, давным-давно практически полностью сузился до чёрно-красных, бандеровско-нацистских тонов. Сидя же на столь узкой "политической скамейке", никакого манёвра по вопросу Донбасса не может быть в принципе: даже придание региону особого статуса в рамках Конституции единой независимой Украины считается "капитуляцией перед Кремлём".

Ранее существовала пусть и слабая, но надежда на то, что Украину совместными усилиями принудят хотя бы формально соблюдать положения Минска. Этого не произошло.

С другой стороны, для Донбасса это неплохая новость. Любая государственность, даже частично признанная, имеет привычку год за годом развиваться и становиться лишь сильнее. Именно такой процесс сейчас идёт в Донбассе — и столь враждебные действия со стороны киевских властей его только ускорят. Если "незалежная" готова обманывать в вопросе Донбасса даже сама себя — так стоит ли ей в этом мешать?

Алексей Анпилогов

Источник: zavtra.ru