«Это было в степях Херсонщины...»,- рёк один из отрицательных героев "Неуловимых мстителей" - наверное, одного из лучших советских авантюрно-приключенческих фильмов о Гражданской войне.
Сегодня на Херсонщине опять война, но люди Херсонщины разделены не на белых и красных, как сто лет назад, а на украинцев и русских. Русские ведут войну с теми, кто вознамерился строить украинскую государственность на их костях.
Из всех занятых в 2022 году российской армией территорий Херсонская область и в плане налаживания контакта с местным населением, и в плане обустройства новой жизни - наиболее сложный регион, с наиболее выраженным среди всех прочих новых субъектов РФ проукраинским элементом.
Российская армия удерживает позиции по левому берегу Днепра, и удерживает их крепко. В администрации Херсонской области, чьи департаменты разнесены между 18-тысячным Геническом и 16-тысячным Скадовском, готовятся к сентябрьским выборам, которые должны окончательно кооптировать удерживаемую нашими войсками часть региона в политическую и правовую систему России. В отличие от Запорожской области, бывших активистов Антимайдана в формирующихся органах власти, в подаваемых партиями списках кандидатов практически нет. В здешних временных администрациях преобладают люди, находившиеся на государственной службе и при Украине, что несёт обычные в подобных условиях выигрыши и издержки. Люди, имеющие опыт административной и хозяйственной деятельности, разумеется, способны решать многие насущные вопросы быстрее “варягов”. Проблема заключается в другом - как они их решают...
Если однозначно определившиеся в выборе стороны будут поддерживать Украину или Россию независимо от персоналий в органах власти, то для колеблющихся данный вопрос играет первостепенную роль. Массовое присутствие в администрациях бывших работников госструктур Украины, представителей украинского бизнеса рождает в среде колеблющихся понятный скепсис, и побороть его можно только постоянным предъявлением видимого результата. Поглядывающий с надеждой в сторону России, но в то же время не разорвавший с Украиной связей и боящийся её житель Херсонской области должен на чреде наглядных примеров убедиться, что российская власть надёжнее, расторопнее, твёрже и последовательнее украинской. Удастся добиться этого - удастся (пусть и не сразу) вовлечь в русский мир тех, кто до сего времени тяготел к украинству. Не удастся - мы на долгое время получим территорию, где часть населения в лучшем случае относится к России потребительски, а некоторые даже склонны к вязкому и полустихийному саботажу. Российские спецслужбы достаточно эффективно выявляют откровенных врагов, однако неприятель по ту сторону Днепра способен действовать изощрённо...
Колоссальный удар по российской части Херсонщины - разрушение плотины Каховской ГЭС, вызвавшее новый поток беженцев из днепровских низовьев и поставившее крест на сложившейся в области системе хозяйства.
Херсонщина - край аграрный. Засеянные пшеницей и подсолнухами поля, коровьи выпасы, бахчи - привычные пейзажи вдоль шоссейных дорог. Но знающий глядит на них с грустью, ибо понимает, что нынешним летом херсонские аграрии, скорее всего, снимут последний свой богатый урожай.
Развитое аграрное хозяйство Херсонской области - отнюдь не заслуга независимой Украины. Местное сельскохозяйственное великолепие сделалось возможным благодаря сложной системе ирригации, питаемой из сооружённых при Советском Союзе днепровских водохранилищ. Сохранившиеся там и здесь обелиски с надписями “Слава мелиораторам!” у развилок дорог - не просто дань общепринятой в советскую эпоху этике труда. На засушливой и жаркой Херсонщине без систематического полива невозможна практически никакая сельскохозяйственная деятельность. Именно благодаря советским мелиораторам и инженерам сухие степи Причерноморья и Приазовья были превращены в плодоносящие житницы. Те поля, до которых не доходили начинающиеся от Днепра каналы, орошались грунтовыми водами скважин. Но после прорыва плотины и спуска Каховского водохранилища всей прежней системе ирригации пришёл конец. Ещё колосящиеся поля прорезают обезвоженные, пахнущие гниющей на склизском дне тиной каналы, грунтовые воды стремительно ушли вглубь, быстрое заиливание (“замыливание” на местном наречии) скважин делает невозможным качественный и регулярный полив. В Крымский канал вода продолжает подаваться через водоотвод у села Каиры (оно расположено выше бывшего водохранилища), но на оросительные каналы её уже не хватает.
Телевизионная картинка вряд ли способна передать весь масштаб постигшего Херсонщину бедствия. Скорбное чувство охватывает, когда глядишь на опорожненную, уходящую на десятки метров вглубь чашу спущенного водохранилища, на песчаную высохшую поверхность, на змеящееся по дну котловины узенькое русло вернувшегося в исторические берега Днепра, протекавшего здесь века назад не через поля и пашни, а через дикое поле. Воды в прежних объёмах нет и не будет, а без неё Херсонщину ожидает опустынивание, деградация и гибель полей, исход населения теперь уже с левого берега, запустение сёл. Украина не могла не понимать масштаба последствий, когда постоянными обстрелами плотины и подъёмом уровня воды в лежащих выше по Днепру водохранилищах провоцировала катастрофу. Её правый берег в результате кратковременного наводнения тоже понёс существенный урон, но кровожадное стремление причинить масштабный вред “зрадникам” и москалям возобладало над всем, даже над инстинктом самосохранения. Заукраинцам и “ждунам” левого берега через остающуюся на нём агентуру внушается мысль, что “русня сама себя затопила и взорвала”, и враждебный элемент, не забывая, разумеется, получать от России всевозможную помощь, на полном серьёзе действительно винит в разрушении плотины нашу страну. Степень озлобленности украинской стороны соразмерна степени её иррациональности, поэтому уповать на то, что от диверсий на Запорожской АЭС Украину остановят соображения если уж не морального, то хотя бы шкурного порядка - наивность. Хорошо, что в кругу руководства России наивность изжита.
Каховка - Новая Каховка - Геническ
Игорь Бойков
Фото: "Царьград". Пересохшее Каховское водохранилище — вид из космоса