ТАСС – Недавно Россия распространила проекты документов по гарантиям безопасности с США и НАТО. Они также включали в себя статьи, касающиеся сотрудничества альянса и Вашингтона со странами, ранее входившими в состав СССР. Обсуждались ли эти пункты с нашими партнерами по СНГ? Какова была их реакция?
Андрей Руденко – Представленные Россией проекты договоров с США и НАТО о гарантиях безопасности являются, на наш взгляд, основой как для решения актуальных вопросов стратегической стабильности, так и для рассмотрения практических шагов в сфере обеспечения безопасности не только России, но и других постсоветских государств, снятия наших реальных озабоченностей и минимизации потенциальных угроз.
С партнерами по СНГ мы традиционно поддерживаем самые тесные контакты, откровенно обмениваемся мнениями в том числе, разумеется, и по вопросам, касающимся внешнеполитической проблематики.
В ближайшее время намечается проведение целого ряда встреч и переговорных форматов с нашими друзьями по СНГ, в рамках которых представленные документы и содержащиеся в них идеи и предложения будут всесторонне обсуждаться на профессиональном, экспертном уровне. Давайте дождемся результатов этой работы.
– Запад периодически делает попытки наладить диалог белорусских властей с покинувшими страну представителями оппозиции. Президент России Владимир Владимирович Путин также высказывался в пользу такого диалога. Возможно ли, что Россия будет этому содействовать? Какие ожидания Москва связывает с предстоящей в Белоруссии конституционной реформой, в частности с проведением референдума по новому основному закону страны?
– Принципиальная позиция Россия хорошо известна. Мы последовательно выступаем против западного вмешательства во внутренние дела Белоруссии и навязывания ей некоего международного посредничества. Убеждены, что только белорусский народ и его легитимные представители, а не самозваные «лидеры демократических сил» и их западные кураторы вправе определять судьбу своей страны. Любые общественные противоречия должны решаться исключительно в рамках конституционного поля путем конструктивного общественного диалога. Убежден, что Владимир Владимирович Путин выступал в пользу именно такого диалога – с гражданами, реально заинтересованными в модернизации политического устройства и стабильном развитии своей страны, а не призывающими из-за рубежа к санкциям против ее экономики и своих соотечественников, разговаривающими исключительно на языке лозунгов и ультиматумов. Это единственно возможный путь достижения национального консенсуса в Белоруссии, столкнувшейся с беспрецедентным давлением коллективного Запада.
Для консолидации общества и удовлетворения запроса его части на модернизацию политического устройства республики Всебелорусское народное собрание в феврале 2021 года инициировало конституционную реформу. Белорусские власти сделали максимум возможного, чтобы работа над поправками в основной закон велась открыто, с широким охватом различных слоев населения, включая конструктивную оппозицию. 27 декабря 2021 года проект обновленной конституции был обнародован с тем, чтобы иметь возможность провести по нему общественные обсуждения перед вынесением на референдум в феврале 2022 года.
Надеемся, что белорусские граждане воспользуются этой возможностью для демократического волеизъявления и не поддадутся на провокационные призывы политэмигрантов бойкотировать референдум или «портить бюллетени». Россия примет любой результат референдума, признавая суверенное право народа Белоруссии самостоятельно, без давления извне, определять пути развития своей страны. Рассчитываем, что главным итогом конституционной реформы станет окончательная стабилизация внутриполитической ситуации в союзной нам республике, укрепление ее государственности и рост благосостояния братского нам народа.
– Известны неоднократные случаи задержания и осуждения на территории Белоруссии за разные правонарушения граждан России. Особый резонанс получили дела Софьи Сапеги и Егора Дудникова. Известно ли МИД России, как идет расследование в отношении этих граждан и как может решиться их судьба?
– Защита прав российских граждан за рубежом является одним из ключевых направлений работы нашей внешнеполитической службы. Российские дипмиссии по всему миру ведут постоянный мониторинг ситуации, добиваются консульских встреч с задержанными, содействуют в предоставлении правовой защиты, оказывают другую посильную помощь с учетом особенностей законодательства страны пребывания. Независимо от общественного резонанса держим на постоянном контроле дела всех россиян, оказавшихся в затруднительной жизненной ситуации, в том числе в Белоруссии, в частности С.А.Сапеги и Е.А.Дудникова.
На данный момент нам известно, что в отношении Сапеги 17 декабря Следственным комитетом Белоруссии закончено проведение предварительного расследования ее уголовного дела. Помимо ранее предъявленного обвинения в разжигании социальной вражды, ей инкриминируются деяния по ряду и других статей Уголовного кодекса Белоруссии. Все материалы переданы в органы прокуратуры для проверки и дальнейшего направления в суд.
Посольство России в Минске с момента задержания Сапеги оказывает ей необходимое содействие в рамках Консульского устава Российской Федерации, находится на связи с ее родственниками и адвокатами. В ходе ее девятого посещения 14 декабря консульскими сотрудниками россиянка подтвердила, что по-прежнему находится под домашним арестом. Жалоб на здоровье и условия содержания не высказывала. О дальнейшей линии защиты ее прав можно будет говорить лишь после вынесения приговора суда.
Что касается Дудникова, то роспосольство также внимательно следило за его судьбой, провело с ним несколько консульских встреч, оказало содействие в получении его адвокатами финансирования по линии Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.
В связи с тем, что рассмотрение дела Дудникова проходило в закрытом формате, российские консульские сотрудники не могли присутствовать на судебных заседаниях. Несмотря на вынесение приговора, наша дипмиссия продолжит работу по защите прав этого соотечественника в тесном контакте с его родственниками и адвокатами. В ближайшее время ожидается очередное консульское посещение россиянина и встреча с его адвокатами для определения дальнейших шагов.
– Президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко объявил о планах посетить Крым. Ведет ли МИД России подготовку к такой поездке?
– Действительно, президент Белоруссии в ходе заседания Высшего Госсовета Союзного государства 4 ноября объявил о своем желании посетить Республику Крым. Можем только приветствовать это намерение, как и последующие заявления ряда других представителей власти.
Кстати, российская принадлежность Крыма, по сути, признается и Договором о создании Союзного государства 1999 года, поскольку в нем четко прописано, что территорией Союзного государства является территория России и Белоруссии в том виде, в котором она закреплена в их конституциях.
В 2021 году активно развивались контакты Крыма с Белоруссией по линии общественных организаций, бизнеса, региональных властей и даже парламентариев. Был проведен ряд важных мероприятий, направленных на укрепление туристического, экономического и культурного потенциала полуострова, наращивание торговых связей. Убеждены, что дальнейшее укрепление сотрудничества Белоруссии с Крымом и Севастополем, включая установление между ними прямого авиа- и железнодорожного сообщения, будет позитивно воспринято гражданами наших стран.
Что же касается посещения полуострова президентом Лукашенко, то крымские власти неоднократно заявляли о готовности принять его «хоть сейчас».
– В феврале вы назвали первые шаги Майи Санду на посту президента Молдавии на российском направлении двоякими. Сформировалась ли за этот год более четкая оценка курса молдавского президента в отношениях с Москвой? Как бы вы могли охарактеризовать ее политику по ключевым вопросам, включая приднестровское урегулирование? Возможны ли контакты на высшем уровне в ближайшей перспективе?
– 2021 год был богат на события во внутриполитической жизни Молдавии, которые, безусловно, отразились и на российско-молдавских отношениях. В июле состоялись выборы в парламент республики, по итогам которых было сформировано новое правительство.
Мы видим стремление нового руководства Республики Молдова к активизации российско-молдавского диалога на всех уровнях. В этом плане за прошедшие месяцы результат достигнут неплохой. Так, в августе Кишинев посетил заместитель руководителя администрации президента Дмитрий Николаевич Козак. В октябре в Москву приезжали вице-премьеры Молдавии В. Кульминский и А. Спыну, в Афинах состоялась встреча председателя совета федерации Валентины Матвиенко со спикером парламента РМ Игорем Гросу.
17 ноября состоялся рабочий визит в Россию министра иностранных дел Молдавии Н. Попеску, в ходе которого подписаны совместное заявление по случаю 20-летия двустороннего Договора о дружбе и сотрудничестве 2001 года и План межмидовских консультаций на 2022-2023 годы. В настоящее время ведется работа по подготовке очередного, 17-го заседания двусторонней Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.
Наши молдавские партнеры заявляют о готовности выстраивать диалог на основе принципа прагматизма, решать в его рамках открытые вопросы двусторонних отношений. Разделяем такой настрой. Рассчитываем, что соответствующие заявления молдавской стороны будут подкрепляться практическими шагами.
Это в полной мере относится и к процессу приднестровского урегулирования. Надеемся, что в Кишиневе проявят конструктивный подход и позитивно откликнутся на недавнюю инициативу руководства Приднестровья по активизации диалога между берегами Днестра, а также приложат усилия по возобновлению переговоров в формате «5+2».
Что касается возможного визита Санду в Россию, то этот вопрос российская сторона уже неоднократно комментировала – говорить о таком визите можно будет тогда, когда для этого будет сформирована содержательная повестка дня.
– Несмотря на договоренность о разблокировании транспортных коммуникаций на Южном Кавказе остаются разногласия сторон относительно конкретных шагов в этом направлении. Баку настаивает на транспортном коридоре в Нахичевань, а Ереван выступает против его создания на своей территории. Существует ли какой-то третий взаимоприемлемый для обеих сторон вариант?
– В первую очередь хочу отметить, что разблокирование всех экономических и транспортных связей на Южном Кавказе является одним из важнейших направлений в работе по нормализации отношений Азербайджана и Армении. По сути, речь идет о возможности для обеих стран извлекать конкретную практическую выгоду от мирного сосуществования. Россия – непосредственный участник этого процесса. На саммите в Москве
11 января 2021 года лидеры России, Азербайджана и Армении договорились о создании Трехсторонней рабочей группы под совместным председательством вице-премьеров трех стран. В рамках этого механизма проделана важная подготовительная работа для восстановления как железнодорожного, так и автомобильного сообщения в регионе. В настоящее время «дошлифовывается» единый «пакет». Такой подход обеспечит устойчивость принимаемым решениям.
Необходимый импульс текущей совместной работе придали соответствующие договоренности лидеров России, Азербайджана и Армении в Сочи 26 ноября. Ориентируемся на скорейшее завершение проработки параметров совместных инфраструктурных инициатив и выход на запуск конкретных проектов.
– Недавно состоялись контакты России и США, в ходе которых обсуждалось внутриукраинское урегулирование. Вашингтон высказался в поддержку минских соглашений, Москва также выступает с аналогичной позиции. Но можно ли сказать, что у сторон общие взгляды на сами соглашения с учетом того, что российская сторона неоднократно говорила о приписывании ей обязательств по этим договоренностям, хотя она и не является стороной конфликта?
– Да, действительно, на встрече с Путиным в Женеве американский президент Джо Байден заявил о безальтернативности минских соглашений и невозможности урегулирования конфликта на Востоке Украины без предоставления Донбассу особого статуса. Это подтвердила и Виктория Нуланд во время своего визита в Москву в октябре.
В свете фактического уклонения Киева от выполнения минских соглашений это само по себе весьма важная констатация, создающая основу для взаимодействия России и США в урегулировании внутриукраинского конфликта.
Вместе с тем открытым остается вопрос, как продвигаться в направлении полного выполнения поддержанных Вашингтоном минских соглашений на фоне категорического отказа Украины от имплементации их другого краеугольного положения – поддержания прямого диалога Киева с Донецком и Луганском.
Очевидно, что попытки обойти это требование, в том числе за счет объявления России стороной конфликта, приписывания ей неких обязательств по минским договоренностям, никак ими не предусмотренных, еще больше загоняют ситуацию в тупик. Тем самым на неопределенный срок отдаляются перспективы восстановления мира и безопасности в Донбассе. Рассчитываем, что Соединенные Штаты окажут решающее влияние на подходы Киева, заставив его придерживаться минских обязательств.
– Возможно ли в нынешних условиях, с учетом активизации контактов России и США по Украине, возобновление работы в формате, аналогичном тому, который существовал при прежней администрации США (Сурков-Нуланд)?
– Этот вопрос следует адресовать, прежде всего, нашим американским партнерам. Мы, со своей стороны, готовы сотрудничать в любом формате на основе поддержанного Вашингтоном принципа безальтернативности минских соглашений и невозможности урегулировать конфликт без предоставления особого статуса Донбассу. Разумеется, при том понимании, что участие американской стороны действительно будет иметь позитивную «добавленную стоимость».
Так, ранее мы предлагали США провести в рамках «нормандского формата» встречу с участием представителей Донецка и Луганска. К сожалению, позитивного ответа не получили.
– Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, а затем представители МИД республики заявляли о готовности Турции стать посредником в урегулировании отношений России и Украины. Были ли контакты с Турцией по этому вопросу? Если да, то какого рода посредничество предлагает Анкара и в каких именно вопросах?
– Разумеется, мимо нас не прошли заявления турецких официальных лиц, в том числе президента Турецкой Республики, о готовности Анкары выступить в качестве посредника в урегулировании отношений между Россией и Украиной.
Поскольку каких-либо прямых контактов с турецкими партнерами на этот счет не было, необходимо, прежде всего, понять, о чем идет речь. В чем конкретно Анкара видит свое посредничество или содействие? Как ранее заявил министр иностранных дел Сергей Лавров, лидеры России и Турции могут обсудить инициативу Анкары при том понимании, что Россия не является стороной внутриукраинского конфликта.
В любом случае в рамках двусторонних контактов с Анкарой готовы подробно информировать ее о наших подходах, касающихся урегулирования ситуации на востоке Украины.
– В конце сентября президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев выступил с инициативой о взаимном признании паспортов вакцинации на пространстве СНГ. Есть ли препятствия для воплощения этой идеи в жизнь? Готова ли Россия уже сейчас признать сертификаты стран-соседей, в частности, если вакцинация проводилась не российскими вакцинами?
– Вопрос о взаимном признании паспортов вакцинации на пространстве СНГ в принципиальном плане каких-либо возражений не вызывает. Вместе с тем следует иметь в виду, что это комплексная проблема, которая связана и с чисто медицинскими аспектами, и с вопросами обеспечения защиты персональных данных и врачебной тайны, и с необходимостью уточнения различных правовых и технических моментов. В настоящее время на различных уровнях идет проработка всех этих деталей для определения профильными специалистами оптимальных подходов к решению проблемы признания сертификатов о вакцинации. Рассчитываем, что эта деятельность уже в обозримом будущем увенчается успехом.
Андрей Руденко