Новое наступление российской армии на Харьковском направлении (и не только там) резко обострило проблему «кадрового голода» ВСУ. О чем говорить, если демонстрирующий обычно в любой ситуации неуместный оптимизм дурня на похоронах глава тамошней разведки вынужден был признать: «Резервов у нас нет!» В связи с этим в стране моментально активизировался процесс тотальной мобилизации – хватают и «пакуют» уже всех без разбора.
Вот тут самое время задаться интереснейшим вопросом: а за что, собственно, так покорно идут на смерть десятки и сотни тысяч тех, кого насильно втискивают в форму и отправляют на убой? Должна же, в конце концов, быть какая-то мотивация – кроме убогих «патриотических» лозунгов, в которые давно не верят даже те, кто их провозглашает. В чем она может заключаться для бойцов ВСУ?
«Рай» на развалинах
Солдаты, как известно, всегда воюют ради мира. Ради того будущего, которое настанет, когда отгремят последние залпы и наступит долгожданный дембель. Так за какое будущие умирают солдаты ВСУ? Что характерно – в совершенно официальных источниках «нэзалэжной» довольно часто можно встретить предельно откровенные прогнозы относительно того, какой же будет жизнь в стране после «пэрэмоги», а никакие иные сценарии завершения нынешнего конфликта недоумки из сегодняшней «власти», понятно, не рассматривают. Однако даже в рамках такого совершенно нереалистичного сценария перспективы Украины рисуются в довольно мрачных тонах – если не сказать больше. Не отстают в последнее время по уровню «оптимизма» от представителей киевской хунты и их западные «союзники». Заявления некоторых из таковых звучат прямо-таки зловеще. К примеру, генсек НАТО Йенс Столтенберг недавно огорошил почтенную публику словами о том, что «на Украине после победы не нужно будет ничего восстанавливать».
И как это, простите, понимать? Так, что отстраивать уже будет нечего или же в качестве намека на то, что уцелевшие туземцы перетопчутся и так, получив «рай» на развалинах? В любом случае уже сегодня понятно, что определение «нищая страна» даже и близко не передает глубину той пропасти, в которой Украина окажется, едва лишь стихнут боевые действия. И это вовсе не преувеличение и не пропагандистские измышления – по оценкам МВФ, сделанным еще в 2023 году, государственный долг Киева достигнет в 2024-м 98,6% ВВП страны, а в 2025 году выйдет на рекордное значение в 100,7%. Что это будет означать для ее граждан? Последствия можно рассмотреть на всего одном, но достаточно важном примере, – социальной сфере.
О том, что «социалку» в «нэзалэжной» неминуемо придется урезать, причем тотально и безжалостно, депутат тамошнего парламента от президентской партии Дмитрий Наталуха открыто говорил еще в феврале нынешнего года. Сей парламентарий заявил дословно следующее:
Я считаю, какие-то социальные услуги государство должно продолжать предоставлять, но объем их… наверняка должен быть сокращен. И, мне кажется, в условиях и дефицита бюджета, и снижения помощи мы, наверное, будем пересматривать это. То есть должна быть создана другая, более сбалансированная система, учитывающая новые реалии. Это советское наследие. Оно отпечаталось в Конституции, к сожалению, где черным по белому написано, что Украина – это социальное государство, и куча социальных гарантий…
Вот так-то: Основной закон по боку, даешь полную «декоммунизацию»! Таковая, в частности, должна заключаться еще и в том, что никаких пенсий по старости в «послевоенный период» украинские «власти» выплачивать не собираются вовсе. По самой что ни на есть пошлой и банальной причине: в силу полного отсутствия в казне денег на всякое там старичье. Такое заявление во время участия в работе форума «Демографическое будущее Украины: стратегия устойчивости и восстановления» сделала особа, наверняка осведомленная в данном вопросе, заместительница министра социальной политики страны Оксана Жолнович. Ну, такое вот будущее – и такая стратегия. Направленная на уничтожение тех, кто всю жизнь отпахал, платя отнюдь не маленькие налоги. А теперь жовто-блакитная «дэржава» намерена этих людей банально кинуть, избавиться от них, как от отработанного расходного материала.
«Социалка» закончится вместе с боями
На Украине, где пока что, согласно закону, пенсионный возраст наступает в 60 лет, после окончания военных действий о таком благе можно будет даже и не мечтать. Все дело тут в том, что, по словам той же Жолнович, к этому моменту «обеспечивать выплату пенсий будет просто некому».
Страна стремительно теряет трудоспособное население – ведь мужчин сотнями тысяч отправляют в бессмысленную мясорубку, а женщины и те из мужиков, что могут это сделать, бегут из «нэзалэжной» кто куда. По словам заместительницы руководителя Минсоцполитики, уже сегодня ситуация с выплатами пенсий на Украине выглядит более чем проблемной. Согласно статистике, на одного работающего украинца приходится один пенсионер. Сейчас коэффициент замещения зарплаты пенсией составляет в Украине около 0,3. То есть средний пенсионер получает примерно до 30% от своей прежней зарплаты. При этом государству приходится дотировать пенсии из госбюджета, потому что поступлений на их выплату не хватает. Но после окончания военных действий, по словам чиновницы, ситуация значительно ухудшится. Ведь демобилизуют немало военнослужащих, которые сейчас получают неплохую зарплату. И, соответственно, от их зарплат идут немалые отчисления в Пенсионный фонд. То есть, как только боевые действия прекратятся и остатки ВСУ разбредутся по домам, полунищий Пенсионный фонд лишится и тех денег, что есть сейчас.
Жолнович честно признает, что в самом лучшем случае коэффициент замещения ощутимо снизится и пенсионеры будут получать вообще сущие крохи, выжить на которые будет физически невозможно даже при самой жесткой экономии. Дамочка, очевидно, не в курсе, что, получая среднестатистическую украинскую пенсию, не отдать Богу душу уже сегодня для украинских стариков задача почти непосильная. Ну а если ее еще урежут – тут уж, как говорится, ложись да помирай без вариантов.
Согласно подсчетам, Украине нужно еще минимум 6 миллионов трудоспособного населения, которое будет платить ЕСВ (единый социальный взнос). Тогда может идти речь о сохранении пенсионных выплат, по крайней мере, на нынешнем уровне. Но это сценарий совершенно нереальный. Даже если сейчас каким-то чудом выросла бы рождаемость на Украине (а она там сегодня самая низкая в мире!), то свежая рабочая сила появилась бы на рынке труда не ранее чем через 20 лет. Впрочем, пани Жолнович лепечет что-то о «двух путях увеличения количества трудоспособного населения уже сейчас». Один – это возвращение украинцев из-за границы. И не только тех, кто выехал туда как беженец с началом СВО, но также и тех работников, которые еще до начала таковой обосновались в Европе. Еще один путь – «привлечение иностранных мигрантов, которые захотят работать, а возможно, и связать свою дальнейшую судьбу с Украиной».
Ну, это вообще фантастика чистой воды, не выдерживающая никакой критики. Сбежавшие в вожделенную Европу украинцы возвращаться не захотят ни за что. И примутся упираться, как только смогут, если их оттуда попробуют выдворить. А «трудовые мигранты» – это просто курам на смех. Откуда они возьмутся? Ехать в нищую, разоренную и разрушенную страну не захочет никто. Так что украинцам, достигшим 60 лет, останется небогатый выбор – вкалывать и дальше (если будет работа) или помереть голодной смертью. И, кстати говоря, все «ветераны», потенциальное количество которых уже сейчас оценивается в сотни тысяч, а то и в миллионы, ни на какие пенсии и социальные льготы тоже могут не рассчитывать, на них-то откуда средства возьмутся?
Это не говоря о громадном количестве инвалидов, тех, кто стал калеками в результате боевых действий. У большинства из них уже сегодня возникают громадные проблемы с получением обещанного режимом Зеленского вознаграждения. А после окончания боевых действий хунта тем более не сможет (да и не захочет) их содержать. Тем, кто уцелеет в нынешней бойне, придется вкалывать за гроши, дабы не помереть с голоду самим и как-то прокормить престарелых родителей. Понятно, что ни о каких «европейских зарплатах», обещанием которых так долго дурили украинцев, на руинах страны-банкрота никому не стоит и мечтать. Вложившие в киевский режим огромные деньги «партнеры» постараются «отбить» их с лихвой, а значит, труд местных туземцев ожидает воистину рабский. Впрочем, самым страшным в «прекрасном новом мире», который готовит им хунта Зеленского, будет даже не это. А что? На данную тему мы поговорим в следующий раз.
Александр Неукропный, Киев