После предпремьерного закрытого показа фильма "Солнцепёк" в Санкт-Петербурге в прошлый четверг состоялась долгожданная премьера картины Максим Бриуса и Михаила Вассербаума. Вызывавший истерики либералов и "украинофилов" ещё на этапе подготовки и выхода трейлера фильм оправдал себя. Впервые на широком российском экране война, которую ведёт Украина против собственного народа, показана без прикрас и умолчаний.
Название фильма отсылает не к погоде, а к оружию. "Солнцепёк" – тяжёлая огнемётная система ТОС-1А. Из таких украинские ВС и "добробаты" начали обстреливать мирные города и посёлки Донбасса в 2014-м. Картина эта – как ожог. Недаром её сравнивают с фильмом "Иди и смотри" Элема Климова про жуткие преступления фашистов на советской земле. Нынешний фильм показывает преступления современных украинских фашистов, "наводящих ужас на сепаров", убивающих издали артиллерийским и миномётным огнём мирных жителей, женщин и детей.
Одно из главных достоинство фильма то, что он снят на документальной основе: среди консультантов – луганские военные и местные жители. Действия развиваются с конца апреля – начала мая до начала июля 2014 года в районе Северодонецка, Луганска, посёлка Счастье и других окрестных посёлков. Это был период перехода гражданской войны на Украине от партизанской войны к широкомасштабным боевым действиям.
Конечно, это не первый фильм про войну в Донбассе. Были в целом неплохой "Военный корреспондент" (2014), "Правда. Цель 102" (2015). Но это были "частные истории", не открывающие всего ужаса, происходившего там. Есть снятый донецкими кинематографистами фильм "Ополченочка", который у нас никак не выпустят на экраны. На Украине сняли ура-патриотические, пропагандистские поделки, такие как "Добровольцы Божьей Четы" (2015), "Киборги" (2017), "Иней" (2017). Но об этих "шедеврах" можно не говорить.
На этом фоне "Солнцепёк" достоин наименования "прорыва" в показе почти всей правды о противостоянии в Донбассе. "Почти" – потому, что охватить всю правду невозможно в одном фильме. Во всяком случае, непосредственные участники тех событий, посмотревшие картину, практически все говорят о её неожиданной для российского кинематографа правдивости, узнают многие реальные эпизоды, характеры героев, блестяще сыгранных Александром Бухаровым, Мариной Денисовой, Глебом Борисовым, Максимом Дахненко, Алексеем Кравченко, Владимиром Ильиным, Светланой и Андреем Терентьевыми.
"Мы пожалели зрителей"
Жизнь на самом деле жёстче. Мы зрителя пожалели. Чтобы было понимание, о чём я говорю, фильм – это два часа, а в Луганске в 2014 году всё это происходило каждый день,
– заявил в комментарии РИА ФАН сценарист фильма Владимир Измайлов.
Натуралистичность многих сцен побудила иностранного агента "Медузу"* презрительно именовать в заголовках фильм "Луганской резнёй бензопилой". Впрочем, с "Медузой" и их "соратниками" всё ясно. Важнее понять, какое значение имеет картина для простого российского да и украинского зрителя, не "включавшегося" доселе в происходившее совсем рядом с ними, закрывавшего на это глаза ради сохранения своей психики или идеологических "мифоустановок".
В "Солнцепёке" нет дешевого ура-патриотизма, пропаганды и штампов "голливудщины". Есть кровь, кишки, смерть, отчаяние, мужество и мерзость человеческая. Многие сцены просто потрясают: бомбардировка администрации Луганска (снята в Симферополе), измывательства укронацистов над пленными в лагере добровольцев; песня детского хора "Слышу голос из прекрасного далёка", которую прерывает удар по дому культуры из украинского "блуждающего миномёта".
Понимаю, гуманизм и всё такое, но зря всё-таки авторы фильма показали добробатовскую нежить похожей на людей. Ясно, что правдоподобия ради эти монады в самом деле обманчиво человекоподобны, но неискушённый зритель может подумать, что они люди,
– отметил военкор Евгений Поддубный, в целом положительно оценивший фильм.
Я был в Луганске, Донецке и Славянске во времена, о которых рассказывает картина. И я узнал своих друзей, товарищей, случайных знакомых в тех героях, которых изображают актёры,
– отметил журналист.
Мне как непосредственному участнику некоторых из показанных в фильме сцен смотреть было особенно тяжело. В фильме не показаны издевательские надписи на минах для миномётов "Лучшее – детям", специфический нацистский юмор "воинов света". В фильме не показано, что те самые уголовники, которые в начале фильма убивают и насилуют местных жителей, состоят в добробатах,
– пишет журналист Александр Роджерс, называя фильм "лучшим, что российское кино выдало за много лет".
Где свои, а где чужие? Как до этого дожили?
На этой войне по разные стороны встречаются и бывшие сослуживцы по Афгану, и уголовники с соседних нар. Всё, как и было в жизни. Были и такие, как озлобленный молодой русофоб Игорь из Москвы, который приехал воевать за "свободу Украины" и "мочить шахтёрскую погань". Его как "москаля" поддевает и задирает соратник по добробату "щирый хлопец-западенец". Характерно, что когда их забирают в плен луганские ополченцы, а потом командир отпускает, подлечив, на все четыре стороны ("А что с этими идиотами делать? Расстрелять их? Неправильно это"), западенец бредёт "до дому, до хаты", а "москаль" готов и дальше с автоматом воевать со своими. Впрочем, понятие "свои" здесь определяется совсем не по государственным и даже не по языковым границам.
Центральной в этом смысле является трагическая линия главного героя Влада и его бывшего боевого товарища, оказавшихся по разные стороны баррикад. Отсидеться в сторонке, убежать в Россию удавалось тогда не всем. Оружие в руки берут и хормейстер детского хора, и 17-летние ребята – с нацизмом нельзя договориться, как и с бандитами-уголовниками. Их нужно уничтожать. Но лишь в бою. Эта христианская истина, конечно, не всегда соблюдалась в той войне: кровь рождает кровь. Но то, что донбасские ополченцы в гораздо большей степени, чем их противники, сохраняли в ней человеческий облик, – это чистая правда, и она показана в фильме. Можно отметить и отличную работу операторов, и музыкальный ряд, сделанный композитором Виталием Муканяевым ("Турист", "Шугалей" и "Шугалей-2").
Да, безусловно, в картине есть неловкие места, "накладки", но эти мелочи не заслоняют главной её удачи – оголённой правды войны и моральных выводов из просмотренного. Тот же Поддубный подчеркнул, что несмотря на обилие жестоких сцен и трагичных развязок, фильм "учит порядочности и ответственности, фильм учит не предавать и защищать".
Начало правды
Фильм с почти фактологической достоверностью напоминает о таких преступлениях ВСУ, как обстрел украинскими лётчиками Луганской ОГА в июне 2014 года, преступлениях добробатов против мирных жителей, а также о крушении Ил-76 14 июня 2014 года, сбитого ополченцами. Есть в нём и другая горькая правда. Изорванный в клочья российский флаг на баррикаде у разбомбленного здания ОГА в Луганске, очевидно, символизирует порванные надежды дончан и луганчан, которые, встав в Донбассе весной 2014-го за "Русскую весну", как их собратья в Крыму, до сих пор не получили официального признания матери-России, не пускающей непризнанные республики "домой".
Фильм, однако, заканчивается на эпизоде военной помощи ополченцам профессионалов-"отпускников" из России, останавливающих украинскую танковую колонну ("теперь у вас есть бронетехника"). Некоторые зрители опознали в этих профи ЧВК "Вагнер", на что намекает и интерес их командира к потерянной хормейстером книге избранных работ композитора Вагнера. Но дело, конечно, не в конкретике. Мы знаем, что именно благодаря "северному ветру" из России ополченцам удалось позже преподать украинским агрессорам хороший урок в Изваринском и Иловайском "котлах", отбив охоту широкомасштабных действий против ДНР и ЛНР. Впрочем, позже с Севера также прозвучало и позорное "стоп" освобождению Мариуполя, которое было уже неизбежно.
Да, о многом недоговаривает "Солнцепёк". Но можно надеяться, что это только начало правды. И не только кинематографической.
Фильм для тех, кто не хотел знать
Отзывы на картину посыпались сразу. Благодарные – от луганчан, визгливые из Киева – и это понятно: фильм задел за живое. Украинские "информационные войска" уже начали атаку на фильм, призывая YouTube заблокировать его к показу. Чего видеоагрегатор, к слову, пока не сделал. Заместитель постпреда России при ОБСЕ Максим Буякевич, посмотрев "Солнцепёк", назвал его "лучшим российским фильмом наших дней".
"Такие фильмы должны быть... И очень символично, что Алексей Кравченко, будучи подростком, снялся в фильме "Иди и смотри", а в зрелом возрасте – в фильме "Солнцепёк". Фильм потрясающий, нужно смотреть и думать. На этом фоне вновь зазвучало много призывов о том, что нужно уже забрать Донбасс домой", – сказала политический обозреватель News Front Юлия Витязева изданию "Журналистская правда".
Сам же Алексей Кравченко, сыгравший в фильме роль командира ополчения Павла Грицая, пояснил "Политике Сегодня":
Я за то, чтобы не романтизировать тему войны, любое художественное произведение не передаст весь ужас и трагедию, которые приносит война. Страдает простой человек, страдает простой народ. Не важно, какой национальности и с какой стороны. И грех на тех, кто всё это затеял.
В свою очередь, подполковник запаса Народной милиции ЛНР Андрей Марочко высказался о фильме "Солнцепёк" изданию "Народные Новости":
Только те люди, которые сюда приехали и своими глазами увидели происходящее, могут хоть как-то оценивать, адекватно воспринимать всё то, что у нас происходит восьмой год. Прежде всего, фильм должны посмотреть как можно больше людей.
"Безусловно, после выхода фильма "Солнцепёк" и разоблачения режима этот самый режим будет активно сопротивляться. Хотя это больше похоже не на сопротивление, а на какой-то вялый метеоризм", - пояснил изданию "Политэксперт" бизнесмен Илья Пригожин, которого называют главным спонсором картины.
Что с того?
Особенность нашего времени в том, что люди, особенно молодые, гораздо лучше воспринимают то, что показывают им в картинках, а лучше – в форме блокбастера с горячим сюжетом. В этом смысле трудно переоценить значение кинокартины "Солнцепёк" для адекватного понимания молодёжью, что же происходило и до сих пор ещё не закончилось буквально в "соседней квартире" у России. Возможно, это как раз тот случай, когда кино может повлиять и изменить реальную жизнь.
Андрей Самохин