К минским договоренностям в Донбассе, как и прежде, относятся скептически. Многие из них продолжают страдать от жестоких обстрелов. Но даже те, кто подзабыл звуки разрывающихся снарядов, все равно понимают: в любой момент конфликт может разгореться с новой силой. Тем не менее, дальнейшее существование ДНР и ЛНР уже не стоит под вопросом. А потому, помимо проблем материального характера, пришло время всерьез задуматься о перспективах Донбасса в сфере культуры, искусства, образования.
Работа в культурной сфере велась, впрочем, и в самые горячие месяцы войны. Об этом не понаслышке знает вокалист, лауреат международных конкурсов Александр Парецкий, до недавнего времени курировавший работу Министерства культуры ДНР.
— Донецкая народная республика — государство, которое по существу является народным и социальным, — считает Александр. — Если можно так выразиться, то учредителем его создания стал народ. Во многих случаях в руководстве ведомств, органов управления становились люди без опыта руководящей работы. Так было и со мной. Но мной двигала любовь к искусству, понимание значения культуры в обществе, беспокойство о судьбе этой сферы в Донбассе. Преимущество Министерства культуры Донецкой народной республики перед украинским ведомством в том, что любой житель может обратиться к нам и получить ответ. Я в своей работе пытался уделить внимание всем, кому может быть полезно наше ведомство. Когда у министра есть связь с рядовыми работниками культуры, он знает, чем они живут, какие у них достижения и успехи и с какими трудностями они сталкиваются в работе.
«СП»: — В социальной политике ДНР сегодня первоочередная задача — это восстановление жилых домов и инфраструктуры. Есть ли какие-то первоочередные задачи у Министерства культуры?
— Когда в декабре 2014 года я был назначен исполняющим обязанности, главная задача была — сохранить сеть учреждений культуры в республике и восстановить их функционирование. На тот момент Украина уже полгода не выплачивала заработную плату работникам бюджетной сферы, жители Донбасса были в растерянности. Никто не думал, что власти страны, гражданами которой мы являлись, направят на наши дома тяжелую артиллерию. На сегодняшний день в республике функционируют почти все учреждения культуры и искусства. Исключение составляют те, которые были разрушены до основания. Ущерб сфере культуры нанесен колоссальный! Самая сильная наша боль — Донецкий краеведческий музей и мемориальный комплекс «Саур-Могила», являющийся отделом музея. Складывается впечатление, что украинские формирования намеренно уничтожают объекты истории и культурного наследия Донбасса. На сегодняшний день зарплаты работников культуры выплачиваются в полном объеме и в срок, с ноября заявлено повышение окладов на 15%, коллективы ведут активную творческую деятельность, успешно состоялись гастроли четырех наших театров в России, регулярно приезжают выдающиеся творческие коллективы из России к нам… Но открытым остается вопрос восстановления пострадавших объектов культуры.
«СП»: — На Украине наверняка думают, что в сфере культуры ДНР идет беспощадная борьба с украинским языком…
- Зачем с ним бороться, если его здесь почти нет? До сих пор не было никаких циркуляров, как-то ограничивающих украинский язык в республике. Другая ситуация на Украине: украинский язык искусственно навязывается, а русский подавляется. Считаю, что это нездоровая ситуация. Должна быть естественность и природность в выборе языка. 95% жителей Донбасса говорят и думают по-русски, но изучение украинского доминировало в школьной программе. Почему? Что касается украинской культуры, то есть великолепные образцы украинской музыки, литературы, живописи — это то, что достойно внимания. Но навязываемое насильно всегда вызывает отторжение.
«СП»: — Многие представители творческой и научной интеллигенции Донбасса уехали после начала война. Сейчас они возвращаются? Или их места занимают новые люди?
— В разных учреждениях и коллективах кадровые потери составляли от 10 до 40%. С одной стороны — учреждения потеряли высококвалифицированных специалистов, но с другой — освобождение рабочих мест позволило обновить кадры и оживить составы. К сожалению, уехавшие в Россию артисты и представители творческих профессий нашли хорошие места в коллективах. Я говорю «к сожалению», потому что многие из них уже не планируют возвращаться домой. Уехавшие на Украину возвращаются, потому что украинские власти не могут им обеспечить достойные условия нахождения вне дома. Безусловно, есть дончане, нашедшие место под украинским солнцем, но их мало. Остальные находятся в сложных условиях, поэтому вынуждены возвращаться домой, даже если их жилье пострадало. В связи с возвращением людей после многомесячного отсутствия частыми стали ситуации, когда оказывается, что их рабочие места заняты. Все наши учреждения весной этого года прошли юридическую регистрацию как вновь созданные, таким образом они не являются правопреемниками украинских «собратьев». Отсутствующие работники теряют свои рабочие места.
«СП»: — Можете рассказать, какие объекты культурного достояния пострадали за время войны?
- Я уже говорил о том, что катастрофические разрушения получила «Саур-Могила», легендарная высота Донбасса. На сегодняшний день есть проект восстановления мемориала с созданием музейного комплекса, который объединит память о двух войнах: Великой Отечественной войне и войне современной. Ущерб нанесен Донецкому краеведческому музею. Уходя, украинские формирования сожгли центр культуры и досуга Дебальцево, в котором располагался городской литературно-исторический музей. За время боевых действий пострадали многие памятники на местах захоронений воинов Великой Отечественной войны.
«СП»: — Расскажите о сотрудничестве с РФ. В каких аспектах оно чаще всего проявляется?
— Значение помощи России в социокультурном аспекте переоценить сложно. Именно благодаря поддержке российских коллег нам удалось реализовать проекты, о которых раньше мы могли только мечтать. Возможно, активная деятельность является мотивирующим фактором для возвращения наших коллег домой. Гастроли наших театров не могли бы осуществиться без помощи принимающей стороны. В апреле этого года наши учреждения получили 123 тонны строительных материалов для проведения ремонтно-восстановительных работ. Выпускники Донецкой государственной музыкальной академии им. С. С. Прокофьева получили дипломы престижных российских вузов. На территории ДНР представителями России ведется активная гастрольно-выставочная деятельность. Эти и многие другие факты подтверждают, что Россия всячески проявляет заботу о жителях Донбасса.
«СП»: — В самые горячие дни войны в Донецке продолжали работать театры. Что заставляло артистов выходить на сцену, а зрителей — приходить на спектакли?
- Я думаю, что героизм наших работников культуры обязательно будет по достоинству оценен. Действительно, осенью 2014 года наши театры и концертные организации, такие, как филармония и ансамбль «Донбасс», открывали очередной сезон под пушечные залпы. Руководители принимали решения об открытии театрального и концертного сезонов, беря на себя огромную ответственность за жизнь и здоровье артистов и зрителей. Например, у генерального директора «Донбасс Оперы» Василия Рябенького не выдержало сердце — он умер на 55-м году жизни. Но творческие коллективы, вспоминая как концертные бригады работали на передовой для фронтовиков в сороковых, сообща принимали решение открывать двери и выходить на сцену. Нужно отметить, что тогда, осенью 2014 года, наши артисты уже не получали заработную плату от Украины, но ещё не получали от республики. Ситуация была крайне сложная. Наши артисты проявили стойкость, выдержку, а главное — преданность зрителю и профессии. Высокая посещаемость театрально-концертных организаций за последний год доказывает, что год назад было принято правильное решение. Аншлаги в наших театрах не исключение, а правило. Я не могу равнодушно наблюдать, как ликует детвора во время представлений в Донецком цирке «Космос». Артисты, приезжающие в Донецк, только здесь могут ощутить настоящую силу благодарной публики. Люди не хотят войны, они требуют взаимопонимания и согласия, благополучия и мира. В филармонию, театр или цирк зрители приходят за позитивными эмоциями. Искусство одухотворяет человека, позволяет отвлечься от мирской суеты и забот.
Молодой по историческим меркам Донецк в советское время превратился в промышленный, научный и спортивный центр Украины. В годы независимости статус города по-прежнему не ставили под сомнение. Вот только в одном культурном измерении происходили (и продолжают происходить) тревожные процессы: литераторы Донбасса нередко оседают в других городах Украины. Так было во времена Василия Стуса и Владимира Сосюры. Самый популярный современный украинский поэт Сергей Жадан родом из Луганской области, но живет в Харькове. Что-то явно помешало Донбассу стать литературным центром государства.
Известный донецкий фантаст, автор двух десятков книг и доцент Донецкого национального технического университета Владислав Русанов соглашается с этим утверждением лишь частично.
— Если Донецк не стал центром литературной жизни бывшей Украины, то не из-за низкого потенциала, — уверяет писатель. — Не потому, что у нас меньше писателей или их уровень намного ниже Киева, Харькова или того же Львова. Просто местные меценаты традиционно вкладывали деньги в спорт, а не в литературу или изобразительное искусство. Ну, разве что балет баловали… Наука и промышленность нам достались с советских времён, и потенциал их был такой, что четверть века издевательств со стороны центральной киевской власти не сумели разрушить существующие школы до основания, хотя и очень старались.
Литература же донецкая искусственно замалчивалась, принижалась. Киевский писатель, сделавший за свой счёт книжку рассказов тиражом в 100 экземпляров, имел больше шансов получить известность, чем донецкий романист, издавшийся в Москве в крупнейшем издательстве с тиражом 20−30 тысяч экземпляров. Вот и уезжали молодые и амбициозные, типа Жадана, в Киев или Харьков — проводить презентации, участвовать в перформансах или выступать по телевидению. В Донецке и Луганске всего этого не было, не говоря уже о райцентрах.
Будете смеяться, в 2005—2010 мою фамилию знали на книжных рынках Киева, хотя и не узнавали в лицо. А в Донецке знали как завсегдатая книжного рынка, но очень редко ассоциировали с фамилией автора десятка продававшихся здесь же книг.
Со вступлением в Национальный союз писателей Украины тоже было неоднозначно. На областном уровне авторов принимали, но «киевляне» очень редко утверждали русскоязычных писателей, издававшихся в России, придумывая для отказа самые разнообразные поводы и причины.
Таким образом литературное сообщество Донецка (Луганска) искусственно размывалось и обеднялось. Кто пойдёт в поэты, если в футболисты почётнее? А упрямые уезжали.
«СП»: — Есть такое выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат». В Донбассе за полтора года войны музы молчали? Или война дала толчок к развитию культуры?
- Вообще-то, вся история человеческой цивилизации показывает ошибочность этого афоризма. Уж не знаю, кто и с какой целью его придумал. Любая война вызывает эмоциональный накал и обнажает нерв, а тем самым пробуждает к жизни целые пласты литературы. Разве мало произведений, созданных в годы Гражданской или Великой Отечественной войн, вошли в копилку классики — как русской, так и мировой?
Поэтому и война в Донбассе не стала исключением. Сейчас здесь создаются литературные произведения, не уступающие по страстям, да и по литературному уровню, гражданской лирике 1941 — 1945 годов. Пока что речь идёт о стихах и короткой прозе. Но придёт время, я уверен, и для романов и даже эпопей. Просто хорошая проза «большого формата» быстро не пишется.
«СП»: — В декабре 2014 года вы давали интервью, где высказались о целях и задачах Союза писателей ДНР. Что-нибудь из задуманного уже осуществилось?
— Цели и задачи Союза писателей ДНР не предполагают исполнения за полгода или год. Это многолетняя перспектива. Их выполнение, скорее, путь, нежели конечная станция. Но мы движемся по нему. На каких-то «перегонах» со скрипом, тяжело, на каких-то — весело и с азартом. Постепенно получается объединить вокруг себя творческих людей ДНР, налаживаются контакты с СП ЛНР и СП России. Нас знают в достаточно широких кругах, как внутри республики, так и за её пределами. Благодаря помощи и поддержке фонда «Русский мир» удалось издать сборник гражданской лирики ДНР и ЛНР, который я бы назвал программным для 2014- 2015 годов. Эта подборка удостоена специального приза «Книга года» в России. Мы провели фестиваль музыки и поэзии «Большой Донбасс». Продолжаем работать, что называется, и для пионеров, и для пенсионеров. Произведения наших писателей публикуют в России, поскольку в республиках возможности сейчас весьма ограничены по объективным причинам.
«СП»: — Как преподаватель вуза, расскажите, много ли ваших коллег уехали на Украину? И удалось ли найти им замену?
— Определённый процент преподавателей, конечно, вуз покинул. По разным причинам. Кто-то по идейным соображениям, у некоторых (особенно у пожилых людей) просто не выдерживали нервы. Жизнь в городе, который ежедневно обстреливают, то ещё удовольствие. Но наш университет «затянул раны». Количество студентов ведь тоже сократилось. И тоже по разным причинам, далеко не всегда политическим. Таким образом, пропорция студент/преподаватель если и изменилась, то на проценты, а не в разы. В ряде случаев пришлось приглашать производственников, имеющих некоторый опыт преподавательской работы. Где-то оставили талантливую молодёжь последних лет выпусков.
«СП»: — Глядя на сегодняшних студентов, какой вы видите будущую интеллигенцию республики?
— Не люблю слова «интеллигенция». От него веет чем-то диссидентским, вечно недовольным и инфантильным. А вот молодёжь у нас хорошая. В большинстве случаев, они сделали осознанный выбор, оставшись в ДНР/ЛНР. Они — патриоты, они крепкие и надёжные. Они хотят работать в Донбассе и целеустремлённо получают для этого знания. Конечно, может так статься, что работать им будет негде. Это перспектива печальная. Но я верю, что всё сложится хорошо. Возможно, в нашей республике не будет такой потребности в менеджерах и финансистах, но уж в горных инженерах, металлургах, машиностроителях, айтишниках точно будет.
Алексей Ильяшевич