Поправки в Конституцию Украины, поддержанные помощником госсекретаря США Викторией Нуланд, направлены на то, чтобы продемонстрировать стремление киевских властей выполнять Минские соглашения, одновременно обвинив Москву в их саботировании, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Накануне Верховная рада направила проект изменений в конституцию по децентрализации власти на экспертизу в Конституционный суд (КС) страны. Проект на рассмотрение Рады внес президент Украины Петр Порошенко еще в начале июля, но за день до голосования в него была внесена правка. В изначальном законопроекте в его переходных положения содержалась норма, предусматривающая, что особый порядок управления в отдельных районах Луганской и Донецкой областей (особый статус, предусмотренный Минскими соглашениями) будет определяться отдельным законом. В новой редакции это положение было перенесено в сам текст будущей новой конституции, но также в его переходные положения.
В ЛНР и ДНР заявили, что внесенные Порошенко изменения в проект поправок к конституции не имеют отношения к минскому мирному процессу и не снимают разночтений между Киевом и Донбассом в вопросе конституционной реформы. Однако Нуланд, которая находилась в Раде во время рассмотрения законопроекта, после заседания парламента заявила, что внесенные Киевом поправки позволяют говорить о том, что власти Украины выполнили свои обязательства по минским соглашениям.
Член Общественной палаты РФ Георгий Федоров убежден, что внесение поправок в Конституцию Украины — шаг Порошенко, рассчитанный в большей степени на пропагандистский эффект, нежели на реальные последствия.
"Большинство людей не читали Минских соглашений — соответственно, со стороны Порошенко это было пропагандистским шагом, призванным показать, что с его стороны якобы было сделано все возможное. Это старая история и известная хитрость", — заявил Федоров.
Такой же точки зрения придерживается заместитель директора Института СНГ Владимир Жарихин.
"По сути, она (Нуланд) публично признала весь смысл этой операции. Явно… чем дальше, тем труднее становилось совершенно голословно обвинять Россию в невыполнении минских соглашений, когда при этом Киев нарушал все подряд положения этого соглашения. Поэтому нужно было продемонстрировать, что Киев настроен выполнять эти соглашения", — заявил он.
Для этого, поясняет эксперт, было найдено "место, где можно создать двусмысленность — вроде бы и выполнили, а вроде бы и нет". Таким местом, по его словам, и оказались изменения в конституцию. Но даже внося эти изменения, Киев нарушает как минимум два положения комплекса мер, отмечает эксперт.
"Во-первых, они не проконсультировались с представителями Донецкой и Луганской республик, что прямо прописано (в комплексе мер по выполнению Минских соглашений). Во-вторых, не выполняет те ссылки, которые там прописаны. По основному закону Украины изменения в конституцию можно вносить, если за это проголосует Верховная Рада на двух сессиях более 300 голосами. В этом году осталась одна сессия, а в Минске-2 записано, что изменения должны быть внесены в 2015 году", — пояснил Жарихин.
"Это явно демонстративное действие, чтобы Нуланд могла сказать то, что она сказала. И теперь будет говорить, несмотря на очевидное, несмотря на то, что никакого выполнения минских соглашений этим действием не производится", — добавил он.
Оценивая возможные цели подобных "демонстративных действий", Жарихин заявил, что "Киев категорически не хочет в реальности включать Донецкую и Луганскую республики в рамках минских соглашений в политическое и экономическое пространство Украины".
"Поэтому будут делать все, чтобы их не включить, но при этом свалить невыполнение минских соглашений на Россию. Тогда будут такие демонстративные акции, как мы только что видели", — пояснил он.
В свою очередь Федоров отметил, что визит Нуланд в очередной раз демонстрирует, что "фактически в Украине происходит внешнее управление".
"Любой шаг, который делает Порошенко, согласовывается непосредственно со специалистами из США. СБУ и ВСУ также находятся под контролем, и даже Яценюк работает с американскими экономическими советниками. Поэтому здесь можно говорить о внешнем управлении", — заключил собеседник агентства.
Реформа конституции Украины в части децентрализации предусмотрена минскими соглашениями от 12 февраля. Поправки должны учитывать особенности "отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованные с представителями этих районов". Власти ДНР и ЛНР неоднократно направляли свои предложения по реформе, но не получали ответа.