Русские Вести

Нормандский формат» и донбасский конфликт


Добивавшийся этой встречи Зеленский сможет представить народу Украины ещё одно доказательство своего миротворчества и подчеркнуть, что с Порошенко разговаривать не хотели, а с ним, после полугода уговоров всё же согласились.

Меркель перед уходом на политическую пенсию сможет подтвердить, что все её инициативы (от «Северного потока — 2» до Минских соглашений) работают. А значит, она была права.

Выступающий хозяином встречи Макрон подчеркнёт свою заявку на европейское лидерство после Меркель. Полная аналогия с передачей эстафетной палочки. Или ещё лучше — набирающий силу Макрон клянётся на политической могиле Меркель продолжить её славные начинания.

Россия также формально добилась полного успеха. Прошёл очередной обмен (хоть и не всех на всех). Состоялось разведение войск в Станице Луганской, Золотом и Петровском, согласован заключительный документ встречи. Все предварительные условия Москвы выполнены.

Казалось бы, при такой благостности встречу должен ждать оглушительный успех. Но как российские, так и украинские политики и эксперты дружным хором заявляют о глубоко скептическом отношении к перспективам переговоров, отмечая полное несовпадение позиций и интересов сторон.

Франция и Германия желают, чтобы конфликт в Донбассе как-нибудь закончился, но при этом Россия не выиграла, а Украина не проиграла. Интересами ДНР/ЛНР они готовы пожертвовать, но при этом не хотели бы серьёзных эксцессов с массовыми этническими чистками и ущемлением гражданских прав миллионов. В отличие от Киева в Париже и Берлине понимают, что подобного рода действия дадут России безупречный повод для вмешательства, а когда и как она им воспользуется останется только гадать. Кремль уже полтора десятилетия удивляет «западных партнёров» непредсказуемой эффективностью своих внешнеполитических акций.

Украине нужна пиар-победа. На реинтеграцию Донбасса они не рассчитывают в принципе. Украинским олигархам хватает своих радикалов (которых они сами же вооружили для борьбы с Донбассом в 2014 году). Они с ужасом думают, во что превратятся остатки их власти, если в состав Украины войдут ещё и ДНР/ЛНР, со своими структурами управления, а также переименованными в «народную милицию» или во что-нибудь ещё корпусами, которые по численному составу, вооружённости и обученности далеко превосходят национал-радикальные формирования и частные армии украинских олигархов вместе взятые, не испытывают к ним добрых чувств и по своим боевым возможностям сопоставимы с вооружёнными силами Украины. Нынешним держателям силового ресурса (включая уже именуемого неофициальным диктатором Украины Авакова) пришлось бы серьёзно потесниться, а националисты не могли бы безнаказанно проводить акции по давлению на власть. Ведь если можно привести на Банковую полк национальной гвардии Украины «Азов», то можно привести туда же и любую из бригад армий ДНР/ЛНР (у которых в случае реинтеграции Донбасса был бы сопоставимый статус, а техники, вооружения и боевого опыта на порядок больше).

Фактически для официального Киева реинтегрировать Донбасс — значит перенести гражданскую войну с Юго-Востока Украины в столицу. Поэтому украинские власти стремятся к громким заявлениям, далекоидущим инициативам, но делают всё возможное для того, чтобы условия для реинтеграции Донбасса никогда не сложились.

В Москве желают прекращения войны и начала мирного процесса, которым, по ходу дела можно будет управлять, создавая из Донбасса де-юре украинский автономный, а де-факто независимый регион, с конституционными правами, достаточными для того, чтобы через пару лет провести референдум и официально покинуть Украину, так, чтобы «друзья и партнёры», принявшие на себя миссию представлять «всё мировое сообщество» и пикнуть не посмели о нелегитимности этого акта.

Более того, Россия не против распространить конституционный опыт Донбасса на остальные украинские регионы (чтобы Харьков, Львов, Днепропетровск и Одесса) были бы столь же автономны от Киева, как Донецк и Луганск. Тогда центральная власть окончательно потеряет свою ценность для украинского олигархата и дело придётся иметь со слабым Киевом, противостоящим сильным регионам, которые, к тому же имеют диаметрально противоположные интересы. В таком варианте боснизация Украины становится не самым радикальным выходом из ситуации.

Но это уже программа-максимум. По минимуму же России надо обеспечить Донбасс международно признанным статусом, без фактических посягательств Киева на его независимость.

При этом все всё обо всех знают. Планы эти никогда и не публиковались в виде официальных документов и не обсуждались за столом переговоров, но, в принципе, давно просчитаны всеми участниками нормандского формата. Его стагнация на протяжении последних трёх с половиной лет, как раз и была вызвана тем, что прекрасно зная планы и имея возможность просчитывать ходы друг друга Париж, Берлин и Москва не видели нужды встречаться непосредственно за шахматной доской, играя партию «по переписке». Ну а пиар-потуги Украины никого не интересовали.

Что сейчас изменилось? Ничего. Поэтому встречу и согласовывали долго и нудно, принуждая Зеленского выполнить предварительные условия. Теперь, когда эти условия выполнены, все подстраховались от украинского «пиара». Если Зеленский, как анонсировал он сам и его МИД, приедет и начнёт требовать пересмотреть Минские соглашения, включить в повестку переговоров в "нормандском формате" Крым и даже вопрос о транзите газа, то Путин грустно посмотрит на Макрона и Меркель и поинтересуется, значит ли это, что украинская сторона настолько не уважает своих западных покровителей, что парафирует один текст заключительного документа саммита, а приезжает совсем с другими предложениями. На что также подложившие соломки на место падения Париж и Берлин ответят, что они же обеспечили выполнение всех российских предварительных условий, а контролировать украинцев прямо за столом переговоров невозможно (протокол не предоставляет возможности пороть их и ставить в угол непосредственно во время встречи). Все грустно разведут руками и разъедутся по домам, а Зеленский помчится в Киев докладывать о невиданном прорыве.

Если, паче чаяния, Зеленский не станет выкобениваться, а мирно приедет, спокойно посидит за столом, покивает, а затем подпишет согласованный текст, то в награду Путин, возможно, даже проведёт с ним личную встречу, а затем будет совместный подход к прессе, в ходе которого стороны заявят о невиданном прорыве и оптимистичном взгляде в будущее. После этого национал-радикалы устроят в Киеве Зеленскому «тёплую встречу», с обвинениями в капитуляции. Зеленский, как обычно, заявит, что он ни при чём, Минские соглашения подписал Порошенко, выполнять никто ничего не собирается и нечего, мол, бояться. После чего всё перейдёт в сферу долгой и нудной борьбы за внесение/невнесение законопроекта об особом статусе Донбасса, закона об амнистии и т.д. Если же удастся что-то внести, то начнётся борьба в комитетах и в зале за конкретные формулировки, извращающие смысл принимаемых законов. А ещё необходимо будет всё это удовольствие согласовать с ДНР/ЛНР, которые тоже не рвутся в состав Украины (даже формально).

Всего этого удовольствия хватит минимум на полгода, в течение которых рейтинг Зеленского и его политической силы будет падать («земельная реформа», проблемы транзита, рост тарифов и т.д. явно не будут способствовать восстановлению популярности президента). Параллельно с падением популярности будет расти страх Зеленского перед радикалами (уже сейчас немалый). В конечном итоге даже те косметические шаги, на которые украинская власть готова сейчас ради пиара, будут дезавуированы и всё вернётся на круги своя.

Так что, пока есть такая возможность, выжимать необходимо по максимуму. Хотя бы всех политических заключённых освободить и вывезти с Украины — и то польза будет от "нормандского формата".

Ростислав Ищенко

Источник: ukraina.ru