Табачок врозь
Год назад непризнанные республики Донбасса возвели там, где ранее была условная граница, вполне реальную преграду, преодолеть которую без каких-то особых разрешений невозможно и сегодня. Тысячи людей, ежедневно курсировавших между Луганском и Донецком, оказались в незавидном положении – теперь, чтобы попасть в соседнюю республику, необходимо ехать через Россию.
Путь в несколько часов теперь растянулся на целый день. Причём основанием для въезда в ЛНР или ДНР может служить либо регистрация на территории, либо наличие близких родственников. Многие из-за этих ограничений потеряли бизнес. Кто-то вынужден тратить тысячи рублей и дни пути, чтобы навестить близких.
Официально причиной столь жёстких ограничений стала разница в подходе к борьбе с пандемией коронавируса. А конкретно к пересечению границы с Украиной. Если в ЛНР при наличии регистрации в республике и пройденного теста пересечь линию разграничения может любой желающий, то в ДНР для этого нужно специальное разрешение.
В ЛНР на Украину и обратно ездят тысячи людей. В ДНР – десятки или сотни. Впрочем, борьба с пандемией и разное отношение к поездкам на территорию военного противника, как повод для возведения непреодолимого барьера, выглядят не слишком убедительно.
Дальние родственники?
Блокпосты, таможня, паспортный контроль, досмотры и даже пошлины появились между ЛНР и ДНР ещё в 2015 году.
На тот момент данная мера имела смысл – недавно закончилась фаза активных боевых действий, ситуация в республиках была сложная. Меры контроля, направленные на борьбу с украинскими ДРГ, потоками контрабанды, незаконным оборотом оружия были важны. Однако дело отнюдь не ограничивалось границей или таможенными пошлинами. (По версии правительства ЛНР – заградительными. Якобы необходимыми для защиты интересов местных производителей).
При внешне одинаковой архитектуре, общем враге и сходных условиях, уже в 2016 –2017 годах стало заметно, что республики развиваются не в унисон. И со временем всё более рассинхронизируются.
В особенности это заметно в сфере нормативно-правовой базы – в Донецке и Луганске фактически живут по разным правилам, законам и кодексам.
Например, в ЛНР давно уже существует собственный административный кодекс. А в ДНР до 2020 года пользовались украинским админкодексом. Да и ныне существующий документ явно требует доработки.
К сожалению, отличия можно найти в самых неожиданных сферах жизнедеятельности республик, что особенно ярко проявилось в мерах борьбы с пандемией COVID-19. Даже коммунальные тарифы в ЛДНР разные, хотя тот же газ обе республики получают из России.
Понятно, что слишком разойтись в разные стороны Донецку и Луганску не дали бы ни обстоятельства, ни контролирующие структуры. Однако же стремление к тому, чтобы жить врозь, очевидно.
В основном взаимодействие между республиками ограничивается культурно-массовыми мероприятиями и мертворождёнными меморандумами о намерениях. Такое впечатление, что коронавирус стал удобным поводом для того, чтобы реализовать, наконец, давнюю мечту о луганской «самостийности».
Чудеса ментальности
В какой-то мере опасения Луганска быть поглощённым Донецком понятны.
Во всех отношениях удельный политический, медийный и экономический вес ДНР больше, чем ЛНР. Поэтому неудивительно, если донецкие элиты попытаются подчинить себе луганские. Причём отнюдь не факт, что это слияние будет во благо: донецкие околовластные круги менее консолидированы, чем луганские. И внутривидовая борьба за власть в ДНР явно ослабляет республику и может негативно повлиять и на ЛНР.
В то же время свежи ещё воспоминания о художествах донецких элит времён правления покойного Захарченко, когда то «пропадал» урожай зерновых, то перед посевной взлетали цены на ГСМ. А сам глава тем временем вместе с Прилепиным строил «социализм». В ЛНР хватало своих «чудес». Но Донецк в этом плане явно лидировал.
С другой стороны, тот факт, что луганские и донецкие «элитарии» пытаются играть сольные партии, вызывает определённое недоумение.
В 2014 выстояли благодаря подвигу ополченцев, «отпускникам» и «Северному ветру». Сегодня врага Народная Милиция сдерживает сообща, чётко координируя действия.
Экономика, мягко говоря, дотационная. И держится, известно, на чьей помощи. Самые разные структуры спокойно работают и нормально взаимодействуют. Только не доморощенные «элитарии», которые видят возможность проявлять амбиции и искусственно разделять республики.
Что это, как не квинтэссенция украинской ментальности, выраженной в пословице
«Где три украинца, там два гетьмана и один предатель»?
Так дальше нельзя
Совершенно очевидно, что ситуация зашла в тупик. И должна измениться.
С 2016 года существует таможня между ЛДНР. Уже год наличиствует граница между республиками, крепко ударившая по бизнесу и осложнившая жизнь десяткам тысяч жителей ЛДНР.
Что дальше?
Какие ещё нововведения стоит ожидать населению республик?
Каких ещё инноваций предстоит дожидаться от чиновников, готовых ради иллюзорной власти и доступа к финансовым потокам нивелировать саму идею Новороссии?
Не говоря уж о таких мелочах, как экономические интересы и интересы населения.
Бесспорно, республики необходимо объединить.
Необязательно подчинять ЛНР донецким чиновникам, которые с трудом справляются с собственной периферией, а в случае увеличения вотчины вдвое – и вовсе могут утратить способность что-либо контролировать.
Наверняка есть множество решений, пригодных для данной конкретной ситуации. И каждое из них начинается с усмирения несоразмерных амбиций местных «самостийных» управителей.
Впрочем, даже если решение об объединении республик будет принято уже завтра, не стоит ожидать, что всё пройдёт легко и гладко.
То же законодательство придётся унифицировать достаточно продолжительный период времени. Однако чем раньше эта работа начнётся, тем лучше.
И стартовать следует с обеспечения свободы транспортного сообщения между ДНР и ЛНР.
Егор Махов (Луганск)