Вот он какой, «атакующий сокол»
Многоцелевые лёгкие истребители F-16 Fighting Falcon Зеленскому пообещали поставить сразу после Пасхи. Поэтому не исключено, что «атакующие соколы» уже дожидаются своего часа в ангарах польских или румынских аэродромов. Тем более что первая группа пилотов ВСУ, как сообщил британский министр обороны Грант Шэппс, завершила базовую переподготовку и пересела в кабины учебно-боевых самолётов ещё прошлой осенью.
Новость эта вызвала вполне понятную озабоченность, поскольку считается, что по лётно-техническим характеристикам многоцелевой F-16 сравним с боевыми самолётами, состоящими на вооружении российских ВКС. И в этом контексте американский истребитель напоминает очередное «чудо-оружие», от которого чего-то ждут, причём не всегда понимая, чего именно (вспоминается история про медведя на воеводстве, от которого все ждали «зверств», а он взял и чижика съел).
Например, рассуждают о преимуществах F-16 над российскими истребителями в гипотетических воздушных боях. Но с большой долей уверенности можно утверждать, что Зеленский так усердно требовал у Запада «шестнадцатые» вовсе не для классических схваток в небе над Украиной, тем более что российские МиГ-29 или Су-35, скорее всего, выйдут победителями из этой дуэли. Киеву F-16 нужен совсем для других задач - ракетных ударов по наземным объектам.
Нужно понимать, какие реальные, а не вымышленные опасности несёт в общем-то не новый, но всё ещё боеспособный американский «Атакующий сокол». В частности, речь идёт о самолётах, которые были переданы западноевропейским странам в 80-90-е годы минувшего века. Концерны США предлагали одну за другой программы модернизации, в частности MLU (Mid-Life Update), которая предусматривала установку новой РЛС, способной сопровождать до 10 целей на увеличенной дальности и обеспечивать применение до 6 ракет AIM-120 с активной головкой самонаведения (ГСН). Самолёты оснастили новыми двигателями с тягой на форсаже 13 500 кгс, что позволило увеличить максимальную взлётную массу и нарастить состав вооружения, включив противорадиолокационные ракеты AGM-88 (HARM).
В настоящее время программа модернизации F-16 предусматривает доводку их до уровня «блок 70/72» (дробные числовые значения отражают тот факт, что на самолётах устанавливаются двигатели двух типов - F110-GE-129 и F100-PW-220, в остальном машины идентичны). В основном модернизация коснулась бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Истребитель получил новую РЛС с активной фазированной решёткой APG-83 (SABR), обеспечившей увеличение дальности обнаружения целей, бортовой комплекс РЭБ с системами постановки помех, нашлемную систему целеуказания, аппаратуру передачи данных по стандарту Link 16 и др.
Комплекс вооружения обеспечивает возможность применения авиационных управляемых ракет (АУР) класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120C7, АУР малой дальности AIM-9X Sidewinder, управляемых авиационных бомб GBU-12 Paveway II, GBU-49 Enhanced Paveway II, GBU-39 SDB, GBU-54 Laser JDAM и GBU-38 JDAM. Наличие командной линии передачи данных по стандарту Link 16 позволяет истребителю F-16 «блок 70/72» обмениваться тактической информацией в реальном масштабе времени не только с самолётами, но и c комплексами ДРЛО E-3C AWACS и ЗРК Patriot.
Но самую существенную угрозу самолёты F-16 потенциально создают благодаря способности нести и применять крылатые ракеты AGM-158 (JASSM). В версии AGM-158А эта ракета имеет дальность 370 км, а в варианте AGM-158B - 920 км. Боевая часть крылатой этой ракеты весит 450 кг, включая 108 кг взрывчатого вещества.
Система навигации на маршруте - спутниково-инерциальная, на конечном участке точного наведения применяется тепловизионная ГСН. По словам военного обозревателя «Форбс» Дэвида Экса, «F-16… не совместимы с ракетами Storm Shadow и SCALP, но зато совместимы с JASSM. Соединив F-16 с JASSM, украинские ВВС смогут удвоить свои силы глубокого удара».
У F-16 мало шансов
С момента начала эксплуатации и до декабря 2023 г. был зафиксирован 671 случай аварий, катастроф и боевых потерь F-16 Fighting Falcon, в которых погибли 208 пилотов. В наибольшей мере «отметились» американские ВВС, потерявшие 286 самолётов. Боевые потери F-16 за всё время участия в локальных войнах составили, по некоторым оценкам, около 160 истребителей. По имеющимся данным, одна из машин в пакистанской окраске была сбита индийским МиГ-21бис.
Давайте попытаемся чисто теоретически сравнить возможности в бою «один на один» самолёта F-16 «блок 70/72» с российским истребителем Су-35 поколения 4++. Поскольку в части лётных данных всё понятно - по скорости, дальности и тяговооружённости наш Су-35 наголову превосходит своего заокеанского соперника, есть смысл сопоставить их бортовые РЛС и ракеты класса «воздух-воздух», которые определяющим образом способны повлиять на исход столкновений в небе.
Взглянем на носовые радиопрозрачные обтекатели этих машин. Для специалиста по радиоэлектронике этого достаточно, чтобы утверждать: по дальности обнаружения российский самолёт имеет несомненное преимущество над американским, поскольку «под колпаком» у него способна спрятаться антенна РЛС куда более крупная, чем у супостата.
И действительно, по утверждению гендиректора НИИ приборостроения Юрия Белого, бортовой радиолокатор Н035 «Ирбис» обнаруживает воздушную цель с эффективной отражающей поверхностью (ЭОП) 3 м2 на расстоянии порядка 400 км. Малозаметные цели с ЭОП порядка 0,01 м2 (F-16 к ним не относится) обнаруживаются на расстоянии 90 км. «Ирбис» способен одновременно отслеживать до 30 целей и обеспечивать наведение до 8 ракет класса «воздух-воздух».
Причём эта РЛС хорошо «замечает» не только воздушные цели, но также морские и наземные. Например, авианосец может быть обнаружен на расстоянии 200 км, железнодорожный мост - на 120 км, а обычная моторная лодка или безэкипажный катер-камикадзе - на 70 км. Благодаря своим возможностям, бортовой радар «Ирбис» сделал наш истребитель «всевидящим».
Кроме этого, Су-35 оборудован ещё оптико-электронной системой наведения ОЛС-35, которая позволяет, не выдавая себя, обнаруживать воздушные цели по теплу двигателей и с высокой точностью поражать бомбами и ракетами объекты на земле. При атаке наземных целей прицельно-навигационный комплекс Су-35 способен осуществлять одновременное наведение сразу четырёх боеприпасов.
О локаторе Н036 «Белка», которым оснащён отечественный истребитель 5-го поколения Су-57, столь детальных подробностей в открытом доступе нет, но известно, что в отличие от «Ирбиса», он имеет активную фазированную антенную решётку (АФАР) сопоставимых размеров.
Впрочем, генеральный директор НИИ приборостроения Юрий Белый считает, что по дальности обнаружения «Ирбис» превосходит все известные в мире бортовые РЛС как с обычными фазированными антенными решётками, так и с АФАР. А это значит, он может легко соперничать с аналогичными радарами западных конкурентов.
Новая американская РЛС с АФАР APG-83 (SABR), по словам Марка Росси - директора программы компании Northrop Grumman, характеризуется максимальной дальностью обнаружения 370 км, однако неизвестно, будет ли она установлена на истребителях F-16, предназначенных для Украины. А что касается её предшественниц - AN/APG-66, AN/APG-68, то они существенно уступают новейшим образцам (максимальная дальность обнаружения 150 км у первой и 250 км у второй).
Теперь немного поговорим о «мечах» истребителей - ракетах класса «воздух-воздух». Ещё 30 лет назад, в феврале 1994 года, на вооружение российской авиации была принята ракета средней дальности Р-77, которая стала запоздалым ответом (из-за горбачёвской перестройки) на первые варианты американской AIM-120, откуда заимствовала ряд идей, что вызвало подначки с той стороны.
Что ж, пришлось проглотить обиду и переключиться на рутинную доводку и совершенствование. Немало элементов в конструкции ракеты были совершенно оригинальными, например решётчатые рули. Применение таких рулей, во-первых, способствовало снижению шарнирных моментов и уменьшению потребной мощности рулевых приводов; во-вторых, обеспечило бессрывное маневрирование ракеты до углов атаки порядка 40°.
Подчеркнём, что в ракете Р-77 впервые для отечественных изделий класса «воздух-воздух» был реализован режим активного радиолокационного самонаведения на конечном участке полёта (всего таких участков три: на первом, сразу после пуска, осуществляется командное наведение с борта носителя, а на среднем - инерциальная навигация), что позволяло истребителю поражать несколько целей одновременно, причём на увеличенной дальности. Кроме того, был реализован режим «выстрелил и забыл». Это означает, что самолёт-носитель мог сразу после пуска ракет выполнить противоракетный манёвр и уйти в сторону.
По комплексу технических данных Р-77 вполне объективно считалась в 1990-х годах лучшей в мире ракетой класса «воздух-воздух» средней дальности. Её дальность пуска в переднюю полусферу оценивалась величиной 100 км, что существенно превосходило аналогичный параметр первых модификаций AIM-120 (70 км у AIM-120А).
Новый вариант Р-77-1, представленный в 2014 году, обеспечил весьма небольшую прибавку дальности пуска в переднюю полусферу (110 км). Главные отличия были связаны с новой активной радиолокационной ГСН и несколько усовершенствованным твердотопливным двигателем. В конструкции ракеты не осталось импортных компонентов.
Существенного прироста боевых качеств удалось добиться в результате создания Р-77М, которая, подобно новейшим вариантам AIM-120, получила двухрежимный двигатель, обеспечивший прирост максимальной дальности пуска в переднюю полусферу до 160-180 км. Оперение вновь стало «четырёхперистым» вместо решётчатого. В иностранной печати утверждается, что ракета получила активную фазированную антенную решётку, впервые применённую на отечественных ракетах класса «воздух-воздух».
Ещё более впечатляющими характеристиками обладает ракета большой дальности Р-37М, история создания которой также уходит в советские времена.
Программу ракеты неоднократно закрывали и открывали вновь, и вот теперь, по словам американского журнала Military Watch, «каждый перехватчик МиГ-31М оснащён шестью ракетами, а истребители, такие как Су-35 и Су-30СМ, способны нести до четырёх ракет каждый. Р-37М - самая быстрая из известных в мире ракет класса «воздух-воздух»: она достигает скорости в 6 единиц Маха, несёт очень большую 60-килограммовую боеголовку и может поражать цели на расстоянии до 400 километров».
Последняя версия ракеты AIM-120С-8 с её 180-километровой досягаемостью на фоне Р-37М выделяется не слишком сильно, но не следует забывать о внедрённых в её конструкцию технологических новинках и, в частности, о спутниковой навигационной аппаратуре и бортовой системе обмена данными не только с самолётом-носителем, но и с самолётами ДРЛОиУ, а также с новейшими зенитными ракетными комплексами. А это, между прочим, помогает существенно увеличить точность её наведения.
Украина как аэродром подскока
И всё же проведённый анализ наталкивает на мысль о том, что даже новейшие варианты истребителей F-16 в отрыве от соответствующей «информационно-управляющей» инфраструктуры, вместе с которой они обычно применялись американцами и израильтянами, вряд ли смогут хозяйничать в небе Украины. Напрашивается вывод: противник, скорее всего, планирует использовать F-16 в варианте этаких летающих пусковых установок для уже упоминавшихся крылатых ракет AGM-158, причём именно модификации «В» - с увеличенной дальностью.
Можно представить себе следующий сценарий: самолёты с уже подвешенными ракетами (и введёнными полётными заданиями) взлетают с каких-то польских или румынских аэродромов, после чего сразу производят посадку на непродолжительное время где-то в западной части Украины - именно такой тактикой будет пользоваться авиация НАТО, дабы подстраховаться от возможных обвинений в том, что удары наносятся с территории третьего государства. Дозаправившись, если надо, F-16 вновь взмывают в небо и на удалении, исключающем поражение средствами отечественных ЗРК любых типов и истребителей (включая самолёты с Р-37М) осуществляют пуски крылатых ракет.
Далее без потерь «атакующие соколы» уходят «за кордон», где их не достать. В отличие от украинских Су-24М с ракетами Storm Shadow/SCALP, которые из-за меньшей дальности полёта ракет вынуждены подходить как можно ближе к линии боевого соприкосновения.
Из сообщений зарубежной печати следует, что американцы успели «наклепать» более трёх тысяч AGM-158, не менее половины из которых - в варианте ER (extended range - увеличенной дальности). Скорее всего, именно они должны были войти в последний пакет военной помощи Киеву, что косвенно подтвердил и генерал Сергей Наев - командующий объединёнными силами ВСУ, заявив, что Украина вместе с истребителями F-16 получит также и ракеты с дальностью 300-500 км. Эксперты уверены, что генерал имел в виду крылатые ракеты «воздух-поверхность» типа AGM-158 JASSM, выполненные с использованием технологий малой радиолокационной заметности. Заметим, что на F-16 можно подвесить сразу две ракеты AGM-158.
Конечно, хотелось бы надеяться, что эта, в общем, сильно замороченная страшилка уже изучена военными структурами нашей страны и противоядие найдено. Даже если западные союзники смогут передать Украине не четыре эскадрильи самолётов этого типа, как заявлялось ранее, а больше, баланс сил на фронте это не изменит. У Воздушных сил ВСУ нет возможностей тягаться с нашими Су-35 или Су-57, как и нет шансов преодолеть в разы усилившуюся за всё время спецоперации систему российской ПВО.
Автор: Александр Медведь, кандидат технических наук, историк военной авиации
Заглавное фото: globallookpress.com