В Донбассе – обстрелы, на экранах – милитаристская риторика
Значит война. Удивился ли кто-то этому факту в Донбассе? Если да, то только тот, кто до последнего игнорировал объективную реальность и старался вопреки имеющейся информации заниматься самообманом. Предпосылок к подобному исходу было предостаточно. Несмотря на то, что на Украине в правящих кругах всё так же сильны воинственные настроения, раньше их скрывали за мирной риторикой, так как понимали, что она конвертируется в голоса на выборах. Главной причиной обострения в Донбассе можно назвать приход к власти в США демократов. Опять же, в этом нет никакого откровения, просто так вышло, что предположения оказались на 100% верными.
И вот уже Киев получает финансовую помощь на ведение боевых действий, по посёлкам республик Донбасса бьют не просто с 82-мм миномётов, а уже с крупного вооружения, переговорщики из украинской делегации в ТКГ говорят о войне, в СНБО разрешают стрелять по позициям ЛДНР, а журналисты по ту сторону фронта вновь сообщают о «самообстрелах» и «провокациях» со стороны республик. Знакомая картина? Конечно. Точно так же развивались события в 2014, 2015, 2017 годах. Ни одна горячая фаза конфликта не обходится без информационной и политической составляющей. Республики также поменяли риторику.
В ЛДНР военнослужащим разрешили подавлять огневые точки противника, политики делают заявления касательно тупиковости переговорного процесса, а на федеральных телеканалах всё чаще можно встретить репортажи из «красной зоны» в Донбассе. К огромному сожалению, предпосылки для кардинальных изменений на линии соприкосновения совершенно не очевидны. Если не считать «ползучего наступления», когда ВСУ «отжимают» небольшие участки «серой зоны», то последние перемены на линии фронта были в феврале 2015 года, когда ополченцы взяли под свой контроль Дебальцево, Углегорск и другие населённые пункты в этом районе. Следовательно, поменялась и политическая составляющая конфликта — появились вторые Минские соглашения.
Как мне видится, нынешняя информационно-политическая подготовка и усиление обстрелов на линии соприкосновения являются ничем иным, как приготовлением к смене переговорного формата. «Минск-2» уже давно стал морально устаревшим документом. В нём имеются даты, которые уже являются историей, а стороны всё равно продолжают утверждать о «безальтернативности» Минских соглашений. К сожалению, альтернатива всё-таки есть — это война. Стороны не могут просто взять и поставить крест на мирных договорённостях, для этого нужна новая «горячая» фаза конфликта с обвинениями в том, что в этом виноват противник. Рано или поздно, но она должна случиться. Хотя, правильнее будет сказать, что война и не прекращалась. Различие только в интенсивности обстрелов и внимании со стороны СМИ и политиков. Скорее всего, новая фаза конфликта — всего лишь часть большой политической игры, где крупные игроки будут реализовывать свои цели.
Что ж, судя по имеющейся информации, грядёт война. Политика цинична, давно пора уже это понять. Иначе в мире не было бы такого количество конфликтов. И увы, пока Донбасс не потеряет ценность в этой геополитической игре, никакого мира не будет. Можно даже не надеяться.
Денис Григорюк