Особенностью Донбасса текущих пяти лет является насыщенная культурная жизнь. Несмотря на военное положение, в концертных залах не прекращаются выступления артистов, в театрах открываются новые сезоны. Одним из центров притяжения любителей искусства в ДНР является Донецкая филармония. Среди мероприятий текущего месяца – «Золотые хиты оркестра Поля Мориа», «Музыка из фильмов Леонида Гайдая», выступление легенды российского джаза Игоря Бриля, «Мировые хиты на органе», «Венский вечер с оркестром»... Наш корреспондент встретился с генеральным директором и художественным руководителем Донецкой филармонии, первым министром культуры ДНР Александром Парецким, и узнал, каково это – поддерживать культуру в осаждённом городе.
«ЗАВТРА». Александр Александрович, что представляет собой сегодня Донецкая филармония? Как, чем она живёт?
Александр ПАРЕЦКИЙ. В первую очередь скажу, что филармония, несмотря на непростые условия, в которых мы находимся, продолжает свою работу. Более того, общаясь с коллегами из России, имея возможность сравнить нашу деятельность с другими организациями культуры, могу сказать, что работаем мы довольно активно. Мы чувствуем большую поддержку со стороны руководства республики, а также со стороны зрителей, которые своими посещениями нас вдохновляют. Начиная с 2014 года, число посетителей филармонии растёт, и цифры эти сейчас значительно выше довоенных. Ограничены мы только тем, что у нас всего одна большая площадка – и для выступлений, и для репетиций. Иначе концертов было бы больше! Но мы активно работаем на выездах. К примеру, в августе - сентябре в рамках фестиваля «Донецкие самоцветы» филармония провела мероприятия более чем в 30 населённых пунктах ДНР.
«ЗАВТРА». Что вы скажете о коллективах филармонии?
Александр ПАРЕЦКИЙ. Самый крупный, отметивший в прошлом году своё 85-летие, - академический симфонический оркестр имени Сергея Прокофьева. Это наш базовый коллектив, предмет особой гордости. Второй по величине - камерный оркестр «Виола», созданный в 1986 году по аналогии с появившимся тогда коллективом «Солисты Москвы» под руководством Владимира Спивакова. Концертный оркестр духовых инструментов (в него входит почти 40 музыкантов) был создан по решению нашего министерства культуры уже в военное время, в 2016 году, на базе муниципального оркестра, который находился на грани распада. Выделю ансамбль песни и танца «Околица». Немало у нас и коллективов малых форм.
«ЗАВТРА». В августе республику в четвёртый раз посетила пианистка номер один в мире Валентина Лисица, поддержавшая Донбасс, осудившая политику нынешних киевских властей, продолжающая по сей день твёрдо заявлять о своей позиции. Она выступила с концертами в Донецке, Енакиево, Горловке, на железнодорожной платформе в Дебальцево. Знаю, что это вы в своё время впервые пригласили её с концертом в Донецк. Как это произошло?
Александр ПАРЕЦКИЙ. Я стараюсь выходить на контакт с теми представителями искусства, кто проявляет интерес к Донбассу. В начале войны в одном из интервью Валентина Лисица сказала, что хотела бы приехать и поддержать нас. Примерно тогда же произошёл скандал, когда из-за её гражданской позиции был отменён концерт в Торонто. После этого я нашёл в соцсетях сообщество, посвящённое её творчеству. Написал им. Правда, ответа не дождался. В тот период я возглавлял министерство культуры ДНР, и чтобы обратить дополнительное внимание, взял официальный бланк, поставил печати и подписи и отправил снова. И она ответила! А спустя несколько месяцев приехала к нам, отменив концерты в Германии. Хочу отметить, что она сама оплатила свою дорогу туда и обратно, а вопрос гонораров ею и сейчас не поднимается. Единственное, что мы смогли тогда обеспечить - гостиницу и питание. Первый её концерт состоялся 22 июня 2015 года возле мемориала «Твоим освободителям, Донбасс», под открытым небом. Она исполнила произведения Чайковского, Прокофьева, Рахманинова. Собралось около 20 тысяч зрителей. Примечательно, что 31 августа нынешнего года Денис Владимирович Пушилин наградил её «Орденом Дружбы».
Валентина Лисица в Дебалцево, концерт на железнодорожной платформе, фото предоставлено Донецкой филармонией.
«ЗАВТРА». Кто ещё из артистов, в том числе иностранных, приезжает в Донецк?
Александр ПАРЕЦКИЙ. Их немало. На сайте филармонии мы даже создали раздел – «Почётные гости». Так, в рамках Дней кино и музыки в ДНР в мае к нам приехал композитор Эдуард Артемьев, и это стало настоящим событием для нас, мы до последнего не верили, что он решится, согласится. После концерта, на котором наш оркестр исполнил его музыку к фильму «Сибирский цирюльник», Эдуард Николаевич был очень растроган, выйдя на сцену, не смог сдержать слёз. Трижды в Донецк приезжала греческая оперная певица Медея Ясониди. Был дирижёр Андрей Рейн. Дирижёр Андрей Огиевский – сейчас он работает над новой постановкой в Большом театре. Органистка Екатерина Огаркова из Владивостока. Шотландский пианист Питер Сейврайт. В начале сентября выступил немецкий дирижёр Фред Бутткевиц, сыгравший с Донецким оркестром симфонию № 9 Шуберта и Концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса. В декабре ждём аргентинского пианиста Мегеля Анхеля Шеббу…
«ЗАВТРА». И всё-таки список этот мал. Казалось бы - война, и Донбасс - первое место, куда надо ехать с концертом, поддержать страдающих людей. Но артистов, тем более известных – единицы!
Александр ПАРЕЦКИЙ. Возможно, кто-то боится санкций, а соответственно, и проблем с визами, выездами на гастроли в Америку, Европу. Кто-то может не ехать из соображений безопасности…
«ЗАВТРА». Первым, кто в своё время поддержал Донбасс, стал Иосиф Кобзон?
Александр ПАРЕЦКИЙ. Да, и сделал это тогда, когда эта поддержка нам больше всего требовалась! В первый раз он приехал в Донецк 26 октября 2014 года, и это было, как глоток воздуха. Представляете: обстрелы, гибель людей, нам кажется, мы брошены, никому не нужны. И вдруг - Кобзон. Сразу стало понятно: мы не одни, и всё будет хорошо. В последующие годы, вплоть до своей смерти, он посетил наш край не менее десяти раз. Давал концерты, причём всегда бесплатные, каждый из них длился не менее двух часов. Между выступлениями посещал больницы, школы, детсады, детские дома. Привозил медицинское оборудование, компьютеры, бытовую технику, музыкальные инструменты, мебель. Из Донецка сразу ехал в Луганск. При этом, надо понимать, что человек он был крайне занятой, почтенного возраста, имел страшный диагноз. Тем не менее неустанно совершал эти тяжёлые перелёты и переезды, и помогал, помогал, помогал! Сегодня никого невозможно представить на его месте. А ведь в той же Москве немало наших земляков, обладающих определёнными ресурсами, которые могли бы принять какое-то участие в жизни Донбасса. Но – нет…
Александр Парецкий и Иосиф Кобзон, фото из архива А. Парецкого.
«ЗАВТРА». Александр Александрович, в 2014-м вы стали первым министром культуры ДНР. До этого никаких административных постов не занимали, работали ведущим солистом в филармонии. А почему выбрали вас?
Александр ПАРЕЦКИЙ. Ситуация тогда у нас была очень непонятная и неоднозначная. Многие из тех, кто занимал какие-то посты в сфере культуры и не только, бросали свои места, открещивались от ДНР, уезжали. Большинство из тех, кто обладал какими-то регалиями и статусами, также не стремились принимать участие в создании официальных структур республики. Но люди-то были нужны. Я всегда чётко заявлял о своей гражданской позиции. Поэтому, когда меня спросили, причём, совершенно неожиданно для меня: «Готов ли занять должность?», - я согласился.
«ЗАВТРА». Министром культуры вы проработали почти год - с декабря 2014-го по ноябрь 2015-го. Что самое важное удалось сделать за этот период?
Александр ПАРЕЦКИЙ. Первое – мы удержали сеть. То есть все учреждения культуры: музеи, библиотеки, музыкальные школы, театры, – продолжили работать, несмотря на отсутствие зарплат, нестабильность, постоянные обстрелы (от обстрелов в ДНР в начале войны пострадало около 50 учреждений культуры, - С.П.). Мы старались вселить в людей надежду - потерпите, не уходите, всё наладится, продолжайте работать, сохраняйте фонды! И это удалось сделать. Второе – именно тогда мы начали налаживать активную связь с учреждениями культуры России. Сегодня эта связь уже выведена на официальный уровень и развивается в рамках интеграционной программы.
«ЗАВТРА». С какими трудностями приходится сегодня сталкиваться Донецкой филармонии?
Александр ПАРЕЦКИЙ. Устарелость материально-технической базы или же вовсе её отсутствие. Это главное. При этом мы понимаем, что поднимать вопросы, например, по модернизации того же концертного зала – не очень корректно. У жителей ДНР на повестке самые насущные вопросы - низкий уровень заработной платы, отсутствие жилья. А мы тут о концертах, которые хочется проводить ещё лучше, ещё красивее…
«ЗАВТРА». На посту директора филармонии вы - четвёртый год. Чего самого значимого удалось добиться за это время?
Александр ПАРЕЦКИЙ. Филармония стала престижным местом работы. Дело в том, что до войны лучшие кадры стремились устроиться либо в муздраму, либо в театр оперы и балета. Зарплата по сравнению с ними у нас была значительно ниже. Но сейчас эта разница постепенно выравнивается, в том числе благодаря присвоению нам в 2015 году Александром Владимировичем Захарченко академического статуса. Второе, как я уже говорил - у нас увеличивается число коллективов и участников. Вместе с этим растёт количество программ. И, наконец, главное – значительно расширилась наша аудитория! У меня, как у бывшего рядового артиста, всегда была мечта – чтобы в филармонии появились аншлаговые концертные программы. До войны ведь рядовой была ситуация, когда играет симфонический оркестр, а в зале сидят всего 20 человек. И моя мечта сбылась – сегодня билеты перед концертом на многие программы купить невозможно. Это большое достижение.
Сергей Прудников