На связь со студией Царьграда по скайпу вышел советник главы правительства Донецкой народной республики Ян Гагин, и первый вопрос ведущий адресовал ему.
Что успели сделать за 7 лет?
Никита Комаров: – Можно ли уже по прошествии этих семи лет сказать, что процесс государственного строительства в ДНР завершён, или существуют ещё какие-то проблемы? Достаточный ли срок для этого – семь лет?
Ян Гагин: – Москва тоже не сразу строилась. Сегодня Донецкую народную республику можно считать полноценно построенным государством со всеми элементами государственности, все институты власти полностью сформированы. Возможно, есть какие-то вопросы по части правового регулирования, какие-то коллизии права, где могут до сих пор действовать некоторые старые, ещё украинские нормативно-правовые акты, но постепенно вводятся новые юридические нормы, которые будут больше соответствовать законодательству России – нашего основного стратегического партнёра.
– То есть идёт процесс унификации законодательства между ДНР и Россией?
Я.Г.: – Да, но не сказать, что это происходит очень быстро. В настоящее время, к примеру, Гражданский кодекс ДНР уже на 90% соответствует нормам аналогичного кодекса России.
– На 90% – это практически полностью. Гражданское право – это хорошо, а что касается экономической составляющей – налогов, импортных и экспортных пошлин, каких-то квот? Как здесь обстоят дела?
Я.Г.: – В этой части тоже все нормативно-правовые акты республика для удобства взаимовыгодного партнёрства приводит в соответствие с законодательством России.
– В прошлом году шли разговоры о создании зоны беспошлинной торговли между Россией и ДНР, но потом этот процесс затормозился. Что вы скажете по этому поводу?
Я.Г.: – Процесс действительно в настоящее время заморожен, но создание такой зоны действительно было бы полезно, и прежде всего для ДНР, чтобы исключить удорожание товаров из-за таможенных барьеров.
– А по какой причине этот процесс оказался замороженным? Насколько я помню, стороны уже были готовы подписать соответствующее постановление.
Я.Г.: – Из-за правовых коллизий как раз. Сейчас эти вопросы решаются, чтобы не допустить злоупотреблений и создания "серой" и "чёрной" зон.
– А как сейчас работает граница? Насколько я помню, несколько лет назад на границе между Россией и ДНР скапливались очереди из фур, то есть это затрагивало вопрос продовольственной безопасности региона...
Я.Г.: – Достаточно большая часть товаров, в том числе и продукты, к нам завозится из России. Сейчас эти проблемы решены и серьёзных очередей уже нет, закончен ремонт на пропускных пунктах, открыты новые окна для граждан и для транспорта.
Паспорта России – для жителей ДНР
К беседе в студии по скайпу присоединился руководитель центрального исполкома Общественного движения "Донецкая республика" Алексей Муратов. Следующий вопрос ведущего был адресован уже ему:
– Давайте затронем такой важный аспект, как выдача паспортов России жителям ДНР. Я слышал, что уже выдано почти 500 тысяч паспортов, а к сентябрю планируется достичь цифры в миллион?
Алексей Муратов: – У нас на получение паспортов очереди – очень много желающих, но пропускная способность миграционной службы не позволяет всем оперативно выдать документы. Тем не менее темпы постоянно наращиваются.
– То есть выдать к сентябрю миллион паспортов – это реально? Ведь очень важно перешагнуть этот психологический рубеж…
А.М.: – Я не могу отвечать за работу миграционной службы, но надеюсь, что эта задача вполне выполнима.
– Ещё вопрос по законодательству. Надеюсь, к сентябрю среди жителей ДНР будет уже миллион граждан России. Это означает, что все они будут интегрированы в наши социальные программы – материнского капитала, выплате пенсий, ОМС?
Я.Г.: – Разумеется. Те, кто получил паспорт России, участвуют в этих программах. Многие получили и материнский капитал. Сейчас этими правами можно воспользоваться, выехав на территорию России.
– А планируется ли открытие представительств структур России в ДНР для того, чтобы упростить все эти процедуры, как это сделано в Приднестровье?
Я.Г.: – ДНР открыта, к этому готова. Здесь вопрос к правительству России – когда оно сочтёт это возможным.
– Ещё есть вопрос по выборам. Жители ДНР могут в них участвовать только на территории Ростовской области, как это было раньше?
А.М.: – Мы сейчас прорабатываем вариант голосования через регистрацию на "Госуслугах".
– То есть электронное голосование в режиме онлайн?
А.М.: – Да, чтобы люди могли принять участие в выборах и им не надо было для этого выезжать с территории республики.
– Хотелось бы поговорить об экономике республики и о доходах граждан. Как можно объективно оценить уровень средней заработной платы в ДНР, уровень пенсий и социальных выплат?
Я.Г.: – На данный момент средняя заработная плата на территории ДНР составляет порядка 18 тысяч рублей. Минимальный размер оплаты труда – около 7,5 тысячи рублей. Что касается минимальной пенсии, на данный момент это порядка 5,5 тысячи рублей. Предполагается, что она будет поднята до 6,5 тысячи.
– Когда мы говорим о доходах жителей ДНР, важно отметить, что у вас нет НДС, как в России. То есть все продукты, товары и услуги на 10-20% дешевле. Тем не менее средняя зарплата в ДНР заметно ниже, чем в России. Года полтора назад власти ДНР пообещали, что к 2022-2023 годам уровень доходов жителей республики поднимется до уровня Ростовской области. Достичь этих показателей реально?
Я.Г.: – Мы двигаемся в этом направлении, тенденция к росту существует. Так что выйти к данным показателям вполне реально. На самом деле экономика ДНР показывает рост, открываются новые предприятия, а это значит, создаются новые рабочие места. Процесс, конечно, медленный. Но тут надо понимать, что республика живёт в состоянии войны, а это серьёзный фактор.
Донбасс показывает пример всем постсоветским республикам
– Донбасс считается угольным регионом. Но какие ещё отрасли промышленности у вас можно назвать перспективными? На что будет сделана ставка в перспективах экономического развития?
А.М.: – Начнём с того, что Донбасс был всегда промышленным сердцем России. Наш регион самодостаточный: есть и природные ресурсы, и квалифицированные кадры, и промышленный потенциал. Всем этим надо грамотно распорядиться. И прежде всего необходимо прекратить боевые действия и снять финансово-экономическую блокаду.
Развитию экономики региона мешает и статус "непризнанности", поскольку не позволяет полноценно встраивать наши предприятия в производственные цепочки России.
Но я уверен, что дело наше правое, враг будет разбит, победа будет за нами. И когда Донбасс станет частью России, наша экономика полноценно заработает.
Что касается потенциала, то он есть и в металлургии, и в сельском хозяйстве. Я уверен, что для наших молодых республик всё только начинается. Если посмотреть в сторону Украины, то там жизнь с 2014 года только ухудшается, тенденция минусовая. А в Донбассе, несмотря на боевые действия, мы продолжаем выстраивать свою государственность, у нас планируется увеличение зарплат и пенсий. У нас всё направлено на созидание, на развитие и продвижение. Мы от обороны переходим к восстановлению.
Очень важно понимать, что у Донбасса нет будущего без России. Собственно, у всего постсоветского пространства без России будущего нет. Только большие страны могут иметь настоящий суверенитет, быть независимыми, создавать глобальные проекты. Ведь, посмотрите, с момента распада Советского Союза все страны постсоветского пространства – это шайбы, которые пихает Запад на Россию. А ведь когда-то это были полноценные члены команды.
Сегодня Донбасс показывает путь всему постсоветскому пространству. Поэтому военно-политический конфликт в регионе так затянулся. Ведь это не просто гражданская война – сегодня в Донбассе передовой рубеж всего Русского мира. Здесь решается судьба большой России, и я уверен, что мы победим, что здравый смысл восторжествует. И в составе России будет не только Украина, но и многие другие страны постсоветского пространства, потому что вместе проще развивать экономику, защищаться и обороняться. Это доказали наши общие героические предки за столетия нашей истории.
Когда восстановится экономика Донбасса?
– Если говорить об оттоке кадров, насколько Донбассу удалось сохранить свой научный потенциал? Не поставит ли это крест на перспективе развития региона? Это очень важный вопрос: как известно, "кадры решают всё".
Я.Г.: – Донбасс – это регион-труженик. До 2013 года наш регион давал Украине до 25% экспортного дохода. Когда закончатся боевые действия и будет снята экономическая блокада, я думаю, многие люди, которых спугнула война, которые стали беженцами, вернутся назад, домой.
– Сейчас, как мы знаем, ДНР контролирует не всю территорию бывшей Донецкой области. А где сосредоточены основные предприятия?
Я.Г.: – Основная доля промышленных предприятий осталась на территории ДНР. И достаточно большая часть из них сохранена и вполне работоспособна, хотя войной физически повреждены некоторые производства, разрушена инфраструктура. Продукция донецких предприятий славится во всём мире, она экспортировалась во многие страны, особенно туда, где есть добывающая промышленность.
– Как я понимаю, это продукция машиностроения? То есть та самая продукция с высокой добавленной стоимостью, от которой напрямую зависит уровень доходов и экономического развития? Если сравнивать с 2013 годом, как работают предприятия ДНР? Насколько удалось восстановить экономику?
Я.Г.: – Я не готов оперировать цифрами, но примерно на 25% от довоенного уровня. Тут надо учитывать и блокаду, из-за которой невозможно обеспечить даже экспорт продукции в полном объёме, а просто так мы её производить не можем. Как только будет снята экономическая блокада, мы достаточно быстро сможем восстановиться.
– Сейчас продукция идёт в основном в Россию или в другие страны тоже?
Я.Г.: – Россия является основным и главным партнёром ДНР и всех предприятий. Но и в другие страны мы тоже экспортируем свою продукцию.
– Вот сейчас продолжаются боевые действия. Может так случиться, что Украина, посмотрев на ситуацию в республиках, скажет: "А что это они там восстанавливают? Не дадим им развиваться!" – и нанесёт удар по восстановленной инфраструктуре или предприятию. Насколько высок уровень такой опасности?
А.М.: – Сегодня интенсивность обстрелов уже не та, что была в 2014 году, конечно. Но они не прекращаются. Делается это всё для того, чтобы не дать нам победить экономически, потому что в противном случае мы сможем показать не только самой Украине, но и всему постсоветскому пространству направление, в котором необходимо двигаться, с кем надо интегрироваться.
Говорить о самодостаточности региона крайне сложно до тех пор, пока не прекратятся обстрелы, пока не будет снята экономическая блокада, пока в регион не придут банки и не заработает кредитная система на развитие экономики, пока Донбасс не будет признан частью России.
Но все эти проблемы будут решены и Донбасс сможет стать передовиком по экономике среди всех регионов России. Политически мы сегодня уже в передовиках. У нас рейтинг президента Владимира Путина выше, чем в любом регионе России. По мнению социологов, в этом отношении мы уже обгоняем Крым.
Либерально-экономический блок России мешает и Донбассу
– По поводу банков – это тоже очень серьёзный вопрос. Сейчас в республике действует государственный Центральный республиканский банк. А как ведутся расчёты с Россией, с другими государствами?
Я.Г.: – В настоящее время все расчёты с Россией ведутся в основном через банки Южной Осетии, потому что эта страна признала ДНР.
– А есть какие-то другие банки, которые могли бы войти на территорию Донецкой народной республики? Вроде такие разговоры были, но этот вопрос заморозили до лучших времён?
Я.Г.: – Сейчас внешнеполитическая обстановка настолько сложная, что даже в Крым пока не все банки из России зашли.
А.М.: – Почему банки из России не заходят ни в Крым, ни в Донбасс? Потому что сегодня финансово-экономический блок в России возглавляет либеральная команда – это глава ЦБ Эльвира Набиуллина, это министр финансов Антон Силуанов. Все они представляют прежде всего интересы Запада и обслуживают глобальную финансовую систему, о чём в программах Царьграда говорилось неоднократно. Им проще зарабатывать на валютных спекуляциях, нежели инвестировать в развитие экономики. Та же ситуация и здесь – банки не заходят в Крым, не заходят и к нам, в Донбасс. Это всё следствие действий либеральной финансово-экономической команды.