Русские Вести

Город на распутье


Особенность нынешней украинской политики можно сформулировать кратко: главное – территория, на которой можно создавать комфортные условия для иностранцев и националистической элиты, а местное население как-нибудь само выживет. Вся суть этого тезиса ярко отражена в случае с бывшей всесоюзной житницей – курортным городком Бердянск.

Его история, на самом деле, довольно интересна. Начнем с того, что, по данным переписи 1897 года, он входил в число ста двадцати пяти крупнейших городов Российской империи. По численности населения он практически был равен тогдашнему Красноярску, намного опережая своих ближайших соседей – Мелитополь и Мариуполь. Такое положение вещей обусловлено тем, что через бердянский порт государство российское вывозило один из главных экспортных товаров – пшеницу. Желающих поживиться было столь много, что драгоценный груз неоднократно старались перекупить по дороге. Крестьяне меж тем упорно старались придерживаться договоренностей с тем «господином негоциантом», с кем они заключили устное соглашение первым – обещания всегда на Руси было принято исполнять. 

Еще одна особенность Бердянска – наличие немалого числа озер-лиманов с целебной грязью и даже радоновых источников, в том числе одного, с соленостью почти как в Мертвом море, благодаря чему там еще с конца позапрошлого века начало развиваться курортное дело. Но, по-видимому, нежелание портить жизнь отдыхающим вкупе с отсутствием вплоть до 1899 года железной дороги поспособствовало тому, что центром металлургической промышленности региона стал Мариуполь, до того числившийся заштатным рыболовецким поселением и центром сельскохозяйственного производства, не имевшим даже нормальной глубоководной (по меркам Азовского моря) гавани. Хотя, казалось бы – намного лучшие стартовые условия были в Бердянске с его портом, возникшим еще в 1830 году. 

Другая деталь, грозившая сделать Бердянск более значимым, тесно связана с советской эпохой. В его окрестностях в селе Старопетровское в конце сороковых велась подготовка к освоению богатых месторождений тория – химического элемента, имевшего одно время неплохие шансы потеснить уран с пьедестала главного металла мирной части ядерной программы. Но, к счастью бердянцев, черные ториевые пески так и остались нетронутыми. Наверное, это имеет и положительную сторону – иначе бы город закрыли, а прилегающие акватории вокруг него стали бы недоступными для лова рыбы. Все же одно извлечение из руды этого слегка «фонящего» родственника урана подразумевает множество этапов применения весьма токсичных веществ. Так что и в дальнейшем союзное руководство решило воздержаться от размещения экологически вредных производств – дело ограничилось лишь заводом по производству кабелей вместе с профильным НИИ. 
Как и многие другие города Юго-Запада Руси этот, раскинувшийся среди холмистой степи населенный пункт может похвастаться людьми, чьи имена когда-то гремели на всю страну. Это, в первую очередь, знаменитая летчица Полина Осипенко, причем в ее честь до 1956 года и назывался этот город. 

Мощный импульс к развитию город получил в 1950 годы, когда СССР укреплял военную инфраструктуру. Тогда был построен военный аэродром, на котором базировалась тактическая и бомбардировочная авиация. Благодаря приходу военных были значительно улучшены, «одеты» в бетон главные магистрали города.

Основные проблемы, с которыми столкнулся, и сталкивается город по сию пору, начали появляться с приходом жовто-блакитной власти.

Да, в отличие от большинства других мест, предприятия города оказались при Януковиче не в такой уж плохой ситуации  – сокращение производства было не столь значительным. К тому же спрос на дешевую  сельхозтехнику местных заводов никогда не ослабевал. Тем не менее определенный регресс был налицо – как и в конце XIX века большая часть регионального валового продукта формировалась за счет порта, рыболовства, сельского хозяйства. Определенную лепту вносили и военные. Несмотря на расформирование базы ВВС части ПВО остались, в Киеве: власти, видимо, хорошо понимали, что «незалежную» рано или поздно заставят конфликтовать с Россией из-за Азовского моря. Особо стоит отметить санаторно-курортную сферу – этот сектор сумел не только выжить, но и отчасти расшириться. В частности, в окрестностях города был построен дельфинарий, расширена сеть гостиниц, рассчитанных на прием тех клиентов, которым даже Крым был не по карману. Именно благодаря этому в Бердянск перебралось тогда довольно значительное число выходцев с Западной Украины. 

И вот наступил 2014 год. Поначалу местная власть попыталась недвусмысленно заявить о своем неприятии идеологии "майдана" – 20 февраля, буквально за два дня до переворота, городское начальство адресовало Виктору Януковичу призыв навести порядок.

Понятно, что ничего сделано не было, ведь трон под будущим ростовским сидельцем уже шатался вовсю. 

Еще более странным и противоречивым выдался март четырнадцатого года. Как и по всей территории «незалежной» в этом приморском городе шли нескончаемые митинги. Была, впрочем, одна уникальная деталь, а именно: если в подавляющем большинстве населенных пунктов могло быть организовано одновременно два митинга – правящей партии и оппозиции, то в Бердянске могло одновременно проходить сразу три митинга, участники которых порой сходились друг с другом в рукопашную, несмотря на присутствие полиции. Один – под жовто-блакитными стягами, второй – под российскими, а на третьем митинговали коммунисты. Последние тоже выражали свое неприятие проамериканского переворота в Киеве, но предпочли, по-видимому, не ратовать за дальнейшее сближение с Россией. Наверно, подобным незатейливым образом поклонники марксизма-ленинизма надеялись выторговать себе место на политической сцене и при новой власти. Столь жалкий трюк приспособленцев, как известно, действия не возымел, и уже через несколько месяцев компартию на Украине запретили. А ведь, объединись коммунисты с имперцами, чьи мероприятия были тогда наиболее многолюдными, и глядишь, еще один город заявил бы о своем неподчинении «майдаунам». Тем более что пророссийские митинги шли даже в селах, окружающих город. 

Тем не менее чаша весов все больше начала склоняться в сторону прокиевских сил. И упомянутая чуть выше западноукраинская община сыграла здесь немалую роль, сводившуюся часто к запугиванию лидеров проросийского движения и членов их семей. Свою роль сыграло и наличие довольно немалых по численности частей ВСУ и внутренних войск (на тот момент), которые были срочно пополнены.

К тому же, со слов местных жителей, главная особенность комплектования подразделений силовых структур Украины – насыщение выходцами с Западной Украины восточных регионов. В этом, впрочем, и секрет верности Киеву частей на Востоке Украины в 2014 году.

Еще в большей степени способствовало подавлению пророссийских устремлений прибытие ушедших из Крыма соединений пограничных кораблей, экипажи которых и их семьи на волне последних событий были настроены в отношении России крайне негативно. Как нельзя некстати пришелся и факт гибели в Крыму во время столкновений со сторонниками воссоединения с Россией местного уроженца - военнослужащего береговых частей ВМСУ в звании майора. Некоторые участники тех событий, называют первопричиной и неосторожные действия будущего лидера ополчения Донбасса Гиркина (Стрелкова). Как было на самом деле, сказать затруднительно, но не исключено, что данный, не слишком радостный эпизод активно использовали местные проукраинские элементы в своей пропаганде. Все это  позволило киевской хунте начать расправлять крылья в Бердянске. Поначалу действовали предельно осторожно. Например, призыв на военную службу резервистов в марте 2014 подавался как «проверка сил». Чуть позже город был окружен со всех сторон блокпостами – первую скрипку там играли члены прокиевской «самообороны». Да, российские силы больше себя никак не проявляли – никаких потерь ВСУ и Нацгвардия, в отличие от соседней Донецкой области, не понесли. Нельзя здесь не помянуть недобрым словом и финансируемый олигархом Игорем Коломойским печально известный батальон «Азов» (запрещен в России). Одетые в зловещую черную униформу его боевики начали стягиваться в город уже в конце апреля-начале мая, используя инфраструктуру воинских частей для последующей подготовки штурма Мариуполя. 

Понятно, что отношение русскоязычного Бердянска ко всем этим воякам было и остается  по большей части отрицательным. Видимо поэтому, «азовцы» так и не смогли оценить «гостеприимство» жителей и были вынуждены ночевать в автобусах, в которых они и прибыли. 
Горькая «вишенка на торте» – мародерство этих головорезов на рынках вкупе с нападением на один из крупных супермаркетов города, а также многочисленные ДТП, устроенные этими молодчиками. Видимо, не зря руководство «Азова» публично плакалось в жилетку, что местное население не питает к ним любви и называет фашистами.

В то же время именно, такой поворот событий и заставил негативно настроенную часть жителей отбыть в Донбасс для защиты интересов Новороссии. 

Надо сказать, им пришлось перенести немало. И причина не только в  известных трудностях боевой жизни. Их семьям устроили настоящий ад. О давлении СБУ можно и не говорить, это само собой разумеется. Гораздо страшней было издевательство с привлечением местных проукраинских активистов под телекамеры. Например, к супруге бердянского бизнесмена, подавшегося вместе с друзьями в ополчение, заявилась «делегация» из пяти-шести человек, которые пытались всячески унизить достоинство молодой женщины, матери нескольких детей. 
Но южный приморский город отнюдь не собирался сдаваться. Среди местного населения распространялись антиукраинские слухи. Например, потаенную радость вызвало в 2017 году известие о том, что Мариуполь уже освобожден от необандеровской власти. Довольно часто бердянцы пытались приучить заезжих к тому неоспоримому, казалось бы, факту, что нет города «Бердянськ», а существует лишь русский «Бердянск». Наверно, поэтому официальному Киеву не удалось настроить население против России в 2018 году, когда украинские «прикордонныки» задержали в Азовском море сейнер «Норд». Тогда, напомним, местные рыбаки не стали выходить на промысел, опасаясь российских ответных мер. Столь сильный козырь Киев не смог использовать в первую очередь потому, что ни одно из хваленых суденышек под стягами ВМСУ или пограничников не осмелилось выйти на защиту своих рыбаков. Хотя при сверхосторожной политики Кремля наши и так вряд ли бы пошли на конфликт с украинскими кораблями.

И все же по большому счету необандеровцы смогли со временем, как говорится, придавить город. Теперь звучат заявления даже о планах строительства базы украинских военно-морских сил. 

Оно и понятно, если Мариуполь перейдет под контроль ополчения, змеиное гнездо в Бердянске может затруднить следование судов в Мариуполь, Таганрог и Ростов – в мелководном Азовском море фарватер пролегает вблизи Бердянска. Тем не менее бандеровское руководство отнюдь не собирается решать накопившиеся проблемы, самая главная из которых дефицит водоснабжения и изношенность раз за разом выходящих из строя водопроводных сетей. Единственное, до чего додумались, так это повышение цены на воду – она примерно в полтора-два раза выше, чем в остальных городах региона. Требует модернизации и порт – мощностей для хранения зерна порой катастрофически недостает. 

Вроде бы хрупкое равновесие, хотя и со знаком «минус», достигнуто, о чем может свидетельствовать отсутствие блокпостов на въезде в город, что создает резкий контраст с соседним Мариуполем. Часть бердянцев даже приняла участие в карательной операции в Донбассе. Казалось бы, необандеровцам у власти надо сидеть тихо.
 Но тем и отличается нынешняя киевская хунта, что умеет наживать проблемы на ровном месте. В роли зачинщика на этот раз выступает глава Института национальной памяти  Владимир Вятрович,, предложивший в рамках программы «декоммунизации» снести памятник членам Бердянского совета народных депутатов, расстрелянных в апреле 1918 году отрядом небезызвестного полковника Дроздовского. 

Объяснил бы кто Вятровичу, что назвать этот совет коммунистическим никак нельзя – в нем были и эсеры и прочие политики, лишь в советское время его перекрасили в красный цвет. Кстати, художественная ценность монумента довольно высока в силу его оригинальности. Но приговор один – «разрушить». Вот поэтому благодаря Вятровичу обстановка в городе вновь накаляется – часть граждан грозится защищать монумент, в то время как проукраинские элементы заявляют о поддержке начинаний главного декоммунизатора.

В общем и целом можно сказать, что киевская власть в Бердянске держится в основном на военных и спецслужбах. Однако, судя по всему, местное население по большей части готово в любое время активно подключиться к идее Новороссии при соответствующем развитии событий. 

На это, в частности, со всей недвусмысленностью указывает поступок жителей города, вышедших, наперекор русофобской пропаганде, 2 августа 2020 года праздновать российско-советский праздник – День ВДВ…

Дмитрий Мельников

Источник: www.stoletie.ru