Конфликт президента Зеленского и главкома ВСУ Залужного вышел в открытую плоскость. Реверансы больше не нужны, маски сброшены. Главком Залужный дал большую пресс-конференцию по самым острым вопросам мобилизации: и о необходимости призвать на фронт полмиллиона украинских мужчин, и о сроках демобилизации, и об отправке на передовую инвалидов, и об электронных повестках. В общем, всё, что хотели знать украинцы, но боялись спросить.
По сути, это первое большое публичное выступление Залужного (до этого времени он выражал свою альтернативную позицию в американских СМИ), и главкома ВСУ явно к нему готовили. Причём, не украинские политтехнологи.
«Моя первая пресс-конференция, нужно будет её запомнить». Такими словами 26 декабря главнокомандующий Вооружёнными силами Украины генерал Валерий Залужный начал брифинг, посвящённый, в основном, законопроекту о мобилизации, который Кабмин внёс в парламент.
Его главная цель на самом деле технологическая. Он необходим не для того, чтобы усилить ВСУ, а создать проблемы Залужному, повесив на него и «могилизацию» полумиллиона украинцев, и призыв в ВСУ инвалидов, и снижение призывного возраста до 25 лет. Именно по этой причине Залужный и вышел к журналистам.
Главным месседжем на пресс-конференции Залужного было опровержение заявлений президента о необходимости «могилизации» 500000 украинцев.
«Военное командование не делало запрос на мобилизацию 400—500 тысяч украинцев!», — объявил главный военный.
Как так? Ведь последние недели президент Украины только и делал, что обвинял военное руководство, будто то требует от него полмиллиона живых душ для отправки на передовую.
А тут выходит Валерий Залужный и прямым текстом опровергает:
«Кого будет призывать государство — не моя компетенция. Мне нужны люди, мне нужны боеприпасы, мне нужно оружие для того, чтобы продолжить ведение боевых действий».
То есть генерал перекладывает всю ответственность за обеспечение армии на государство: президента, премьера, главу Минобороны и монобольшинство в Верховной раде.
Опять же Залужный оказался единственным, кто стал комментировать самые болезненные вопросы мобилизации, тогда как «слугам народа» поступил прямой приказ с Банковой отмалчиваться или посылать журналистов к военспецам. Такая открытость и смелость сразу возвышают главкома ВСУ в глазах «маленьких украинцев».
В общем, главком ВСУ на глазах превращается из военного в политика. Он выиграл у Зеленского первый раунд, касающийся усиления мобилизации, перебросив ответственность на президента и правительство. Дескать, моё дело воевать, а обеспечивать ВСУ всем необходимым для «победоносных сражений» должно государство и его первые лица. Не только ж им на обложках мировой прессы светить.
Правда, Банковая перехватила удар и призвала «военное командование» публично, на заседании комитетов рады обсуждать способы и потребности в мобилизации. Но переиграть Залужного и тех, кто его ведёт, не вышло. Главком сразу зашёл с козырей.
Он признал и потерю Марьинки, пообещав её когда-нибудь отвоевать, и не стал скрывать скорого ухода ВСУ из Авдеевки. Залужный сказал, что «войска выйдут из Авдеевки, как только защищать её станет невозможно».
По сути, главком ВСУ произнёс сакраментальное: «люди важнее территорий».
Этот принцип кардинально отличается от позиции Зеленского «держим любой участок любой ценой». Все помнят, кто требовал держать «крепость Бахмут» до конца или, как минимум, до встречи с Байденом в Японии. И сколько там полегло ВСУшников, тоже помнят.
Понятно, что главком ВСУ тоже не горит желанием вести исключительно «умную войну» с минимальными потерями, но если его позиция будет хоть на миллиметр менее безумная, чем у президента, он моментально в глазах украинцев станет героем.
Впрочем, это и так уже происходит: 72% украинцев негативно оценивают возможную отставку Залужного. А уровень доверия к военному руководству у граждан Украины на 10—15% выше, чем к руководству политическому. И чем дальше будет затягиваться война, тем более чёрными красками будет отсвечивать образ «не лоха».
То, что мы сегодня наблюдаем в украинском «терраририуме» — это повышение ставок внутри страны. И показатель того, что на внешней арене Украина уже не в состоянии что-то повышать или требовать. Там её всё равно не слышат и не замечают. Так что война теперь становится внутренней проблемой Украины и приобретает все черты гражданского конфликта.
Судите сами: если ближайшее заседание Рады намечено не раньше 10 января, то зачем вносить скандальный закон, от которого открещивается Залужный, в сессионный зал сейчас? Ведь за него всё равно голосовать не будут. Значит, вброс сделан для того, чтобы дискредитировать главкома ВСУ Залужного и спровоцировать (по возможности), его отставку. Это работа Банковой. Но вот кураторы Украины играют тоньше...
«Нам хотят показать, что есть люди войны — это Залужный, требующий мобилизации, и Кабмин, вносящий законопроект про мобилизацию. Кабмин, который и так собираются менять. И есть люди мира — те, кто готовы людей войны поменять. Условная Маркарова, и другие представители США», — объясняет прямо из СИЗО нардеп Дубинский.
Нелишне напомнить, что в октябре, во время визита госсекретаря Блинкена, Зеленскому было предложено поменять Кабмин и передать бразды правления в руки американских кураторов. Но Вашингтон получил отказ, а в окружении главы Офиса президента Ермака долго рассказывали, как Киев показал США дулю и поступил по-своему.
Через три месяца американцы снова «постучали в эти двери», только ситуация на Украине значительно ухудшилась...
Светлана Манекина