Россия продолжает принимать людей, которых экстренно вывозят из Донбасса. У многих из них есть где остановиться; тех же, кто едет наугад, расселяют в пунктах временного размещения — под эту роль оптимизировали детские лагеря, пансионаты и студенческие общежития. Здесь беженцы из самопровозглашённых республик будут пережидать вновь разгорающуюся войну. Сколько на это потребуется времени — неизвестно; судя по размаху боевых действий и заявлениям политиков, на скорое умиротворение рассчитывать не стоит.
Эвакуация и весна
Россия продолжает принимать у себя людей из Донбасса. Теперь беженцев (речь не о юридическом статусе, а о людях, которые бегут туда, где безопасно) принимает не только Ростов — на автобусах и поездах их развозят в Воронежскую, Курскую, Белгородскую, Брянскую и другие области.
Если не знать об эвакуации, складывается ощущение, что никакого режима ЧС в Ростовской области нет. Поток беженцев через КПП Матвеев Курган стих уже к концу второго дня — вечером 19 февраля очередей к автобусам там уже не было. Многие уезжали на машинах, и распознать в них беженцев можно было, лишь спросив.
Тех, кому в России негде жить и кто едет сюда фактически в пустоту, расселяют в пунктах временного размещения (ПВР). В Ростовской области их уже 188, в 100 из них живут 6,9 тыс. человек. Мы отправились в один из таких ПВР — в студенческое общежитие Донского государственного технического университета в городе Шахты, что в часе езды от Ростова. Он только начал работу — из 450 мест занято лишь 50. Представители ростовских властей лично проводят здесь экскурсию для журналистов. Мы застали ее в комнате на двух человек.
Жильцами оказалась пожилая пара — 80-летние Валентина Семеновна и Геннадий Анатольевич. Они приехали из Луганской области — дети и внуки остались там, их перевезли к родным в поселок рядом с российской границей (считается, что чем к ней ближе, тем безопаснее).
Комната, как, впрочем, и всё общежитие, явно видала дни получше, однако наших собеседников это не смущает — напротив, об эвакуации Галина Семеновна рассказывает с благодарным восторгом.
— Ехали, конечно, не зная куда. Но нас везли замечательно: была колонна машин, сигналки, сопроводитель, нигде не задерживали. Сюда приехали — столько внимания, всё предоставили. В общем, отношение очень хорошее — за чем ни обратимся, во всем помогают, — делится она. — Денежное пособие уже получили. Волонтеры отвезли нас в банк, все помогли, оформили карточки. Сегодня опять отвезли, деньги уже на карточках, все сняли, привезли обратно.
К утру 20 февраля за выплатами в 10 тыс. рублей, о которых ранее объявил президент РФ Владимир Путин, обратились уже более 2,5 тыс. человек. Деньги рассчитаны на всех независимо от того, есть у людей российский паспорт или нет.
— Я вообще планировала переезжать весной с детьми в Россию — у меня уже паспорт есть, прописка. Но пришлось уехать раньше, — рассказывает 38-летняя жительница Дебальцево Юлия. С ней мы говорим, пока она ждет расселения в ПВР — детский оздоровительный лагерь «Котлостроитель» под Таганрогом. — Хотелось бы сделать это всей семьей — муж там остался. Сейчас мужчины из республик выехать не могут.
Мужчин среди эвакуированных действительно очень мало — те немногие из них, очевидно, старше призывных рамок. Остальных мобилизуют на случай войны.
— Муж отправил нас сюда с детьми. Сказал: «Уезжайте, я останусь — это мой долг», — рассказывает 31-летняя Анна.
В лице нет ни страдания, ни мученического смирения, ни трагической серьезности — в конце концов, надо решать бытовые вопросы с расселением. Она приехала с детьми на машине и хотела бы поскорее вернуться домой, в Донецк.
С Анной мы познакомились около другого ПВР под тем же Таганрогом — в детском оздоровительном комплексе «Спутник» на берегу Азовского моря. За его бирюзово-желтой оградой — невысокое здание, стилизованное под сказочный замок, и фигурки бравых пионеров — мальчик с горном и девочка, поднявшая руку в пионерском приветствии. За комплексом виднеется море — такое мирное, в мягких солнечных лучах. Если бы не холодный ветер, можно подумать, что уже наступила весна. И всё хорошо.
На дипфронте без перемен
Война в Донбассе тем временем продолжает набирать обороты — по данным миссии ОБСЕ, число нарушений режима прекращения огня становится всё больше: 19 февраля СММ зафиксировала 591 нарушение в Донецкой области (днем ранее их было 222) и 975 в Луганской (до этого 648). Приходят новости о гибели гражданских — опубликованы фото разрушенных домов в луганском поселке Пионерское, где во время артобстрела погибли как минимум два человека.
Не легче обстоят дела и на дипломатическом фронте — об этом говорят срыв внеочередной встречи Трехсторонней контактной группы (ТКГ) и заявления сторон. Громким стало выступление Владимира Зеленского на Мюнхенской конференции по безопасности. В своей речи президент Украины заявил: если его стране не предоставят гарантии безопасности, Киев пересмотрит свой отказ от ядерного оружия (ЯО).
Он был зафиксирован в Будапештском меморандуме, который Великобритания, Россия, США и Украина подписали в 1994 году. В обмен на этот отказ другие подписанты обязались уважать суверенитет Украины и воздерживаться от применения силы в ее отношении. Сейчас Киев обвиняет Москву в том, что она нарушает свои обязательства по этому документу; в Мюнхене Владимир Зеленский потребовал провести саммит Будапештского меморандума. По его словам, если он не состоится или Украине не предоставят гарантий безопасности, она посчитает документ больше недействительным.
Россия эти претензии отвергает. В своей реакции на контрпредложении США по гарантиям она напомнила: украинский конфликт — внутренний, а на такие войны Будапештский меморандум не распространяется.
— Заявление Зеленского скорее полемическое. Потому что если Украина будет нарушать Договор о нераспространении ядерного оружия, она может оказаться в положении страны-изгоя, против которой могут применить санкции, как, например, это происходит с КНДР, — сказал «Известиям» глава Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. — К тому же не вполне ясно, насколько Украина с утратой навыков в сфере ядерных технологий сможет создать эффективное, надежное ядерное оружие.
По оценке эксперта, своим заявлением Владимир Зеленский хотел бы не столько пригрозить России, сколько привлечь внимание западных стран. Пока они много говорят об Украине, но это не конвертируется в ускоренный прием страны в НАТО. Воевать за нее никто не собирается и эта позиция раздражает украинское руководство, резюмировал Андрей Кортунов.
Тем временем США и Великобритания продолжают утверждать, что Россия вот-вот вторгнется на Украину.
— План, который мы видим, напоминает нечто, что может стать крупнейшей войной в Европе с 1945 года с точки зрения масштаба, — сказал 20 февраля в интервью BBC британский премьер Борис Джонсон.
В Москве эти утверждения вызывают недоумение.
— Россия, которая пережила столько войн, — это последняя страна в Европе, которая вообще хочет даже произносить слово «война», — подчеркнул в тот же день эфире «России 1» представитель Кремля Дмитрий Песков.
На этом фоне единственная обнадеживающая новость — телефонный разговор Владимира Путина с его французским коллегой Эммануэлем Макроном — их шестой контакт с конца января. После него Елисейский дворец анонсировал серию консультаций и дипломатических шагов — от переговоров глав МИД до скорейшей встречи ТКГ.
Автор: Екатерина Постникова
Заглавное фото: РИА Новости/Максим Богодвид