"ЗАВТРА". Константин Валентинович, прокомментируйте, пожалуйста, ход Специальной военной операции.
Константин СИВКОВ. В первую очередь я бы отметил, как была отбита самая масштабная атака 42-х беспилотников ВСУ на Крым: 9 из них уничтожены средствами ПВО, а 33 дрона нейтрализованы средствами радиоэлектронного подавления (РЭП) — БПЛА сбились с курса и потерпели крушение. Это говорит о том, что система борьбы с подобными целями у нас теперь отлажена.
В целом эффективность российской системы обороны признали даже недоброжелатели. Так, бывший начальник ЦРУ, генерал американской армии Дэвид Петреус, который командовал войсками США в Афганистане и Ираке, чётко сказал, что американская армия никогда в своей истории не сталкивалась с такой обороной. Он официально признал, что американская армия преодолеть эту оборону не сможет. Это первое.
Второй момент — продолжающаяся битва на Запорожском направлении. Особенно тяжёлые бои идут вокруг Работино. Большого продвижения у ВСУ там нет. Противник традиционно несёт большие потери.
Тактически ВСУ действуют малыми группами, небольшим составом — вопреки мнению американцев, которые говорят, что необходимо наносить массированные удары. Но командование ВСУ понимает, что крупными силами они действовать не могут, потому что для этого их нужно собрать на исходных позициях.
Если проводить исторические параллели, то можно вспомнить, как наступали немцы на советские позиции во время Курской битвы. Они, сосредоточив силы для главного удара, ввели в бой сразу несколько сотен танков с каждого из двух направлений: северного и южного. И тогда советские войска нанесли удар по готовившимся в атаку гитлеровцам, которые в результате понесли большие потери в артиллерии, отчасти в пехоте и танках. Противник был дезорганизован и первый удар нанёс силами авиации. Это было их ошибкой. В итоге немецкие штурмовики потерпели неудачу, их успешно сбивали в воздушных боях, но главным образом — при помощи зенитной артиллерии, которую немцы планировали уничтожить, но не смогли этого вовремя сделать.
Сейчас ситуация для ВСУ ещё хуже. Если бы они собрали, скажем, группировку войск, где есть 400—500 танков, порядка тысячи бронированных машин, 60—100 тысяч человек, чтобы их сразу бросить в бой, то, в принципе, это могло бы обеспечить успех…
"ЗАВТРА". В чём же дело, почему они не послушали западных кураторов?
Константин СИВКОВ. Первое, что они получили бы в ответ, — удар по этой группировке силами нашей фронтовой авиации, которая методом коврового бомбометания уничтожила бы эти украинские войска. Именно потому, что мы контролируем воздух, ВСУ не могут действовать крупными силами. Их надо где-то сосредотачивать. А как только они оказываются в одном месте, по ним сразу наносится удар.
Поэтому ВСУ действуют малыми группами. Против малой группы применять тяжёлый бомбардировщик несерьёзно. По небольшим районам сосредоточения мы регулярно работаем вертолётами, штурмовой авиацией.
"ЗАВТРА". Что нового показала Спецоперация в военном деле?
Константин СИВКОВ. На повестке дня весьма актуальный вопрос о балансе между системами оружия, имеющими огромную стоимость, являющимися высокоэффективными и обладающими огромным боевым потенциалом, с одной стороны, и массовыми, очень простыми и дешёвыми системами вооружения — с другой. Правильный баланс очень важен.
Много новой полезной информации военные получили, в частности, о беспилотниках и работе систем ПВО против них. И мы, и американцы давно занимались беспилотной боевой авиацией, беспилотными танками и подобным вооружением. Я ещё в 1991 году лично видел в действии на тот момент советский полноценный танк-робот. Но вопрос другого направления — малые беспилотные летательные аппараты, по сути дела, квадрокоптеры, которые в магазинах находились в свободной продаже, и никто на них особого внимания не обращал. Сейчас эти простейшие дроны начинают вести между собой бои, тараня друг друга. Значит, надо делать боевой беспилотник, не только несущий на себе гранатомёт, но и способный приблизиться и уничтожить в воздушном бою аппарат противника, например, с помощью пулемёта. В советское время такие вещи уже делались, да и сейчас наверняка имитируются воздушные бои между моделями самолётов разных исторических периодов. Это необходимо брать на заметку.
Или другой пример. Всегда считалось, что сверхмощные, набитые под завязку электроникой танки будут господами на поле боя. Нет! В зоне боевых действий использование танков, например, довольно нечастое. В основном они используются как сильно защищённые самоходные артиллерийские установки. И в подобных условиях, скажем, старые танки, типа Т-55 или Т-62, в качестве САУ ничем не уступают тому же самому Т-90М, когда они могут бить на полную дальность навесным огнём по невидимой цели. Пушка у всех одинаково бьёт на одно и то же расстояние, снаряды сопоставимы по весу и так далее. Война открыла массу таких нюансов.
"ЗАВТРА". Каков ваш прогноз развития событий на Украине в ближайшей перспективе?
Константин СИВКОВ. Можно сказать, что на сегодняшний день украинское наступление захлебнулось. Запад не знает, что делать и находится в панике. Дальше ситуация на фронте будет определяться политической обстановкой.
Это связано и с БРИКС, и с пониманием США, что дела их катятся в кризисном направлении. У них остаётся единственный шанс остаться хозяином положения — это ядерный шантаж в отношении всего мира. Глава Стратегического командования ВС США Энтони Коттон заявил, что необходимо срочно разрабатывать стратегию для поддержания потенциала американских ядерных сил после окончания действия договора СНВ-3. То есть Соединённые Штаты готовятся, как минимум, к серьёзной ядерной гонке с Россией и отчасти с Китаем. Американцы вдвое увеличили закупки урана у Франции, но есть большая вероятность того, что сейчас из Нигера поставки урана Парижу прекратятся, а своего радиоактивного металла у Франции нет. Нельзя забывать, что во Францию доставлялось до 50% урановой руды именно из Нигера, и недавний госпереворот в этой стране со смещением профранцузского президента представляет серьёзную угрозу для Запада.
"ЗАВТРА". То, что в БРИКС приняли ещё 6 стран, тоже наносит удар по Западу?
Константин СИВКОВ. Да, расширение БРИКС, конечно, было знаковым событием. Причём очень важно, что в этой организации собрались 11 государств совершенно разных идеологических систем, общественных формаций, преследуя одну цель — построить многополярный мир.
Бразилия, Аргентина — это латиноамериканская цивилизация. ЮАР, Египет — африканская цивилизация. Иран, Саудовская Аравия — лютые враги, причём религиозные, но они собрались воедино и представляют свою, мусульманскую, цивилизацию. КНР — китайская специфическая цивилизация. Россия — евразийская цивилизация. То есть в БРИКС представлены ведущие страны всех незападных цивилизаций. Вопрос присоединения других государств — вопрос времени.
Для Запада это смерти подобно. Западная цивилизация на протяжении всех предшествующих столетий жила за счёт ограбления других народов. И когда она лишается доступа к дешёвому сырью и ресурсам, то обречена на радикальную реорганизацию. Запад в том виде, который мы знаем сегодня, с его жизненными установками, исчезнет с лица земли. На его месте будет что-то другое, с иными людьми и новыми элитами. Они будут жить совершенно по другим принципам и отнюдь не будут господствовать над миром. Конечно, Запад делает всё, чтобы не допустить развития такого сценария, готовится, вплоть до ядерной войны. Поэтому вся наша борьба впереди.
Беседовал Дионис КАПТАРЬ
Константин Сивков, Дионис Каптарь