Русские Вести

Донбасские встречи


Немного снисходительно, а то и с сочувствием водитель в Донецке, как и вообще в ДНР, подскажет тебе, что надевать ремень безопасности не обязательно. Дело здесь не в южном залихватском темпераменте, а как раз в той самой безопасности: «Если начнется обстрел, нужно побыстрее выбраться из машины – как ты это сделаешь, если ремень заклинит, а? Нет, гаишники штрафовать не будут – по крайней мере до тех пор, пока все это «веселье» не прекратится. Поскорее бы, кстати. Ладно, выдюжим. Вместе с Россией-то»…

Еду на встречу с молодыми ребятами – сотрудниками «Рассвета», молодежной многопрофильной благотворительной организации, действующей в ДНР. Вот некоторые из направлений ее деятельности: первая медицинская помощь, тактическая медицина, самооборона, интеллектуальные дебаты, туризм, альпинизм... Работают здесь волонтеры – спасатели, медики, водители, педагоги, студенты, школьники. Слов на ветер не бросают, цену каждой минуты знают. За эту минуту можно жизнь человеку спасти – зачем, спрашивается, болтовней заниматься? Не без законной гордости показывают медали «За спасение жизни»: «Это мы в Мариуполе работали. А это – здесь. Много работы». На жителя «континента», «большой России», смотрят и испытующе, и по-доброму – понимают, что требуется время, чтобы вникнуть в местные реалии. Они-то в военной действительности, считай, всю жизнь – отсюда, может, и снисходительность к согражданам с большой земли. Но и требовательность есть: «Мы – тоже Россия. А вы – тоже Донбасс. Просьба не забывать…». Вот что рассказали мои собеседники-дончане о повседневной жизни у себя на родине. Точнее – на нашей Родине.

Всеволод Белый-Лещенко, врач-спасатель и руководитель «Рассвета»:

– Организация находится на самообеспечении, внешних источников финансирования пока нет. Наша основная задача: подготовка многопрофильных кадров, патриотически настроенных к России, владеющих всеми необходимыми навыками для оказания медицинской помощи, и, разумеется, благотворительность. Уровень жизни в ДНР невысокий: цены выше московских, а зарплаты ниже ростовских, так что благотворительность весьма и весьма актуальна в наших условиях. Учтем еще, что население ДНР стареет: за 10 лет боевых действий уехало очень много народу, особенно молодежи – остаются либо самые стойкие, либо те, кому просто некуда ехать. Пожилым людям, пенсионерам уезжать некуда по большей части: много стариков брошенных, а организации, занимающиеся уходом за ними, также требуют серьезной финансовой поддержки.

Богдан Винников, демобилизованный студент-медик, заканчивает 5-й курс Донецкого национального медицинского института, заместитель руководителя «Рассвета» по патриотическому воспитанию:

– Что же касается патриотической направленности нашего «Рассвета», то время войны на Донбассе, думаю, прекрасно научило нас различать деятельную, подлинную любовь к России от пустых заклинаний и о «как бы патриотизме». За годы войны на Донбассе, за все это время, поверьте, мы многое увидели, многому научились. Мы сидели в подвалах, укрываясь от обстрелов, под дикий злорадный хохот бывших «сограждан», искренне желавших нам «сдохнуть». Мы знаем, как выглядят трупы детей на улицах, знаем, что значит постоянно жить под угрозой оказаться таким же трупом – и все это под ухмылки «цивилизованного мирового сообщества». Спасибо, насмотрелись. Впечатление, признаюсь, так себе. Так что нам не до пустых и глупых речевок – Россию мы действительно любим: кто еще, спрашивается, может спасти нас, и спасает от гибели? Патриотизм здоровый: я сам пошел работать спасателем, как и многие мои сверстники. Да, часто бывало страшно, бывало и ужасно, но я очень рад, что мне удалось, да и до сих пор удается помогать своей Родине. Ведь, понимаете, о ней, о Родине-то, помнить надо не только тогда, когда наступает время выплаты социального пособия или зарплаты, оформления земельного участка или квартиры – помнить о России, мне кажется, нужно и тогда, когда ты, вот ты сам, можешь помочь ближнему. Просто потому, что мой ближний – неважно, где он живет – здесь, в Донецке, или на Дальнем Востоке – это тоже часть России. Если на то пошло, я помогаю тем, кто без моей помощи не выживет: будь то раненный боец или мирный житель, бедный старик, голодная бабушка.

Ольга Сотникова, заместитель руководителя «Рассвета» по волонтерскому направлению:

– Я здесь всю жизнь живу. Я – дончанка. С какого такого перепугу мне уезжать из родных мест? Мало ли, что страшно…Ну, бывает иногда. Сейчас, правда, полегче. Да, попадала под обстрелы, да, сидела в укрытиях. Самое противное при обстреле – знаете, что? Это когда ты идешь по улице в новом костюме, вся такая красивая и радостная, а тут обстрел начинается, и ты такая думаешь: «Блин, новый же костюм! Испортят же, гады, своими обстрелами – ты ж упасть должна и лежать на земле. В каком, спрашивается, виде, я дальше пойду?». Ну, ничего: обстрел заканчивался, поднималась, шла дальше. Сейчас вовсю занимаемся волонтерской деятельностью: помогаем другим людям чем можем. Убедилась, что это не красивые слова, а правда: самая большая для тебя награда – благодарность и добрая улыбка того, кому привез продукты, одежду или медикаменты.

Всеволод, волонтер:

– Я считаю неверным мнение, будто Россия заступилась за Донбасс. Простите, но те годы, в которые мы живем в условиях боевых действий, по моему убеждению, говорят о том, что это Донбасс вступился за Россию. И если бы этого не произошло, сейчас бы Россия серьезно изменила свою географию, и не в лучшую для страны сторону. По моим наблюдениям, многие люди (тогда, по крайней мере) оказались не готовыми защищать свою страну – может быть, сказались десятилетия относительного достатка и спокойствия, а то и избалованности; может быть, какая-то расхлябанность, расслабленность, вызванная агрессивной пропагандой консюмеризма и комфорта. А вот Донбасс вступился за Россию, показал, что, оказывается, есть вещи поважнее кочевания по курортам и «шопинг-центрам», что России и русским, оказывается, есть что защищать, если они хотят оставаться самими собой, конечно. Ведь ненависть к нам, русским, никуда не делась – зачем обманывать самих себя. В каком-то смысле цель нашей деятельности воспитательная, и это воспитание очень бы пригодилось многим нашим соотечественникам «на континенте», в большой России, я считаю. Сейчас не время благодушествовать и пить кофеек со смузи – где-где, а на Донбассе ты это ощущаешь кожей, если через голову не доходит. Имеет смысл приехать на несколько дней сюда, чтобы понять, или начать понимать, по крайней мере, разницу между пустыми словами и настоящим патриотизмом. Впрочем, если попадешь под обстрел, то и пары минут хватит, говорят. В общем, все серьезно: нам очень нужно воспитать в себе действительную и действенную любовь к своей стране и ее народу.

Все – хором, вразнобой и иногда перебивая друг друга, с восторгом:

– Куда бы хотелось съездить в России? Да любой регион интересен, ведь почти нигде и не были. Дальний Восток – вот это было бы здорово! Сахалин, Камчатка, Хабаровск, Владивосток – слушайте, сейчас это воспринимается как другая планета какая-то, честное слово. Живешь в Донецке, а мечтаешь, например, о камчатских вулканах, о Курильских островах…Говорят, в Хабаровске очень красивая набережная, да? А и Южно-Сахалинск тоже красивый? И Невельск? И…ой, слушайте, хватит дразниться! В России везде интересно – надеемся, удастся поездить, по-настоящему познакомиться с родной страной. Нам бы только здесь разобраться, как следует со всем...

Петр Давыдов

Источник: www.stoletie.ru