В последние дни много говорится о судьбе пленных и политзаключенных, обсуждаются вероятность обмена или другие форматы их освобождения. Судилище над главным редактором РИА Новости Украина Кириллом Вышинским, которое состоялось накануне в Киеве, в очередной раз доказало, что украинская сторона не способна на конструктивный диалог и наплевательски относится к собственным законам.
Заложники подлости Ирины Геращенко
Адвокат Валентин Рыбин, представляющий интересы нескольких политзаключенных и пленных граждан РФ, прокомментировал эту тему редакции Новостного агентства «Харьков».
«Вопрос этот достаточно древний. 27 декабря 2017 года Украина обязалась передать в ЛДНР российских граждан в обмен на украинских. Они были вывезены в Святогорск на пункт обмена. По этим гражданам были проведены формальные процедуры, вследствие которых они могли быть переданы непризнанным Республикам. Мои подзащитные Евгений Мефедов, Игорь Кимаковский были доставлены на пункт обмена. И утром 27 декабря, когда граждане Украины, которых передавали в ДНР и ЛНР, грузились в автобусы, Ирина Геращенко, находившаяся в Святогорске, запретила вывозить граждан РФ. По ее указке их оставили в пункте сбора, а потом их развезли по СИЗО. Я не знаю: может, ей кто-то другой довел это решение. Но именно она дала команду», — вспоминает Валентин Рыбин.
В Красноармейском суде (Донецкая область) петербуржца Игоря Кимаковского защищает государственный адвокат. Но Валентин Рыбин поддерживает с ним связь и представляет его интересы дистанционно.
«Кимаковский занимался сугубо волонтерской деятельностью, обеспечением жизнедеятельности детских садов, учебных заведений в Дебальцево и близлежащих городах. Попал он в плен совершенно случайно: в неразберихе выехал на блокпост к украинским военнослужащим. И все, что у него нашли из военного, — это какой-то пистолет. Потом оказалось, что пистолет обнаружили, когда Игоря не было в машине. Сейчас уже в материалах дела есть подтверждение, что пистолет нашли, когда Кимаковскому уже заломали руки и увели. А через день оказывается, что в автомобиле были какие-то строительные материалы», — рассказывает правозащитник.
По поводу пленных и политзаключенных россиян украинские СМИ и правозащитные шарлатаны разгоняли истерию, известную как кампания «Заберите своих». Активно рвала глотку, повторяя слова «заберите своих», та самая Ирина Геращенко, которая, в нарушение договоренностей, вернула россиян с обмена в СИЗО.
«В результате был дан четкий сигнал из ДНР и ЛНР: ребята, обмена с вами больше не будет. Ирина Геращенко потом прыгала вместе с другими по ПАСЕ, кричала, трясла списками: «Заберите своих, верните наших» и т. д. Но она понимала: то, что она сделала, — это провал всех переговоров. Сейчас ситуация поменялась. Дарья Морозова отписывается в ФБ, что вроде в минском формате наблюдаются сдвиги по вопросу пленных. Вот мы посмотрим, насколько этот конструктив будет оперативным, то есть насколько команда Зеленского готова быстро обдумывать, решать и предлагать варианты возможных обменов. Их на самом деле не так и много. Но нужна политическая воля. Не знаю, насколько Владимир Зеленский заряжен этой волей. Я не знаю, какие люди им сейчас назначены заниматься этим вопросом. Ни о ком, кроме Кучмы, я не слышал. Но если эти люди есть, то хотелось бы, что они шевелились быстрее», — продолжает адвокат.
Односторонний жест для Медведчука
По мнению адвоката, недавний эпизод с освобождением четырех украинских пленных в ЛДНР по просьбе председателя политсовета партии "Оппозиционная платформа - За жизнь" Виктора Медведчука не отражается на общей проблеме обмена. ЛДНР таким встречным шагом показали свое желание работать в формате обмена "всех на всех". Однако Рыбин подчеркивает, что этот встречный шаг — неофициальный. То есть, он не был привязан к официальному списку удерживаемых лиц. И таким образом Медведчук просто ловко хотел подставить президента Зеленского, показав ему, что он может на неофициальном уровне освобождать удерживаемых лиц, и что его партия может осуществлять определенные шаги по установлению мира. Рыбин отмечает, что проблема Зеленского в том, что он должен был реагировать немного быстрее. Пока его люди только что-то начинают думать, Медведчук уже четырех освободил.
«Вопросов нет. Медведчуку надо поаплодировать. Я в данном случае поддерживаю такую инициативу: всё правильно, пусть освобождает и дальше. Вопрос в другом: ЛДНР освободили четверых. Но они же теперь ждут и от Украины каких-то встречных шагов. А Украина может освобождать удерживаемых лиц официально только по соответствующим процедурным моментам. Это должны быть или решения судов, или решения об изменении меры пресечения удерживаемым лицам, или соответствующее решение президента, если по отношению к удерживаемым есть уже приговоры... Например, по Ольге Ковалис, Павел Черных, Аркадий Жидких, Руслан Гаджиев есть приговоры. По ним нужно решать вопрос относительно помилования. Это всё в ведении президента. Другой вопрос: что долго власть Зеленского «расщучивается» с минским форматом (в вопросе обмена). Нужно спешить. Нужно играть на опережение того же Медведчука», — считает В. Рыбин.
Но почему же не наблюдается ответный жест доброй воли со стороны Украины? Адвокат уверен, что ждать от государства встречных шагов доброй воли не приходится, поскольку Республики освобождали силовиков по просьбе Медведчука, а не Украины. Данная инициатива Медведчука не была связана с минским форматом и работой гуманитарной подгруппы. К официальным движениям между ЛДНР и Украиной это никакого отношения не имеет.
Валентин Рыбин убежден, что Украине нужно придерживаться тех форматов, которые заданы изначально. В том числе проводить переговоры об обмене или другом формате освобождения людей.
«Недавно президент РФ сказал относительно задержанных украинских моряков, что вопрос их передачи будет решен спокойно в рабочем порядке после завершения уголовного производства. Четкий сигнал: ребята, не мешайте завершать уголовное производство, ведите переговоры и забирайте их. Более того, Россия вообще хотела освободить моряков под гарантии преследования их в украинском уголовном производстве. Украина отказалась. То есть Украине свобода моряков оказалась не нужна?!» — недоумевает адвокат.
Адвокат считает, что Зеленскому нужно напрямую работать через своих представителей с ЛДНР и вырабатывать позицию по обмену всех на всех, а не передавать ее тем людям, которые что-то могут сделать в одностороннем порядке.
«Украинский президент должен инициативу перехватывать на себя в минском формате, а не передавать ее тем людям, которые что-то могут сделать в одностороннем порядке. Сейчас в этой предвыборной гонке, тот же Медведчук, естественно, будет вешать на себя заслуги за освобождение пленных. Поэтому мы ждем дальше, когда официальные власти достигнут соответствующих договоренностей, поскольку представитель Украины в Минске Кучма об этом говорил, что будут достигнуты договоренности по обмену и людей будут менять», — резюмировал адвокат.
Евгения Кравцова