Жидкая вода на Марсе могла быть ещё 200 000 лет назад

Новое исследование показало, что жидкая вода на Марсе была совсем недавно — всего 200 000 лет назад, сообщает LiveScience. Результаты были опубликованы в международном научном журнале Icarus.

«Мы обнаружили очень молодой кратер в средних широтах южного полушария Марса с признаками жидкой воды в недавнем прошлом Марса», — говорит Андреас Йонссон из Университета Гетеборга.

Южное полушарие Марса является домом для кратера, который вмещает очень хорошо сохранившиеся овраги и следы потоков. Геоморфологические атрибуты этих рельефов свидетельствуют о том, что они были сформированы под действием жидкой воды в геологически недавнем прошлом.

Следы жидкой воды

Когда осадок на склоне насыщается водой, смесь может стать слишком тяжелой, чтобы оставаться на месте, что приводит к появлениям потоков мусора и воды, точнее их смеси. Это называется селевые потоки. Селевые потоки на Земле часто вызывают значительные разрушения и даже человеческие жертвы, если приходят в населенные пункты. Во время такого события смесь камней, гравия, глины и воды быстро движется вниз по склону. Когда поток постепенно останавливается, он оставляет характерные особенности на поверхности.

Именно такие особенности Андреас Йонссон и определил на Марсе. Исследовательская группа сравнила марсианские рельефы с известными селевыми потоками Шпицбергена, используя аэрофотосъемку и полевые исследования. Селевые потоки на Марсе приводят подтверждения того, что не так давно в регионе была жидкая вода.

«Наша полевая работа на Шпицбергене позволила нам точно интерпретировать марсианские отложения. Что нас удивило, так это то, что кратер, в котором селевые потоки сформировали эти отложения, был очень молод», — говорит Андреас Йонссон.

После ледникового периода

Статистика кратеров позволила Йонссону и его коллегам определить, что возраст кратера составляет примерно 200 000 лет. Это означает, что кратер образовался вскоре после самого последнего предполагаемого ледникового периода на Марсе, который завершился около 400 000 лет назад.

«Овраги весьма распространены на Марсе, но те, что изучались ранее, старше, поэтому их связывают с более ранним ледниковым периодом. Наше исследование марсианского кратера показало, что он крайне молод для таких ассоциаций. Процессы таяния, которые сформировали обнаруженные отложения, были крайне эффективными, но произошли в более позднее время».

Исследуемый кратер находится в средних широтах южного полушария Марса, и образован в своеобразном «крепостном вале» другого крупного кратера. Этот крепостной вал «цветочной» формы, и ученые интерпретируют эту форму как результат влияния воды или богатой льдом земли.

«Сначала я подумал, что вода, образовавшая эти селевые потоки, появилась в результате таяния льда внутри «крепостного вала». Но когда мы взглянули поближе, мы не нашли никаких трещин или разломов в кратере, которые могли стать трубопроводами для этой воды. Более вероятно то, что вода образовалась в результате таяния снежного покрова, оставшегося от последнего ледникового периода. И это возможно, поскольку орбитальная ось Марса в прошлом была более наклонной, чем сейчас».

Илья Хель

Источник: hi-news.ru

войдите Vkontakte Yandex

Комментарии 1

1. Пётр Веклич 28 февраля 2016, 19:21 # 0
    Есть основания считать, что вода на Марсе исчезла примерно 153000 лет назад, когда была война на планете Фаэтон (там, где сейчас пояс астероидов). Наши предки даже вели один из календарей начиная с времени этой войны (летосчисление от Ассы Деи; Земля Дея — это и есть Фаэтон, Асса — война). В результате этой войны планета была уничтожена, видимо, досталось и Земле Орея-Ария (Марсу). Погибла вся жизнь на поверхности, почти исчезла атмосфера и вода. Эти события примерно укладываются во время, установленное учёными. По моему мнению, за Марс воевали две паразитические цивилизации, каждая из которых хотела, как и на Земле, захватить планету с целью грабежа полезных ископаемых. Следы горных или подземных разработок видны на космических снимках, напр., самый большой «вулкан» в Солнечной системе (террикон) Олимп высотой 21 километр. Но это ещё не всё. Рискну предположить, что жизнь на Марсе постепенно восстановилась. Но примерно в 1950-е годы некоторые учёные обратили внимание на странные вспышки на Марсе — не исключено, что это были термоядерные взрывы новой войны. После этого поверхность Марса стала такой, как мы её наблюдаем сейчас. Возможно, было применено и гравитационное оружие, на планету был сброшен астероид, от удара которого осталась огромная трещина (каньон Valles Marineris), о которой ни один из астрономов ранее почему-то не сообщал. Каналы, наблюдаемые ещё в 1800-х годах, были засыпаны песком, как и построившая их цивилизация. Такая же участь ожидает и нашу планету, если мы не избавимся от ментального сна через просветление разумом и позволим социальным паразитам окончательно превратить нас в рабов.
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.