Русские Вести

Зачем учёные возвращают с того света вымерших животных


Говорят, что с того света не возвращаются. Но ученые готовы оспорить это утверждение. Уже несколько стартапов с помощью технологий клонирования готовятся к воскрешению ряда исчезнувших видов животных. Среди них мамонт, тасманийский волк, европейский дикий тур, пиренейский козел букардо, заботливая лягушка (она вынашивала потомство у себя в желудке) и белый носорог. Недавно это число выросло до семи: в лист ожидания попал Маврикийский дронт или, как ее еще называют, птица додо.

ВНИМАНИЕ, СЕЙЧАС ВЫЛЕТИТ ПТИЧКА!

Многие из нас знакомы с птицей додо с детства, поскольку она была персонажем популярной музыкальной сказки “Алиса в стране чудес” на стихи Владимира Высоцкого. И в книге Льюиса Кэрролла она, конечно, тоже встречается.

Додо жили на необитаемом острове Маврикий, который был открыт в XVI веке. Моряки и колонисты истребили беззаботных нелетающих птиц практически за 100 лет - последний дронт был убит в 1681 году. Недавно компания Colossal Biosciences (специализируется на биотехнологиях и генной инженерии, ее стоимость оценивается в $1 млрд), заявила о завершении ключевой стадии проекта — полном секвенировании генома дронта. Для этого несколько лет специалисты компании искали образцы древней ДНК. Причем в самых разных местах. Например, перелопатили несколько тонн грязи в болотах Маврикия где располагаются естественные кладбища дронтов. Но подходящий генетический материал отыскали в одном из музеев Дании, на мумифицированным черепе сохранились остатки мягких тканей.

На следующем этапе ученые возьмут ДНК никобарского голубя (это ближайший родственника додо), и генетически отредактируют его таким образом, чтобы сделать максимально похожим на ДНК додо. Далее, полученный генетический материал поместят в яйцо, а его имплантируют самке никобарского голубя. А на выходе - вуаля! - мы получим животное, которое истребили 350 лет назад, объясняет Бет Шапиро, профессор эволюционной биологии Калифорнийского университета и ведущий палеогенетик Colossal Biosciences.

На бумаге все выглядит красиво, но возникает несколько вопросов, которые необходимо прояснить.

Додо жили на необитаемом острове Маврикий. Фото: Shutterstock

1. Воскрешение вымерших видов - это фантазии ученых?

Нет, это не так. Первое вымершее животное уже родилось на свет: в 2009 году ученые получили пиренейского козла букардо, вымершего в 2000 году. Правда, появившийся на свет козленок прожил всего 7 минут и умер из-за дефекта развития легких.

Но прецедент был создан. С животными, которые исчезли раньше, будет заметно больше хлопот. Дело в том, что период полураспада ДНК составляет примерно 521 года. Птица додо в этот временной горизонт вписываются. А вот с мамонтами (они вымерли 12 тысяч лет назад) уже проблемы.

- Классическое клонирование мамонта, о котором мы мечтали 10-15 лет назад, оказалось невозможным, - говорит доктор биологических наук Альберт Протопопов, руководитель Отдела изучения мамонтовой фауны Академии наук Республики Саха (Якутия). - На сегодняшний день чемпионом по сохранности является мамонт Юка, но попытка выделить ДНК из ее клеток, к сожалению, не увенчалась успехом. Наиболее реальный проект на сегодня - это создание гибрида слона и мамонта, этим сейчас занимается команда Джорджа Черча (генетик Гарвардской медицинской школы, основатель Colossal Biosciences).

Что же касается создания Парка Юрского периода и воскрешения динозавров, то эта затея на сегодняшний день выглядит совершенно нерешаемой.

2. А это точно будет мамонт?

К сожалению, нет. И вот почему. Вся наша генетическая информация записана в молекулах ДНК, объясняет доктор биологических наук Константин Северинов. Если эту информацию развернуть, то получится лента длиной 2 метра, на которой с помощью 6 миллиардов “букв” записано, кем является то или иное живое существо. Со временем эта “лента” распадается на фрагменты. Если прошло совсем уж много лет (как в случае с мамонтами), то запись будет напоминать книгу, которую пропустили через шредер. Ученые научились складывать этот паззл, но с ошибками. Потому что не всегда ясно, в каком порядке гены должны стоять в реконструированных молекулах ДНК.

Недавно группа исследователей под руководством Томаса Гилберта, профессора Копенгагенского университета, решила проверить: возможно ли воскресить вымершие виды. Учёные секвенировали геном тушканчиковой мыши с острова Рождества (Австралия), этот зверек вымер в начале прошлого века.

- Нам казалось, что это идеальный план, — поясняет профессор Гилберт. - Образцы ДНК хорошо сохранились. Кроме того, с реконструкцией ДНК вымершего вида все должно быть хорошо, потому что для сравнения мы использовали ДНК его ближайшей родственницы - норвежской крысы, а она отлично изучена. И тем не менее, несмотря на все усилия, нам так и не удалось восстановить примерно 5 процентов генома тушканчиковой мыши.

Для сравнения, генетические различия между человеком и шимпанзе составляют около 2 процентов. Это значит, что зверь вернувшийся с “того света”, будет мало похож на тот, которого мы потеряли.

Справедливости ради, надо сказать, что и маврикийский додо будет не совсем додо, а нечто среднее между вымершей птицей и никобарским голубем, признает Бет Шапиро палеогенетик Colossal Biosciences. Пробелы в геноме додо придется заполнять за счет выжившего родственника.

3. Зачем возрождать потерянные виды?

Мало того, что получить точную копию вымершего животного невозможно, так еще нет ни единого шанса создать более менее устойчивую популяцию. Ведь для того, чтобы в Арктике, к примеру, паслись стада мамонтов, нужны не один и не десять клонов, а несколько сотен генетически разных животных. Иначе мамонты при близкородственном скрещивании снова вымрут из-за вырождения.

Для чего же тогда нужны проекты стоимостью в сотни миллионов долларов?

- Я не знаю ни одного ученого, который бы задался целью создать точную копию вымершего животного и поместить его в зоопарк, - объясняет Джордж Черч, основатель Colossal Biosciences. - Задача состоит в том, чтобы спасти современные исчезающие виды. И заполнить пустоты в экосистемах, которые образовались после исчезновения тех или иных животных.

Иными словами, ученым нужен не мамонт, а нужен волосатый слон.

Цель проекта по клонированию мамонта в том, чтобы в первую очередь помочь выжить индийским и африканским слонам. Фото: Shutterstock

Цель проекта по клонированию мамонта в том, чтобы в первую очередь помочь выжить индийским и африканским слонам. Ведь территория их обитания неуклонно сокращается, а если слоны получат ген морозоустойчивости и обзаведутся шикарным шерстяным покровом, то они смогут адаптироваться к условиям арктической тундры. Ведь когда-то там процветали их родственники - мамонты.

А второе пришествие в Арктику волосатых слонов очень здорово бы помогло таким глобальным климатическим проектам, как плейстоценовый парк. Этот план, который сейчас реализуется в России, предполагает возрождение на территории Якутии (по площади это 6 Франций) такой экосистемы, как мамонтовая степь. Сейчас туда завозят оленей, бизонов и овцебыков. Они должны в поисках травы разрушать снежный покров - тогда температуры вечной мерзлоты снизится (сейчас она на 5 градусов выше среднегодовой температуры воздуха в Якутии). А это уменьшит выбросы в атмосферу метана - основного парникового газа. И отодвинет угрозу климатической катастрофы на Земле.

А для инвесторов, которые вкладываются в подобные проекты, живой маврикийский дронт или мамонт далеко не так важны, как научные открытия, которые будут сделаны для решения задачи воскрешения вымерших животных.

Ярослав КОРОБАТОВ

Источник: www.kp.ru