Впервые в истории астрономы обнаружили планеты за пределами нашего Млечного пути

Это безумие!

Впервые в нашем великолепном мире астрофизики открыли несколько планет в другой галактике, причем разного размера: от маленьких, размером с Луну, до больших, больше Юпитера.

Задача нелегкая, ведь даже в нашей родной галактике Млечного пути очень сложно отыскать экзопланеты. Но благодаря умелому использованию гравитационного микролинзирования, исследователям из Университета Оклахомы это удалось.

Эту технику, впервые предсказанную теорией общей относительности Эйнштейна, используют для обнаружения экзопланет в Млечном пути, и это единственный способ найти самые маленькие и удаленные планеты в тысячах световых лет от Земли.

Когда планета кружится по орбите, гравитационное поле системы способно преломлять свет далекой звезды, лежащей за ней.

Мы знаем, как это выглядит, когда звезд всего две, поэтому когда к этой модели добавляется планета, она еще сильнее отклоняет достигающий нас свет— это и является явным признаком ее наличия.

На данный момент таким способом удалось обнаружить 53 экзопланеты в галактике Млечного пути. Но чтобы найти более далекие планеты, потребуется нечто большее, чем одна звезда.

Астрономы Синью Дай (Xinyu Dai) и Эдуардо Гуэррас (Eduardo Guerras) из Университета Оклахомы изучили квазар RX J1131–1231, находящийся в 6 миллиардах световых лет от нас, — один из самых гравитационно выявленных квазаров в небе.

Гравитационное поле галактики в 3.8 миллиардах световых лет от нас, расположенной между Землей и квазаром, отклоняет свет таким образом, что мы видим четыре изображения квазара, который является активной сверхмассивной черной дырой и очень ярко отображается на рентгенограмме из-за невообразимо горячего аккреционного диска.

Используя данные из рентгеновской обсерватории "Чандра" (НАСА), исследователи обнаружили, что в свете квазара наблюдаются странные линейные энергетические сдвиги, которые можно объяснить только тем, что планеты в галактике линзируют квазар.

Как оказалось, 2000 свободнолетящих планет с массами от Луны до Юпитера кружатся вокруг центра галактики среди звезд.

"Мы очень взволнованы этим открытием. Впервые кто-то нашел планеты за пределами нашей галактики," — говорит Дай.

Конечно, сами планеты мы не увидели, и вряд ли это удастся на нашем веку. Но сама способность находить их является невероятным потверждением возможностей микролинзирования, уж не будем упоминать, что это является доказательством существования планет в других галактиках. Конечно, здравый смысл подсказывает, что они там есть, но всегда неплохо иметь доказательства.

"Перед нами пример того, каким мощным инструментом может быть анализ экстрагалактического микролинзирования," — говорит Гуэррас. — "Эта галактика расположена в 3.8 миллиардах световых лет от нас, и у нас нет ни малейшего шанса увидеть эти планеты напрямую, даже с помощью самых сильных телескопов из какой-нибудь научной фантастики."

"Но все же мы можем изучать их, узнать об их существовании и даже дать оценку их массе. Это крутая наука."

Исследование было опубликовано в The Astrophysical Journal.

Источник: zen.yandex.ru