Впервые на видео: как работает мозг мухи

Американским учёным впервые удалось снять процессы, происходящие в мозгу крохотных мух-дрозофил. Следующими подопытными станут аквариумные рыбки.

Мухи-дрозофилы уже давно помогают ученым изучать процессы, происходящие в мозгу. Несмотря на то, что они устроены проще, чем человек и другие плацентарные — общие механизмы работы нейронов во многом схожи. При этом мухи гораздо доступнее для исследований.

Ранее в мозгу дрозофил был обнаружен своеобразный «компас»,позволяющий им ориентироваться на местности; аналогичные нейронные механизмы помогают и млекопитающим. А недавно специалистам из американского Медицинского института Говарда Хьюза удалось снять на видео работу всей центральной нервной системы (ЦНС) дрозофилы фруктовой (Drosophila melanogaster). Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Личинка дрозофилы была генетически модифицирована таким образом, чтобы ее нейроны синтезировали флуоресцентный белок при испускании импульсов. Для наблюдения был использован микроскоп плоскостного освещения: этот прибор оснащен лазерами, позволяющими получить оптический срез объекта, имеющего флуоресцентные молекулы.

На записи видно, как активируются нейроны дрозофилы, когда она двигается в разные стороны. Подобные наблюдения помогут в изучении процессов взаимодействия нейронов головного и спинного мозга. В дальнейшем ученые планируют использовать микроскоп плоскостного освещения для исследования работы ЦНС у более сложных организмов: взрослых дрозофил, рыбок данио-рерио (Danio rerio) и эмбрионов мышей.

Источник: www.nat-geo.ru